12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Семкова Галина Анатольевна18

Тетрадь моих открытий
PPTX / 1.4 Мб

/data/files/p1581933297.pptx (Тетрадь моих открытий)Методическая разработка «Тетрадь моих открытий»

Автор: Семкова Г.А.

Программа по математике Л.Г Петерсон, по которой я работаю с 2010 года, ставит перед учителем задачу: формировать функционально грамотную личность, т.е. человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего свободно добывать знания и использовать их для решения жизненно необходимых задач.

Для достижения данной цели использую в своей работе деятельностный метод, который позволяет включить учеников в самостоятельную учебную деятельность.

Деятельностный подход к обучению школьника, поставленный современной педагогикой во главу угла, переносит акценты с конечного результата на систему действий, необходимых для получения этого результата.

Важно не то, что ты сделаешь, а как ты будешь это делать, ведь правильные действия приведут к качественному результату.

Считаю важным научить на уроках математики правильному и чёткому выполнению определённой последовательности действий. Формирование алгоритмического мышления – одна из важнейших задач современной школы, так как современный уровень развития науки и техники требует формирования у учащихся навыков именно такого мышления. В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий, схем.

В своей работе отрабатываю навыки алгоритмического мышления на уроках рефлексии, цель которых - сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности. Учащимся приходится на этапе локализации затруднений на математическом языке проговорить возникшие затруднения, проанализировать их и, применяя эталоны из «Тетради моих открытий» построить проект выхода из создавшейся ситуации. Это позволяет формировать математическую речь, способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Такая кропотливая работа помогает отработать и закрепить изученный материал, действуя по плану. В процессе фиксации правил и алгоритмов активизируется зрительная память, внимание, логическое мышление. Кроме того, у учащихся появляется возможность в соответствии со своими способностями выбрать свой максимум из предложенных заданий, что позволяет осуществлять разноуровневое обучение.

Учащиеся, выполнившие без ошибок, предложенную работу, сами выбирают задание повышенного уровня, что повышает учебную мотивацию. Это могут быть задания повышенного уровня сложности на данную тему, задания опережающего характера, где придётся применить алгоритм для другого типа задания.

Методов деятельностного подхода, увеличивающих эффективность работы учителя по математике в начальной школе, является работа с Эталонами.

Под эталоном мы понимаем знаковую фиксация способа действия (нормы N). Эталон может быть представлен в разных видах (правило, алгоритм, формула, опорная схема и пр.). Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых действий и, во-вторых, был сконструирован самими учащимися на уроке открытия нового знания, понятен им и являлся реальным инструментом выполнения заданий данного типа.

Для конструирования Эталонов каждый учащийся имеет тетрадь, которая называется «Тетрадь моих открытий». В ней он фиксирует все основные выводы, схемы или алгоритмы по данной теме, чтобы в дальнейшем воспользоваться ими при выполнении домашней или самостоятельной работы.

Образец – это результат реализации этой нормы на конкретном примере. Например, образцом для самопроверки текстовой задачи будет ответ к ней.

Подробный образец – полное описание хода выполнения задания. Например, подробным образцом для самопроверки текстовой задачи будет заполненная схема-модель задачи, все действия с пояснениями, выполненные в ходе решения задачи, и полный ответ.

Эталон для самопроверки – реализация способа действия, соотнесенная с эталоном (то есть подробный образец выполнения задания и все правила, которые применялись).

Для самопроверки учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них не сразу. Сначала они учатся проверять свою работу по образцу, далее – по подробному образцу, затем поэтапно переходят к использованию эталона для самопроверки, и лишь после этого – к самоконтролю по эталону

Основной целью работы с «Тетрадью моих открытий» является выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие). Эта работа проводится по-разному для групп учащихся, получивших разные результаты при самопроверке самостоятельной работы:

1) учащиеся, не зафиксировавшие ошибки, выполняют самопроверку своих работ по эталону для самопроверки (чтобы исключить ситуацию, когда ответ случайно верный, а ход выполнения задания или его оформление – нет).

2) учащиеся, зафиксировавшие ошибки, выявляют и фиксируют с помощью алгоритма самопроверки место затруднения (где именно допущена ошибка) и причину затруднения (алгоритм, правило, свойство и т.д., в котором допущена ошибка); при необходимости для выявления места затруднения учащимся предоставляется подробный образец, а для выявления причины затруднения – эталон для самопроверки.

Для учащихся, допустивших ошибки в самостоятельной работе организуется:

1) самостоятельное исправление ошибок (при необходимости используется эталон для самопроверки);

2) выполнение и/или конструирование заданий на те знания, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);

3) самопроверка этих тренировочных заданий по образцу.

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, выполняют задания более высокого уровня сложности или выступают в качестве консультантов для учащихся, допустивших ошибки.

Работа с тетрадью формирует регулятивные УУД, что позволяет учащимся фиксировать собственные затруднения и находить способы их решения, способствует формированию алгоритмического мышления.

Данную тетрадь с эталонами возможно использовать на разных видах уроков.

Например: на уроке открытия новых знаний в этой тетради фиксируются основные выводы по теме; на уроке рефлексии, на этапе самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону, то же при выполнении домашней работы.

Учащиеся, которые систематически используют «Тетрадь моих открытий» более успешны в обучении математике на начальных этапах.

Литература:

1. Трапезникова Л.А. «Метод рефлексии на уроках математики в начальной школе», режим доступа: https://clck.ru/MBGry

2.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.

3.Петерсон Л.Г.,Кубышева М.А. «Типология уроков деятельностной направленности» в образовательной системе «Школа 2000…», Изд.ACADEMIA АПК и ПРО Москва 2008г.

4


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.