12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефремычева Галина Ивановна19

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Коношеозерская средняя школа имени В. А. Корытова»

Учитель русского языка и литературы

Ефремычева Галина Ивановна


Открытый урок развития речи в 9 классе по теме:

Тезисы. Монологическая и диалогическая речь (практикум)

Цель урока:

развивать и совершенствовать речевые навыки обучающихся

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  составлять устные и письменные ответы на основе исходного текста, используя тезисы; обнаруживать ошибки и оценивать устные высказывания в соответствии с критериями.

2. Учиться применять речевые навыки в построении устного высказывания и в диалоге.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: компьютер, проектор, принтер,  тексты для индивидуальной работы.



Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Сегодня немного необычный урок: у нас гости. Но пусть вас это не смущает. У нас нужная и важная работа.

Вы понимаете, как важно хорошо владеть языком в выпускном классе.

Мы продолжаем цикл уроков развития речи. Сегодня урок-практикум по теме «Тезисы. Монологическая и диалогическая речь».

- Какие цели нужно поставить на данный урок? (Ответы обучающихся)

- 1 – уметь составлять тезисы, применять их при пересказе и сжатом изложении;

- 2 – повторить особенности монологической и диалогической речи, совершенствовать умения создавать высказывания и вести диалог.

II. Ход урока

1 этап.

- Вспомним, что такое тезис? (кратко сформулированное положение одной из основных мыслей микротем текста, сочинения, доклада)



- Где и когда тезисы применяются? (при изложении текста, при ответе на уроке, на защите индивидуального итогового проекта, на устном собеседовании по русскому языку)

- Перейдем к практической работе по формулированию и применению тезисов при работе с текстом. Работая над совершенствованием умений по составлению связного текста, мы воспользуемся текстами, предназначенными для подготовки к устному собеседованию. Прочитаем и перескажем текст и попробуем оценить работу отвечающих в соответствии с критериями. Вы отчасти с ними знакомы.

- Внимательно рассмотрите таблицу критериев и ответьте, что оценивается при чтении и подробном пересказе текста. (интонация и темп – при чтении, сохранение микротем , фактологическая точность, работа с высказыванием, способы цитирования при пересказе; соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, нет ли искажения текста)

- Работу по оцениванию ответов фиксируйте в таблице «Оцени чтение»

- Найдите у себя на столе текст о Елизавете Петровне Глинке (приложение №1)

- Готовимся читать текст ( 2 минуты учащиеся готовятся к чтению)

- Прочитаем текст. Следите за правильностью речи читающего, потом обсудим.

(чтение)

- Что скажете об интонации и темпе чтения. (приложение №2)

(оценки)

-Готовимся к пересказу текста. Что для успешной подготовки необходимо сделать?

(Выделить микротемы, записать или запомнить их для воспроизведения текста)

-Подумайте, где и в каком виде вставить цитату.

-Время пошло! (2 минуты)

-Слушаем пересказ. (ответ обучающегося)

-Оцените ответ. Какие неточности были допущены?

(ответы обучающихся)

-А теперь вернемся к исходному тексту и назовем тезисы каждой микротемы. Насколько правильно вы смогли сохранить исходный текст. (ответы обучающихся)

Переходим ко II этапу урока

- Что такое монолог?

(Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте).



- Что такое диалог?

(Диалогическая речь  состоит из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.)


-Где мы встречаемся с монологической речью?

- С диалогической речью?

-Чаще в обычной жизни мы пользуемся диалогом в магазине, библиотеке, транспорте, в семье, в школе. Но монологи тоже имеют место: ответ у доски, монологи героев из «Горя от ума» и во время устного собеседования вам необходимо будет составить монолог , который плавно перейдет в диалог. Из 3-х заданий вам предстоит выбрать одно. Сегодня мы поработаем над описанием фотографии.

- Вспомните, что такое описание, чем характеризуется, в чем отличительные особенности.

(Описание- это такой тип речи, который представляет предмет,

каков он есть, одновременные признаки, более всего в описании

употребляются прилагательные и существительные. Описание показывает)


- Что на уроках развития речи мы описывали в сочинениях? (репродукции картин художников, интерьер, портрет, уголок природы, своего друга, литературного героя)


- А теперь давайте вспомним, какова структура любого сочинения?


(ответы обучающихся: вступление, основная часть, заключение)


-Работая над описанием фотографии, мы исходим именно из этого опыта: строим свой устный монологический ответ, включая в него определение темы, идеи (основной мысли).

Существует несколько приемов, чтобы описание фотографии было полным.

1 – от центрального образа к тому, что находится справа, затем передний план, затем -слева и задний план.

2 – от центральной детали (фигуры) «по часовой стрелке, начиная с 6-ти часов». В любом случае заканчиваем вашим отношением к увиденному, оценкой работы фотографа.


-Посмотрите, над чем поработаем сегодня.

(Демонстрация фотографии)


- У вас на столе есть подсказка на голубых листах, на что обратим внимание.

(приложение №3 №4)

- У вас две минуты на подготовку к ответу.

(через 2 минуты слушаем ответ , даем его первоначальную словесную оценку)


-А теперь ДИАЛОГ. Умение вести диалог – это целое искусство, недаром оно так ценилось и в античные времена, и в период дворянских салонов и кружков. Научитесь правильно вести беседу, и вы будете желанным гостем на всех мероприятиях.



Какие правила у диалога?
- внимательно слушать собеседника

- отвечать доброжелательно

- переспросить, если вопрос не понятен

-общайтесь грамотно, сленговые словечки, слова-паразиты (типа короче, как бы и прочего) недопустимы.

Чем более грамотной, плавной и четко выстроенной будет ваша речь, тем быстрее вы донесете свою мысль до собеседника.


- Предлагаю поучаствовать в диалоге … (выбираю обучающегося)

Давайте побеседуем.


-А как вы отдыхаете летом?

-Кто составляет вам компанию?

-Кроме отдыха, чем вы еще занимаетесь в летние месяцы?

-Как отдыхает ваша семья?

-Что полезного для себя и других вы делаете?

-Занимаетесь ли вы спортом?


III этап рефлексия


Что важное и нужное для себя вы усвоили из сегодняшнего урока?

(ответы обучающихся)



Современному человеку очень важно умело владеть речью, строить монологическое выступление, вести диалог, знать правила словесного общения с окружающими, поэтому эту работу по развитию речевых навыков мы с вами продолжим на последующих уроках


IV этап
Домашнее задание: 1. Составить описание фотографии
(приложение №5)

2. Подготовить вопросы для беседы на тему

«Праздники в нашей семье»



























(приложение №1)

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Елизавете Петровне Глинке (1962 – 2016), враче, общественном деятеле.

У вас есть 2 минуты на подготовку.

Елизавету Петровну Глинку – врача, общественного деятеля, правозащитника – гораздо чаще называли просто Доктор Лиза. Свою жизнь она посвятила спасению других. Елизавета Глинка основала благотворительный фонд, оказывающий паллиативную помощь, то есть помощь безнадежно больным.

В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более 100 ребятишек, определила их на лечение в российские больницы.

Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавета Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолета, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов.

Фонд Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое ею дело: раздает бесплатное питание бездомным и устраивает для них пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

Доктор Лиза для многих стала ангелом милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий, Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».



(161 слово)





Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный вам текст, включив в пересказ слова Доктора Лизы: «Мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия»

Подумайте, где лучше использовать слова Доктора Лизы в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У вас есть две минуты на подготовку.



(приложение №2)

t1617821771aa.png





t1617821771ab.png



t1617821771ac.png



t1617821771ad.png















(приложение №3, №4)



Рассмотрите фотографию (предметы)

Что вы видите на фотографии?

Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?

Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?

Что характерно для композиции снимка:

а) что изображено крупным планом в центре?

б) что вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

5. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане,

на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?


Рассмотрите фотографию (люди, события)

Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие

изображено на снимке?

Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно

этот момент/событие?

Кто(что) выделено на снимке особо(цветом или

композиционно)?

Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане,

в центре, слева, справа.

6.Что использует фотограф для воплощения своего замысла

(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

7. Что больше всего привлекает в фотографии?

8. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

















(приложение №5)



t1617821771ae.pngt1617821771af.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.