Тетрадь взаимосвязи учителя логопеда и воспитателей (темы недель: "Профессии", "Инструменты", "День защитника Отечества", "Наш дом")
Лексическая тема: «ПРОФЕССИИ»
(05.02.24 – 09.02.24)
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | Отметки о выполнении |
1. Развитие общей моторики | ||
Повар варит кашу. Плащ портниха шьет. Доктор лечит Машу. Сталь кузнец кует. Дровосеки рубят. Строят мастера. Что же делать будет, Наша детвора? | имитация с вращением кистей рук махи руками открыть и закрыть ротик, высунув язычок хлопки махи с наклонами имитация с прыжками вверх
поднимание плеч | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Много есть профессий знатных, | соединять пальцы правой руки с большим вытянуть руки вперёд ладонями вверх | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упр. для щек и губ Упр. для языка | «Крутим ручку мясорубки» - максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы». «Маляр» - широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад. | |
4. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Расширять представления о труде взрослых, о необходимости и общественной значимости, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий. Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии». 2. Упр. «Кто, что делает» - обогащение и уточнение глагольного словаря. пример: строитель – строит. певец – поет. швея – шьет. повар – варит. 3. Д/и «Один-много» - образование ед. и мн. ч. сущ. в И.П и Р.П. пример: водитель – водители, много водителей врач – врачи, много врачей учитель – учителя, много учителей 4. Упр. «Раздели слова на слоги» - совершенствование слоговой структуры слова. Детям предлагается прохлопать (протопать, отстучать) слова: двор-ник, шве-я, по-жар-ный, про-да-вец, лет-чик, пе-карь, врач, ху-дож-ник. 5. Д/и «Кому, что нужно» - совершенствовать навык составления предложения, с союзом «А» пример: летчику нужен самолет, а водителю машина парикмахеру нужна расческа, а врачу градусник швее нужна игла, а повару поварешка | | |
5. Развитие связной речи | ||
1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о профессиях по схемам и мнемотаблицам. 2. Чтение с обсуждением произведений: «Какие бывают профессии» Д. Денисова; «Кем быть?» И. Карпова; «Мастер-ломастер» С. Маршак; «Кем хотите стать вы, дети?» Л. Олифирова; «Будущая профессия» Т. Собакин. 3. Толкование пословиц: «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». 4. Упр. «Закончи предложение» - Люди работают, для того, чтобы….. | |
Лексическая тема: «ИНСТРУМЕНТЫ»
(12.02.24 – 16.02.24)
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | Отметки о выполнении |
1. Развитие общей моторики | ||
За дровами мы идём И пилу с собой несём. Вместе пилим мы бревно Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. | дети шагают по кругу
дети в парах, делают движения «пила» круговое движение руками дети в парах, делают движения «пила» поднять руки вверх, изобразить топор движения, словно колют дрова «ух» приседание шагают на месте | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
У сарая слышен стук – | хлопки в ладоши удары кулачок о кулачок последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. сжать и разжать кулачки. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упр. для губ Упр. для языка | «Молоточек» - зубами прикусывать нижнюю, потом верхнюю губу. «Рулетка» - вытягиваем острый язычок, а потом прячем (как упр. «Иголочка») «Дрель» - ставим язычок за верхние зубы на бугорки и на выдохе произносим быстро звук д-д-д-д-д. | |
4. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты»: уточнить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент»; объяснить классификацию инструментов (строительные, музыкальные, сельскохозяйственные и т.п.). 2. Упр. «Музыканты» - обогащение словаря и развитие грамматического строя речи. пример: медвежонок играет на гармошке (он кто?) – гармонист. зайчик играет на барабане (он кто?) – барабанщик. кузнечик играет на скрипке (он кто?) – скрипач. 3. Д/и «Подбери действие» - обогащение и уточнение глагольного словаря. пример: пилой (что делают?) – пилят, распиливают, отпиливают отверткой (что делают?) – прикручивают, откручивают лопатой – копают, закапывают, перекапывают, раскапывают 4. Упр. «Сколько слышишь звуков» - совершенствование определения кол-ва звуков в слове. пример: молоток (6 звуков); пила (4 звука); лопата (6 звуков); ведро (5 звуков) и т.п. 5. Д/и «Нет чего» - образования сущ. И. п. и Р.п.с уменьшительно-ласкательными суффиксами. пример: лопата – лопатка, нет лопатки скрипка – скрипочка, нет скрипочки грабля – грабелька, нет грабельки 6. Упр. «Исправляйка» - совершенствовать навык составления предложения, с отрицательной частицей «Не» и союзом «А». пример: Топором пилят? – нет, топором не пилят, а рубят. Лопатой режут? – нет, лопатой не режут, а копают. На скрипке готовят? – нет, на скрипке не готовят, а играют. | | |
5. Развитие связной речи | ||
1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о инструментах по схемам и мнемотаблицам. 2. Чтение с обсуждением произведений: «Гусли самогуды» р.н.с.; «Какими бывают молотки» С.Маршак; «Каша из топора» А.Н.Афанасьев; «Иголка с ниткой» М.Шапиро; «Как рубанок сделал рубанок» С. Маршак; «Отвертка» С. Черный. 3. Толкование пословиц: «Плотник без топора – что изба без угла», «Плохой мастер винит свои инструменты». | |
Лексическая тема: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
(19.02.24 – 22.02.24)
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | Отметки о выполнении |
1. Развитие общей моторики | ||
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я. | дети ходят на месте. ритмично хлопают. рисуют правой рукой в воздухе вопрос. руки кладут на пояс, выпятив живот вперед рисуют правой рукой в воздухе вопрос изображают, что отсчитывают деньги. рисуют правой рукой в воздухе вопрос. указательным пальцем показывают на себя. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Пальцы эти-все бойцы Удалые молодцы Два - больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых Два гвардейца-храбреца Два – сметливых храбреца Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных Два мизинца – коротышки Очень славные мальчишки! | растопырить пальцы на обеих руках сжать пальцы в кулак, положив обе руки на стол ладон. вниз. (приподнять два больших пальца) (приподнять указательные пальцы) (приподнять средние пальцы) (приподнять безымянные пальцы) (приподнять мизинцы) (хлопнуть ладонями по столу) | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упр. для губ Упр. для языка | «Едет танк» - губами делаем вибрацию «пррррррр» похоже на упражнение «Лошадка фыркает» «Пулемет» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро. | |
4. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Расширять знания детей о нашей Родине, нашей армии. Закрепить знания о том, что 23 февраля – День защитников Отечества – День российской армии. Уточнить и углубить знания о некоторых воинских профессиях: пограничники, ракетчики, пехотинцы и др. 2. Упр. «Один-много» - употребление имен сущ. в ед. и мн. числе И.П. пример: танк – танки ружье – ружья танкист – танкисты
3. Д/и «Кто, где служит» - обогащение словаря по теме недели. пример: В артиллерии служат (кто?) - артиллеристы В небе нашу Родину охраняют (кто?)- летчики На границе охраняют Родину (кто?) - пограничники 4. Упр. «Подбери признак и действие» - расширение словаря слов признаков (прилагательных) и действий (глаголов). пример: Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, мужественный, отважный... Профессия защитника Отечества (какая?) - трудная, уважаемая, опасная... Защищать Родину - это значит (что делать?) - охранять, беречь, сохранять...
5. Д/и «Назови по образцу» - образование существительного обозначающего профессию. пример: вертолет – вертолетчик разведка – разведчик море – моряк 6. Д/и «Какие буквы спрятались» - определить первый и последний звуки в слове. пример: Родина: в начале – [Р], в конце – [А] Воин: в начале – [В], в конце – [Н] | | |
5. Развитие связной речи | ||
1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о защитниках Родины по схемам и мнемотаблицам. 2. Чтение с обсуждением произведений: «Мой брат уехал на границу» О. Высотская; «Рассказ танкиста» А. Твардовский; «Твои защитники» Л. Кассиль. 3. Заучивание стихотворения «Наша армия родная» Л. Некрасова | |
Лексическая тема: «НАШ ДОМ»
(26.02.24 – 01.03.24)
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | Отметки о выполнении |
1. Развитие общей моторики | ||
Справа тук! Слева тук! Впереди тук, тук, тук! Тук, тук молотком Строим, строим новый дом. Вырос дом, огромный дом. Будут дружно все жить в нем. | правой рукой стучат по полу левой рукой стучат по полу одной рукой стучат перед собой стучат кулачками друг о дружку через верх разводят руки в стороны поднимаются на цыпочки делают приглашающий жест | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Целый день тук да тук, Раздается громкий стук. Строим домик зайчат. Строим домик для бельчат. Этот дом для девочек, Этот дом для мальчиков. Вот какой хороший дом, Славно в нем мы заживем! Будем песни распевать, Веселиться и плясать. | кулачками стучат друг о друга соединяют большой и указательный палец соединяют большой и средний палец соединяют большой и безымянный палец соединяем большой и мизинчик соединяют руки над головой (как бы имитируя крышу) растопырить пальцы на обеих руках шевелить всеми пальчиками | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упр. для губ Упр. для челюсти Упр. для языка | «Заборчик у домика» - губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны, удерживать под счет до 10. «Дверь в дом» - широко открыть рот, удержать под счет, затем закрыть. «Красим потолок» - улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад (упр. «Маляр»). | |
4. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом» (фундамент, чум, вигвам, изба, иглу). Познакомить с разными типами домов и его частями. Познакомить с профессиями людей, которые могут принимать участие в строительстве дома (штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник). 2. Упр. «Для того, чтобы» - составление сложноподчиненных предложений (для чего нужна определенная часть дома). пример: крыша – это крыша, она нужна для того, чтобы в дом не попадал дождь. окно – это окно, оно нужно для того, чтобы в дом попадал днем свет. дверь – это дверь, она нужна для того, чтобы человек мог войти в свой дом.
3. Д/и «Отвечайка» - образование однокоренных слов. пример: как можно сказать о маленьком доме? - домик как можно сказать о большом доме? - домище как назовем дела, которые выполняем дома? - домашние как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? – домохозяйка
4. Упр. «Исправь ошибку» - согласование слов в предложении в роде, числе и падеже. пример: в моем доме три этажов – в моем доме три этажа у дома кирпичный крыша – у дома кирпичная крыша моя дом прочный – мой дом прочный 5. Д/и «Какой дом» - образование относительных прилагательных. пример: из кирпича – кирпичный из соломы – соломенный из льда – ледяной | | |
5. Развитие связной речи | ||
1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы на тему «Наш дом» по схемам и мнемотаблицам. 2. Чтение с обсуждением произведений: «Ступеньки» Н. Носов; «Кошкин дом» С. Маршак. 3. Заучивание стихотворения «Дома» А. Барто | |