Технологическая карта урока обществознания в 9 классе «Типы экономических систем»

1
0
Материал опубликован 3 December 2015

Технологическая карта урока

Предмет: Обществознание
Класс: 9
Тема урока: Типы экономических систем
Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

личностные: 

1) готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;

2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формирование системы значимых социальных и межличностных отношений.

предметные: 

1) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

2) преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

метапредметные: 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

3) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Техники и технологии: проблемно-диалогическая техника

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Обществознание. Учебник для 8-9 классов. Под ред. Боголюбова Л.Н. и др.13-е изд. - М.: 2008. — 400 с., Э-ОК «Живой урок», компьютер, проектор, карточки для аргументов.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 

Эмоциональный настрой

Приветствие.

Упражнение «Микрофон»

- На прошлом занятии мы начали изучать раздел «Экономика», но прежде чем мы перейдем к новой теме, мне бы хотелось узнать о вашем настроении сегодня, с которым вы пришли на урок, и узнать, что вы ожидаете от занятия.

Приветствуют учителя

Обучающиеся по очереди высказывают свои мысли и предлагают свои варианты новой темы.

1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

2) формирование готовности к самообразованию;

3) формирование потребности в самовыражении и самореализации.

1) умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2) проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

3) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

4) применение основ саморегуляции и эмоционального состояния.

1) формирование собственного мнения и позиции;

2) адекватное использование речи для планирования своей деятельности;

3) построение понятных для партнера высказываний.

1) умение произвольного и сознательного выбора между общими приемами решения задач.

 

1. Актуализация знаний

Учитель в форме беседы задает вопросы, проверяет, как ученики усвоили предыдущий материал:

- Спасибо за ваши ответы. А сейчас мы постараемся вспомнить некоторые теоретические основы нашего курса, чтобы мы могли двигаться дальше. Итак, что же такое экономика?

- Какие составляющие экономической деятельности вы знаете?

- На какие же вопросы нам необходимо ответить в процессе экономической деятельности?

- Спасибо за активную работу. Вы совершенно правильно ответили на все вопросы. Главная цель нашего сегодняшнего занятия – изучение того, как люди пытались ответить на три главных вопроса экономики в разные исторические эпохи.

Вспоминают определения экономики (экономика как искусство ведения хозяйства; экономика как совокупность хозяйственных связей в стране; экономика как наука).

Называют четыре стадии экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.

Называют три главных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

2) формирование готовности к самообразованию.

1) осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

1) организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а также определение целей и функций участников и способы взаимодействия;

2) осуществление взаимного контроля и содействие в сотрудничестве;

3) умение строить монологические высказывания.

   

2. Первичное усвоение новых знаний

- Тема нашего занятия: «Типы экономических систем. Право собственности в современной экономике».

- Попробуйте выделить вопросы, из которых можно составить план изучения этой темы.

- Откройте, пожалуйста, необходимые материалы на ваших девайсах.

- Давайте попробуем сформулировать, что же такое система?

- А теперь мы попробуем выяснить, что такое экономическая система.

- Вы можете назвать типы экономических систем?

- После того, как мы познакомились с типами экономических систем, постараемся рассмотреть особенности каждой из них. Для этого составим сравнительную таблицу.

Записывают в тетрадях тему урока.

Предлагают свои варианты плана и вместе с учителем составляют следующий план:

1) Понятие «экономические системы».

2) Типы экономических систем.

3) Формы собственности в экономике.

Предлагают варианты определений, которые учитель фиксирует на доске. Окончательный вариант определения проверяют по словарю: http://lib.dnevnik.ru/dictionaries/dictionary.aspx?dictionary=1&word=24300

Открывают учебный текст и формулируют определение экономической системы.

Перечисляют типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная и смешанная.

Записывают в тетради шаблон таблицы: https://docs.google.com/document/d/1u7495Ytn5IXqit2Ute_c1rnsuqiDSed-wVlBMNkLUJI/edit?usp=sharing

Кратко записывают основные характеристики каждой экономической системы. Особое внимание следует уделить вопросу об отношениях собственности.

1) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

2) формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

3) формирование учебно-познавательного интереса у новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

1) умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

2) умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3) умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

4) оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям денной задачи.

1) учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

2) адекватное использование речи для планирования своей деятельности;

3) владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ.

1) осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2) осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) умение составлять план текста;

4) сравнение между собой объектов, описанных в тексте, выделение двух-трех существенных признаков;

5) решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста;

6) сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме;

7) структурирование текста и его использование в тексте таблицы;

8) формулировка несложных выводов, основанных на тексте;

9) умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

 

3. Первичная проверка

- Теперь давайте попробуем объяснить, с чем может быть связан переход от одной экономической системы к другой и их устойчивость в кризис. Для этого проведем небольшие дебаты. Разделитесь на две группы:

1 группа – Командно-административная экономика устойчива в кризис;

2 группа - Командно-административная экономика - не устойчива в кризис.

- Проверим наши предположения, рассмотрев следующую схему: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D.swf

Ученики приводят по три аргумента в защиту своей позиции, которые в случайном порядке расположены на слайде презентации: https://docs.google.com/presentation/d/1RCWTfO1Z9DrK645zfo4X2A6pVSK7AXrdJOj7BaeMwPw/edit?usp=sharing и фиксируют их в карточках (Приложение 1).

После обсуждения приходят к выводу о несовершенстве как рыночной, так и командно-административной экономических систем  появление смешанной экономической системы.

Рассматривают вместе с учителем ЭОР, делают свои замечания по ходу обсуждения.

1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

1) планирование путей достижения цели;

2) планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

1) умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2) умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

3) умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

4) умение устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений;

5) умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами;

6) умение строить монологическое высказывание.

1) умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

2) умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

3) умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

4) умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения;

5) умение участвовать в учебном диалоге или обсуждении

6) умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

 

4. Первичное закрепление

- Изучив особенности каждой экономической системы, пройдите, пожалуйста, итоговый тест.

Проходят итоговый тест посредствам Э-ОК «Живой урок»

1) формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

1) умение устанавливать целевые приоритеты;

2) умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

 

1) владение рядом общих приемов решения задач;

2) понимание информации, представленной разными способами.

Оценивание через ЭО-К «Живой урок»

6. Домашнее задание

Параграф 22, вопросы (у)

           

7. Рефлексия

- Давайте обобщим то, что мы узнали сегодня. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Сегодня я узнал…

2) Мне было интересно…

3) Мне понравилось/не понравилось…

- Оценки за активную работу на уроке получают…

Итоговые оценки за тест вы узнаете, как только я его проверю. Спасибо за урок.

Называют типы экономических систем, формы собственности, оставляют свой отзыв об уроке.

         

Приложение 1

Группа 1: Командно-административная экономика устойчива в кризис

Группа 2: Командно-административная экономика не устойчива в кризис

Аргумент 1:

Аргумент 1:

Аргумент 2:

Аргумент 2:

Аргумент 3:

Аргумент 3:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо, в первой работе, наконец - то, увидела планируемые результаты и УУД

6 February 2016

Похожие публикации