Методическая разработка внеурочного занятия «Симбирск Православный» (3–4 классы)
Методическая разработка внеурочного занятия
по курсу «Моя малая Родина»
Тема: Симбирск православный
3-4 классы
Учителя начальных классов МБОУ СШ №41 г. Ульяновска
Левштановой Любови Евгеньевны
Цель: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Задачи:
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.
Обогащать историко-культурный словарь учащихся.
Учить работать с источниками информации.
-
Обобщить и закрепить знания учащихся об архитектурных памятниках Ульяновска.
Знакомить с исторической застройкой города.
-
Оргмомент. Цель. Приветствие гостей.
-
Добрый день, Добрый час!
Очень рады видеть вас.
К гостям вместе повернулись,
И все дружно улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Учитель.
Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на занятии курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина».
-
-
Мотивация учебной деятельности. Цель. Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность.
-
Учитель.
Ребята, вы познакомились с историческим центром нашего города. Узнали о сохранившихся старинных зданиях. Я хочу пригласить вас в путешествие по старому Симбирску. Но прежде давайте посмотрите, что вам уже знакомо.
- Работать будете в командах. За правильный ответ получаете орден «Знатоку истории Симбирска», за дополнительный ответ – медаль «Преуспевающему». Две медали равноценны одному ордену.
3. Актуализация знаний. Цель. Повторение изученного материала для открытия новых знаний.
Задание 1. Назовите, какие образовательные или культурные учреждения находятся в этих зданиях?
- Областная библиотека им. В.И. Ленина, краеведческий отдел. Музей редких книг.
- Областная филармония
- краеведческий и художественный музеи.
- Гимназия №1. Музей мужской классической гимназии.
- Сельскохозяйственная академия.
- Дом-музей писателя И.А. Гончарова.
Задание 2. Разложите старые фотографии в порядке исторических названий.
- Дом дворянского собрания.
- Дом Гончаровых.
- Дом общественного собрания.
- Здание присутственных мест.
- Мужская классическая гимназия.
- Дом-памятник И.А. Гончарову
Задание 3. Учитель.
Я оставляю каждой команде по 2 фотографии. Что вы можете рассказать об этих памятниках истории ?
(Полминуты на размышление. Рассказы детей. Раздача жетонов.)
4. Обобщение и систематизация ранее изученного материала. Цель. Создание условий для осознанной значимости изученного материала, для формулирования самостоятельных выводов.
Учитель.
- Какое общее понятие объединяют эти здания?
(Они являются Памятниками архитектуры – на доску.)
- Что такое архитектура? (Это искусство проектировать и строить здания, сооружения)
- Какой синоним к слову архитектура вы можете подобрать? (Зодчество – на доску)
- Этих архитектурным памятникам более 100 лет. Почему они так хорошо сохранились?
(Их реставрируют, за ними ухаживают. Они находятся под охраной государства.)
Учитель.
- Слово ПАМЯТНИК произошло от слова память. Это память о чём?
- Память о прошлом.
Вывод. Мы можем их назвать не только памятниками архитектуры. Но и памятниками истории, памятниками культуры нашего народа, они могут рассказать нам о том времени, когда они строились, о людях, которые их строили.
Учитель.
Посмотрите, как прекрасен наш город! Как приятно прогуляться по его улицам, бульварам!
(Слайды современного города)
Памятники архитектуры являются украшением нашего города. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы наш город был всегда таким красивым?
Вывод. (Нужно любить и беречь свой город, не портить стены зданий, не засорять улицы).
5. Практическая работа по сбору информации. Цель. Учить работать с первоисточниками.
Учитель.
-На этой выставке представлена краеведческая литература, из которой вы можете больше узнать об истории города Симбирска-Ульяновска. Я хочу представить новую для вас книгу. Это альбом фотографий старого Симбирска. Коллекцию фотографий собрал наш краевед, историк Сергей Львович Сытин. Благодаря его многолетнему труду, мы можем иметь представление о том, как жили наши предки – симбиряне.
Учитель.
Задание 4. Для выполнения этого задания вам понадобиться наблюдательность. О чём может рассказать старая фотография?
(рассказывают по - очереди)
Учитель.
- Ребята, вы - молодцы! Внимательные, любознательные, сообразительные.
6. Работа по изучению новой темы. Цель. Восприятие новых знаний.
Учитель.
Мы отправляемся в Симбирск начала 20 века. Стрелки часов мы развернём и путешествовать начнём!
- Добро пожаловать в град Симбирск – Славный и Похвальный.
(Несколько слайдов в сопровождении музыки. Останавливаемся на панораме Симбирска.)
Что вы заметили интересного в нашем граде - Симбирске?
( Мы видим много церквей, соборов)
Учитель. А как вы поняли это? Чем храм отличается от обычного дома?
Ученик: У храма есть купол и на куполе крест.
Учитель. Верно. Крест - символ православной веры, он защищает нас от врагов видимых и невидимых.
Учитель. Симбирск издавна славился своими церквами. Стоящий на венце, с горящими на солнце куполами церквей, он привлекал к себе взор любого проезжего человека. (Слайд)
Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными селами.
Только крыши домов, да макушки церквей.
Поднялись над садами веселыми.
Учитель.
Храмы также считаются архитектурными памятниками. Это памятники христианской культуры. Строительство любого храма не обходилось без соборной молитвы к Богу с просьбой о помощи. Ребята, что такое храм в вашем понимании?
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
Учитель.
Для православного человека храм - это место незримого обитания Бога на земле.
В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то — С Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда!
Учитель.
- Итак, мы находимся на центральной улицы Симбирска по названием Большая Саратовская (ныне улица Гончарова). Впереди уже видны купола одного из симбирских соборов. Давайте подойдём поближе и экскурсовод Матвей расскажет нам о нём. А вы, ребята, слушайте внимательно! Когда мы вернёмся обратно, я спрошу о том, что нового вы узнали.
Вознесенский собор был построен в начале 20 века на месте, где уже ранее находился храм. Старый храм разобрали, за исключением колокольни, а на его месте построили красивый собор.. Получил название в честь восшествия Иисуса Христа во плоти на небо. Собор увенчан куполами и шатрами. Автор проекта - архитектор Николай Александрович Розетти . Собор высокий, хорошо просматривался со всех точек города, а на верхнем ярусе колокольни были установлены городские часы, подаренные городу графом В.П. Орловым-Давыдовым. ( На доске вывешивает фотографию и название собора)
Учитель. Эти часы в конце 20 века поместили на Доме Гончаровых.
- Храм находится на пересечении улицы Большой Саратовской с улицей Московской.
(ныне улица Ленина). Предлагаю пройтись по ней к главной площади города, которая называется Соборная. Как думаете, почему площадь так назвали?
- На этой площади в старом Симбирске находилось 2 собора. О них нам расскажут Лера и Ильмира.
Этот собор построен симбирянами в начале 18 века. До середины 19 века этот собор считался главным в Симбирске и именовался Свято-Троицким. После возведения рядом нового Свято-Троицкого собора, главный престол был переименован во имя Святителя Николая Чудотворца и с тех пор назывался уже Николаевским собором.
Над центральной частью Николаевского собора покоился большой светлый купол, а по углам располагались четыре небольших купола. Вначале собор имел лишь небольшую деревянную звонницу, вместо которой позже построили высокую четырехъярусную колокольню. Сначала колокольня стояла отдельно от собора и только впоследствии была соединена с ним.
Новый Троицкий собор построили трехпрестольный. Получил название во имя Святой Троицы. После изгнания наполеоновских войск из пределов Отечества симбирское дворянство решило посвятить один придел во имя св. благоверного князя Александра Невского. Разместили новый храм рядом с Николаевским собором в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Он кружен четырьмя коллонадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге Автором собора стал одаренный архитектор Михаил Петрович Коринфский. В закладке первого камня участвовал русский император Александр 1.Собственной колокольни при новом соборе не было. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. Со времени старого города в нем сохранялся Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившейся на главных воротах Симбирска. Учитель. Нам пора возвращаться в Ульяновск. На следующих уроках мы продолжим прогулки по Симбирску. (стрелки часов назад)
7. Мини-викторина. Цель. Первичное закрепление полученных знаний.
8. Подведение итогов. Учитель. В Симбирске было много храмов, о чем это нам говорит?
(О том, что люди испокон веков, жили с верою в Бога, с верою в Добро, о том, что для православного человека – это традиция, посещать Божий храм.)
Учитель
- Ребята. Вы обратили внимание на то, что наши экскурсоводы рассказывали о симбирских соборах в прошедшем времени?
(Храмы не сохранились)
Учитель. Они действительно не сохранились до наших дней. В истории нашей страны России были трудные времена для верующих в Бога людей. Управлять нашей страной стали люди, которые сами не хотели ходить в храмы. Они стали их разрушать, несмотря на великолепие, мощность, красоту. Мы потеряли не только памятники архитектуры. С древних времен храм был местом молитвы, местом, где человек мог обдумать свою жизнь, свои поступки и понять, насколько они соответствуют заповедям Божьим, законам нравственности. То есть храм давал возможность очиститься душевно.
Учитель. Как вы думаете, что чувствовал тогда, да и сейчас верующий народ?
(Трагедию, душевную боль, большую утрату)
Пусть прошлое туманно и не близко,
Печаль о нём торжественно светла.
На площадях и улицах Симбирска,
(начинают звучать колокола)
Прислушайся, – звонят колокола.
Прислушайся! Восходит звон из глуби.
Что ни удар, то отзовётся год.
И от волненья пересохнут губы.
И память горькой скорбью обожжёт.
Мы часто на решенья были скоры,
Беспамятны… Но ты нас не кори,
Былой Симбирск. Звонят твои соборы,
И тенями встают монастыри.
И кладбища, что скрыты под бетоном
Дорог и зданий, явственно видны.
Симбирск! К твоим истокам и иконам,
Настанет час, и припадут сыны.
Вывод. Храмы нельзя разрушать. Храмы – это наша культура, история. Храм – это труд и любовь его создателей. Храмы – это душа народа, его вера, духовные традиции. А значит, храм – это и будущее народа.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Своб землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!