Технологическая карта урока обществознания в 9 классе «Типы экономических систем»
Технологическая карта урока
Планируемые результаты обучения:
личностные:
1) готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формирование системы значимых социальных и межличностных отношений.
предметные:
1) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
2) преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
3) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
4) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Техники и технологии: проблемно-диалогическая техника
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Обществознание. Учебник для 8-9 классов. Под ред. Боголюбова Л.Н. и др.13-е изд. - М.: 2008. — 400 с., Э-ОК «Живой урок», компьютер, проектор, карточки для аргументов.
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
||||
Эмоциональный настрой |
Приветствие. Упражнение «Микрофон» - На прошлом занятии мы начали изучать раздел «Экономика», но прежде чем мы перейдем к новой теме, мне бы хотелось узнать о вашем настроении сегодня, с которым вы пришли на урок, и узнать, что вы ожидаете от занятия. |
Приветствуют учителя Обучающиеся по очереди высказывают свои мысли и предлагают свои варианты новой темы. |
1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; 2) формирование готовности к самообразованию; 3) формирование потребности в самовыражении и самореализации. |
1) умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 2) проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; 3) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; 4) применение основ саморегуляции и эмоционального состояния. |
1) формирование собственного мнения и позиции; 2) адекватное использование речи для планирования своей деятельности; 3) построение понятных для партнера высказываний. |
1) умение произвольного и сознательного выбора между общими приемами решения задач. |
|
1. Актуализация знаний |
Учитель в форме беседы задает вопросы, проверяет, как ученики усвоили предыдущий материал: - Спасибо за ваши ответы. А сейчас мы постараемся вспомнить некоторые теоретические основы нашего курса, чтобы мы могли двигаться дальше. Итак, что же такое экономика? - Какие составляющие экономической деятельности вы знаете? - На какие же вопросы нам необходимо ответить в процессе экономической деятельности? - Спасибо за активную работу. Вы совершенно правильно ответили на все вопросы. Главная цель нашего сегодняшнего занятия – изучение того, как люди пытались ответить на три главных вопроса экономики в разные исторические эпохи. |
Вспоминают определения экономики (экономика как искусство ведения хозяйства; экономика как совокупность хозяйственных связей в стране; экономика как наука). Называют четыре стадии экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Называют три главных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? |
1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; 2) формирование готовности к самообразованию. |
1) осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
1) организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а также определение целей и функций участников и способы взаимодействия; 2) осуществление взаимного контроля и содействие в сотрудничестве; 3) умение строить монологические высказывания. |
||
2. Первичное усвоение новых знаний |
- Тема нашего занятия: «Типы экономических систем. Право собственности в современной экономике». - Попробуйте выделить вопросы, из которых можно составить план изучения этой темы. - Откройте, пожалуйста, необходимые материалы на ваших девайсах. - Давайте попробуем сформулировать, что же такое система? - А теперь мы попробуем выяснить, что такое экономическая система. - Вы можете назвать типы экономических систем? - После того, как мы познакомились с типами экономических систем, постараемся рассмотреть особенности каждой из них. Для этого составим сравнительную таблицу. |
Записывают в тетрадях тему урока. Предлагают свои варианты плана и вместе с учителем составляют следующий план: 1) Понятие «экономические системы». 2) Типы экономических систем. 3) Формы собственности в экономике. Предлагают варианты определений, которые учитель фиксирует на доске. Окончательный вариант определения проверяют по словарю: http://lib.dnevnik.ru/dictionaries/dictionary.aspx?dictionary=1&word=24300 Открывают учебный текст и формулируют определение экономической системы. Перечисляют типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная и смешанная. Записывают в тетради шаблон таблицы: https://docs.google.com/document/d/1u7495Ytn5IXqit2Ute_c1rnsuqiDSed-wVlBMNkLUJI/edit?usp=sharing Кратко записывают основные характеристики каждой экономической системы. Особое внимание следует уделить вопросу об отношениях собственности. |
1) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; 2) формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; 3) формирование учебно-познавательного интереса у новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
1) умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; 2) умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 3) умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; 4) оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям денной задачи. |
1) учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; 2) адекватное использование речи для планирования своей деятельности; 3) владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ. |
1) осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2) осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3) умение составлять план текста; 4) сравнение между собой объектов, описанных в тексте, выделение двух-трех существенных признаков; 5) решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста; 6) сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме; 7) структурирование текста и его использование в тексте таблицы; 8) формулировка несложных выводов, основанных на тексте; 9) умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
|
3. Первичная проверка |
- Теперь давайте попробуем объяснить, с чем может быть связан переход от одной экономической системы к другой и их устойчивость в кризис. Для этого проведем небольшие дебаты. Разделитесь на две группы: 1 группа – Командно-административная экономика устойчива в кризис; 2 группа - Командно-административная экономика - не устойчива в кризис. - Проверим наши предположения, рассмотрев следующую схему: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D.swf |
Ученики приводят по три аргумента в защиту своей позиции, которые в случайном порядке расположены на слайде презентации: https://docs.google.com/presentation/d/1RCWTfO1Z9DrK645zfo4X2A6pVSK7AXrdJOj7BaeMwPw/edit?usp=sharing и фиксируют их в карточках (Приложение 1). После обсуждения приходят к выводу о несовершенстве как рыночной, так и командно-административной экономических систем появление смешанной экономической системы. Рассматривают вместе с учителем ЭОР, делают свои замечания по ходу обсуждения. |
1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; 2) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. |
1) планирование путей достижения цели; 2) планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
1) умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2) умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 3) умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; 4) умение устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений; 5) умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; 6) умение строить монологическое высказывание. |
1) умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; 2) умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции; 3) умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; 4) умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения; 5) умение участвовать в учебном диалоге или обсуждении 6) умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
4. Первичное закрепление |
- Изучив особенности каждой экономической системы, пройдите, пожалуйста, итоговый тест. |
Проходят итоговый тест посредствам Э-ОК «Живой урок» |
1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
1) умение устанавливать целевые приоритеты; 2) умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
1) владение рядом общих приемов решения задач; 2) понимание информации, представленной разными способами. |
Оценивание через ЭО-К «Живой урок» |
|
6. Домашнее задание |
Параграф 22, вопросы (у) |
||||||
7. Рефлексия |
- Давайте обобщим то, что мы узнали сегодня. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1) Сегодня я узнал… 2) Мне было интересно… 3) Мне понравилось/не понравилось… - Оценки за активную работу на уроке получают… Итоговые оценки за тест вы узнаете, как только я его проверю. Спасибо за урок. |
Называют типы экономических систем, формы собственности, оставляют свой отзыв об уроке. |
Приложение 1
Группа 1: Командно-административная экономика устойчива в кризис |
Группа 2: Командно-административная экономика не устойчива в кризис |
Аргумент 1: |
Аргумент 1: |
Аргумент 2: |
Аргумент 2: |
Аргумент 3: |
Аргумент 3: |
Михеева Лариса Александровна