Тетрадь взаимосвязи учителя логопеда и воспитателей (темы недель: "Профессии", "Инструменты", "День защитника Отечества", "Наш дом")

0
0
Материал опубликован 25 July в группе


Лексическая тема: «ПРОФЕССИИ»

(05.02.24 – 09.02.24)


Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Отметки о выполнении

1. Развитие общей моторики

Повар варит кашу. 

Плащ портниха шьет. 

Доктор лечит Машу. 

Сталь кузнец кует. 

Дровосеки рубят. 

Строят мастера. 

Что же делать будет, 

Наша детвора?

имитация с вращением кистей рук

махи руками

открыть и закрыть ротик, высунув язычок

хлопки

махи с наклонами

имитация с прыжками вверх

поднимание плеч





2. Развитие мелкой моторики

Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.

соединять пальцы правой руки с большим
соединять пальцы левой руки с большим


последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.


сжимать и разжимать кулачки

вытянуть руки вперёд ладонями вверх


3. Развитие артикуляционной моторики

Упр. для щек и губ



Упр. для языка

«Крутим ручку мясорубки» - максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».


«Маляр» - широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад.




4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Расширять представления о труде взрослых, о необходимости и общественной значимости, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий. Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии».

2. Упр. «Кто, что делает» - обогащение и уточнение глагольного словаря.

пример: строитель строит.

певец поет.

швея – шьет.

повар – варит.


3. Д/и «Один-много» - образование ед. и мн. ч. сущ. в И.П и Р.П.

пример: водитель – водители, много водителей

врач – врачи, много врачей

учитель – учителя, много учителей


4. Упр. «Раздели слова на слоги» - совершенствование слоговой структуры слова. Детям предлагается прохлопать (протопать, отстучать) слова: двор-ник, шве-я, по-жар-ный, про-да-вец, лет-чик, пе-карь, врач, ху-дож-ник.


5. Д/и «Кому, что нужно» - совершенствовать навык составления предложения, с союзом «А»

пример: летчику нужен самолет, а водителю машина

парикмахеру нужна расческа, а врачу градусник

швее нужна игла, а повару поварешка


















5. Развитие связной речи

1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о профессиях по схемам и мнемотаблицам.

2. Чтение с обсуждением произведений: «Какие бывают профессии» Д. Денисова; «Кем быть?» И. Карпова; «Мастер-ломастер» С. Маршак; «Кем хотите стать вы, дети?» Л. Олифирова; «Будущая профессия» Т. Собакин.

3. Толкование пословиц: «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

4. Упр. «Закончи предложение» - Люди работают, для того, чтобы…..









Лексическая тема: «ИНСТРУМЕНТЫ»

(12.02.24 – 16.02.24)


Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Отметки о выполнении

1. Развитие общей моторики

За дровами мы идём              

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно.                  

Чтобы печку протопить,        

Много надо напилить.            

Чтоб дрова полезли в печку,  

Их разрубим на дощечки.      

А теперь их соберём              

И в сарайчик отнесём.          


дети шагают по кругу 

 

дети в парах, делают движения «пила»

круговое движение руками


дети в парах, делают движения «пила»


поднять руки вверх, изобразить топор

движения, словно колют дрова «ух»

приседание 

шагают на месте




2. Развитие мелкой моторики

У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.

хлопки в ладоши

удары кулачок о кулачок

последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

сжать и разжать кулачки.


3. Развитие артикуляционной моторики


Упр. для губ




Упр. для языка

«Молоточек» - зубами прикусывать нижнюю, потом верхнюю губу.


«Рулетка» - вытягиваем острый язычок, а потом прячем (как упр. «Иголочка»)

«Дрель» - ставим язычок за верхние зубы на бугорки и на выдохе произносим быстро звук д-д-д-д-д.




4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты»: уточнить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент»; объяснить классификацию инструментов (строительные, музыкальные, сельскохозяйственные и т.п.).


2. Упр. «Музыканты» - обогащение словаря и развитие грамматического строя речи.

пример: медвежонок играет на гармошке (он кто?) гармонист.

зайчик играет на барабане (он кто?) барабанщик.

кузнечик играет на скрипке (он кто?) – скрипач.


3. Д/и «Подбери действие» - обогащение и уточнение глагольного словаря.

пример: пилой (что делают?) – пилят, распиливают, отпиливают

отверткой (что делают?) – прикручивают, откручивают

лопатой – копают, закапывают, перекапывают, раскапывают


4. Упр. «Сколько слышишь звуков» - совершенствование определения кол-ва звуков в слове.

пример: молоток (6 звуков); пила (4 звука); лопата (6 звуков); ведро (5 звуков) и т.п.


5. Д/и «Нет чего» - образования сущ. И. п. и Р.п.с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

пример: лопата – лопатка, нет лопатки

скрипка – скрипочка, нет скрипочки

грабля – грабелька, нет грабельки

6. Упр. «Исправляйка» - совершенствовать навык составления предложения, с отрицательной частицей «Не» и союзом «А».

пример: Топором пилят? – нет, топором не пилят, а рубят.

Лопатой режут? – нет, лопатой не режут, а копают.

На скрипке готовят? – нет, на скрипке не готовят, а играют.


















5. Развитие связной речи

1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о инструментах по схемам и мнемотаблицам.

2. Чтение с обсуждением произведений: «Гусли самогуды» р.н.с.; «Какими бывают молотки» С.Маршак; «Каша из топора» А.Н.Афанасьев; «Иголка с ниткой» М.Шапиро; «Как рубанок сделал рубанок» С. Маршак; «Отвертка» С. Черный.

3. Толкование пословиц: «Плотник без топора – что изба без угла», «Плохой мастер винит свои инструменты».







Лексическая тема: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

(19.02.24 – 22.02.24)


Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Отметки о выполнении

1. Развитие общей моторики

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я.

дети ходят на месте.

ритмично хлопают.

рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

руки кладут на пояс, выпятив живот вперед

рисуют правой рукой в воздухе вопрос

изображают, что отсчитывают деньги.

рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

указательным пальцем показывают на себя.




2. Развитие мелкой моторики

Пальцы эти-все бойцы

Удалые молодцы

Два - больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых

Два гвардейца-храбреца

Два – сметливых храбреца

Два – героя безымянных.

Но в работе очень рьяных

Два мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки!

растопырить пальцы на обеих руках

сжать пальцы в кулак, положив обе руки на стол ладон. вниз.


(приподнять два больших пальца)


(приподнять указательные пальцы)

(приподнять средние пальцы)


(приподнять безымянные пальцы)


(приподнять мизинцы)

(хлопнуть ладонями по столу)


3. Развитие артикуляционной моторики


Упр. для губ




Упр. для языка

«Едет танк» - губами делаем вибрацию «пррррррр» похоже на упражнение «Лошадка фыркает»


«Пулемет» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро.




4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Расширять знания детей о нашей Родине, нашей армии. Закрепить знания о том, что 23 февраля – День защитников Отечества – День российской армии. Уточнить и углубить знания о некоторых воинских профессиях: пограничники, ракетчики, пехотинцы и др.


2. Упр. «Один-много» - употребление имен сущ. в ед. и мн. числе И.П.

пример: танк – танки

ружье – ружья

танкист – танкисты

3. Д/и «Кто, где служит» - обогащение словаря по теме недели.

пример: В артиллерии служат (кто?) - артиллеристы

В небе нашу Родину охраняют (кто?)- летчики

На границе охраняют Родину (кто?) - пограничники


4. Упр. «Подбери признак и действие» - расширение словаря слов признаков (прилагательных) и действий (глаголов).

пример: Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, мужественный, отважный...

Профессия защитника Отечества (какая?) - трудная, уважаемая, опасная...

Защищать Родину - это значит (что делать?) - охранять, беречь, сохранять...

5. Д/и «Назови по образцу» - образование существительного обозначающего профессию.

пример: вертолет – вертолетчик

разведка – разведчик

море – моряк

6. Д/и «Какие буквы спрятались» - определить первый и последний звуки в слове.

пример: Родина: в начале – [Р], в конце – [А]

Воин: в начале – [В], в конце – [Н]


















5. Развитие связной речи

1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы о защитниках Родины по схемам и мнемотаблицам.

2. Чтение с обсуждением произведений: «Мой брат уехал на границу» О. Высотская; «Рассказ танкиста» А. Твардовский; «Твои защитники» Л. Кассиль.

3. Заучивание стихотворения «Наша армия родная» Л. Некрасова







Лексическая тема: «НАШ ДОМ»

(26.02.24 – 01.03.24)


Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Отметки о выполнении

1. Развитие общей моторики

Справа тук!

Слева тук!

Впереди тук, тук, тук!

Тук, тук молотком

Строим, строим новый дом.

Вырос дом, огромный дом.

Будут дружно все жить в нем.

правой рукой стучат по полу

левой рукой стучат по полу

одной рукой стучат перед собой

стучат кулачками друг о дружку

через верх разводят руки в стороны

поднимаются на цыпочки

делают приглашающий жест




2. Развитие мелкой моторики

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Строим домик зайчат.

Строим домик для бельчат.

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Славно в нем мы заживем!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.


кулачками стучат друг о друга


соединяют большой и указательный палец

соединяют большой и средний палец

соединяют большой и безымянный палец

соединяем большой и мизинчик

соединяют руки над головой (как бы имитируя крышу)

растопырить пальцы на обеих руках


шевелить всеми пальчиками



3. Развитие артикуляционной моторики


Упр. для губ


Упр. для челюсти




Упр. для языка

«Заборчик у домика» - губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны, удерживать под счет до 10.


«Дверь в дом» - широко открыть рот, удержать под счет, затем закрыть.


«Красим потолок» - улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад (упр. «Маляр»).




4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом» (фундамент, чум, вигвам, изба, иглу). Познакомить с разными типами домов и его частями. Познакомить с профессиями людей, которые могут принимать участие в строительстве дома (штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник).

2. Упр. «Для того, чтобы» - составление сложноподчиненных предложений (для чего нужна определенная часть дома).

пример: крыша – это крыша, она нужна для того, чтобы в дом не попадал дождь.

окно – это окно, оно нужно для того, чтобы в дом попадал днем свет.

дверь – это дверь, она нужна для того, чтобы человек мог войти в свой дом.

3. Д/и «Отвечайка» - образование однокоренных слов.

пример: как можно сказать о маленьком доме? - домик

как можно сказать о большом доме? - домище

как назовем дела, которые выполняем дома? - домашние

как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? – домохозяйка

4. Упр. «Исправь ошибку» - согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.

пример: в моем доме три этажов – в моем доме три этажа

у дома кирпичный крыша – у дома кирпичная крыша

моя дом прочный – мой дом прочный


5. Д/и «Какой дом» - образование относительных прилагательных.

пример: из кирпича – кирпичный

из соломы – соломенный

из льда – ледяной


















5. Развитие связной речи

1. Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы на тему «Наш дом» по схемам и мнемотаблицам.

2. Чтение с обсуждением произведений: «Ступеньки» Н. Носов; «Кошкин дом» С. Маршак.

3. Заучивание стихотворения «Дома» А. Барто








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.