12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдульменова Ильмира Ягсуповна109
Учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 36 лет, высшая квалификационная категория, руководитель РПО.
Россия, Тульская обл., п.Чернь

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Разработала учитель русского языка Абдульменова Ильмира Ягсуповна МКОУ «Чернская СОШ №1»

Чернского района Тульской области

Цели:

Образовательные:

- систематизировать знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний;

- научить определять типы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закрепить умение делать схемы;

- подготавливать учащихся к выполнению заданий В7 в ОГЭ по новой форме для 9-х классов;

ктуализировать опорные знания и умения по данной теме.

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию;

2.развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие

речемыслительных способностей учащихся;

4.развивать монологическую и диалогическую речь;

Воспитательные:

1.- воспитание любви к русскому языку;

2.-  воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

3.-активизация познавательной деятельности,;

4.воспитание личной ответственности каждого учащегося за результат работы.

Задачи урока:

1.совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании;

2.формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании ;

3.дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ОГЭ;

4.развивать внимание, память;

5.воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: изучение нового.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий в сети Интернет

по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; исследовательский;

по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль, взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

На уроке используется презентация Power Point, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Интернет. Раздаточный материал – таблица и тесты, компьютер, ноутбуки-4 шт., схема-кластер, видео физминутка, тесты- онлайн с сайта Захарьиной. Учебник русского языка по программе Львовой в 2 частях.

План урока

1-Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2

2.Опрос по домашнему заданию

5

3. Целевая установка

2

4.Подготовка к восприятию нового

5

5.Включение новых знаний

10

6.Первичное закрепление

7

7.Физминутка

1

8. Самостоятельная работа

12

9. Рефлексия

2

9. Домашнее задание

2

10. Итоги урока

3

45 минут

Ожидаемые результаты:

Личностные: готовность к самоанализу, самооценке и взаимооценке;

Метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

формирование способности использовать полученные знания на практике;

Предметные: закрепление учащимися в ходе урока полученных знаний по теме «Типы подчинительной связи в словосочетании» и их практическое применение.


 

Эффективность использования ИКТ: использование слайдов презентации помогает восстановить учащимся теоретические сведения по теме, экономит время, а презентации- тесты для самоконтроля позволяют охватить большой объём практических заданий. Презентация помогает при объяснении нового материала.


Подчинительная связь в словосочетании
PPT / 984.5 Кб

Ход урока.

О

Организационный момент

Здравствуйте гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас урок русского языка.

Откройте тетради, запишите число.

 

Мотивация учебной деятельности

Ребята, скажите, над каким разделом языкознания

мы начали работать? (Синтаксис и пунктуация) слайд №10

Что изучается в этом разделе?

(Изучается словосочетание, предложение и расстановка знаков препинания в предложении)

Учитель задаёт вопросы,

дети отвечают

на них

Целеполагание

Сегодня на уроке мы продолжим изучение словосочетания и

наша задача расширить и углубить представление о нём.

Ребята, оцените свои знания по данной теме. слайд №11

Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Слайд №

 

 

 

 

 

Дети выбирают

свой вариант оценки

знания темы.

 

 

Актуализация знаний.

1.Терминологический диктант.

 

А что же мы знаем о словосочетании?

Давайте обобщим наши знания.

Проведём терминологический диктант. слайд №12

Я читаю определение, а вы записываете в тетрадь термин.

1.Раздел науки о языке, в котором изучается строение

и значение словосочетания

(синтаксис)

2.Образец, по которому строится словосочетание (схема),

3.Из каких слов состоит словосочетание?

(главное и зависимое),

4.Виды словосочетаний по морфологическим свойствам

(именные, глагольные, наречные).

Давайте проверим ваши ответы. Слайд №13

 

Повторение

терминологии

раздела «Синтаксис»

Проверка домашнего задания.

1Выписать словосочетания разных видов из 2 главы повести «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

2.Выявление места и причины затруднения

 

А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием.

Что нужно было сделать? Слайд № 14

( выписать из предложенного текста словосочетания с разными видами связи по морфологическим свойствам главного слова)

Прочитайте текст.

В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с палатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

 

1.Прослушивание словосочетаний, выписанных учащимися.

В эту минуту предложил вожатому

предложил чашку

с кипящим самоваром предложил чаю

вожатому нашему слез с палатей

наружность его показалась мне

сорока лет

росту среднего

чёрной бороде

в бороде его

оборванный армяк

татарские шаровары

Как вы выполнили задание?

Почему возникли затруднения?

Почему в этом тексте много именных словосочетаний?

( текст по типу описание)

О ком шла речь в тексте?

Давайте прослушаем ……, как он справился с заданием.

Комментирование домашнего упражнения №247.

Одновременно 1 ученик

работает по

индивидуальной

карточке у доски,

выполняет

разбор словосочетаний.

 

Другой учащийся

работает с тестовым

заданием

 

Комментирование

домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Проверка учащегося

у доски

3.Актуализация прежних знаний.

( Стадия вызов-задача: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетаниями слайд №15

Итак, обобщим имеющиеся знания. Рассмотрим схему-кластер. Слайд №16-17

Что мы знаем о словосочетании? Что для нас новое?

t1597329372aa.gift1597329372ab.gif

устная работа по кластеру.

Раздаю графическую таблицу Слайд №18

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Заполните две первые графы.

Что мы знаем о словосочетании?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 


 

 

Фронтальная работа

устное повторение

пройденного материала

через анализ

представленной схемы.

 

 

 

 

Монологическая речь

учащихся.

 

 

 

 

 

Проверка теоритической

подготовленности

учащихся

 

Проговаривают правило,

дополняют друг друга

Изучение нового материала.

(Стадия осмысления- задача: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями)

Включение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя.

 

Работа по слайдам, исследование темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №19

Вы сами определили, работая с кластером и заполняя таблицу, что вам необходимо узнать о словосочетании, чтобы расширить представлении о нём.

.

Как будет называться тема урока?

Формулирование темы урока (запись в тетрадь):

«Типы подчинительной связи в словосочетании». Слайд №20

Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовиться к решению таких задач на итоговой аттестации. Составлять схемы с разными типами словосочетаний, отличать словосочетания от несловосочетаний. Научиться производить замену словосочетания на синонимичное.

Объяснение нового материала. Слайд №21

Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя видами подчинительной связи.

Раздаю незаполненные таблички каждому ученику.

Работа с таблицей Слайд №22

Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании бывает подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание.

 

Тип подчинительной связи

Главное слово

Зависимое слово

Согласование

Самостоятельная часть речи

 

Управление

Самостоятельная часть речи

 

Примыкание

Самостоятельная часть речи

 

Как разобраться, какое словосочетание будет иметь определённый тип? Дело в том, что при определении вида, мы рассматривали вид словосочетания по главному слову, а при определении типа, мы будем рассматривать зависимое слово, какой частью речи оно выражено.

Выпишите словосочетания. Слайд №23, 24

Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить,

в течение суток, поворот налево, она казалась.

Согласование.

Работа со словосочетанием деревянного мостика

(слайд №26-30 )

Измените главное слово в этих словосочетаниях.

Как ведет себя зависимое слово?

(Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)

- Вывод: согласование.

Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами

(запутанные нитки, с обеих сторон)

Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово.

Занесем в таблицу.

Управление.

Словосочетания играть на рояле

(слайд № 31-36 )

Изменяем главное слово.

Что происходит с зависимым?

(оно остается в том же падеже)

Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам)

Какими частями речи выражены главное и зависимое слово?

Запись в таблицу.

Примыкание.

Словосочетания поворот налево.

(слайд № 37-41 )

Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?)

Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием.

Какими частями речи выражены главное и зависимые слова?

Запись в таблицу. (слайд)

Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.(слайд)

Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? Слайд №42

(дорабатываем таблицу и делаем вывод)

Заполните до конца графическую таблицу

«Знаю. Хочу узнать. Узнал » и предлагаю заполнить две первые графы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Согласование

Самостоятельная часть речи

Прилагательное

Причастие

Порядковое числительное

Местоимение

Управление

Самостоятельная часть речи

Существительное

местоимение

Примыкание

Самостоятельная часть речи

Наречие

Деепричастие

Инфинитив

 

Работа с теоретическим материалом учебника

Откройте учебник на Стр.77-78. Допишите сведения в таблицу.

Управление зависимое выражается им сущ, или словом его заменяющим.

Примыкание-наречие , деепричастие, инфинитив, несклоняемые сущ, неизменяемые прил, притяжательные местоимения его, её, их

Результатом нашей работы стала таблица, которую мы заполнили. Слайд № 42

Прочитайте пункт №4.Теоретической статьи на стр.78.

Что нового мы должны запомнить?

t1597329372ac.gif Слайд № 19

 

Физминутка.

Коррекция зрения

Видеопросмотр с выполнением заданий по коррекции зрения Слайд №43

 

 

Тренировочные упражнения

 

Развитие речи.

Работа с текстом.

Метапредметная связь.

Повторение типов речи.

Слайд № 44

Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством.

Выпишите словосочетания. Каких словосочетаний получилось больше всего?

Почему?

Текст по типу описание.

-Назовите произведение и автора. О ком шла речь?

- Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

- Попробуй сделать это с выписанными словосочетаниями.

сальными свечами- свечи из сала Слайд № 45

офицера из Оренбурга- оренбургский офицер

встретить с торжеством- торжественная встреча

золотою бумагою- бумага из золота

 

Подготовка к ГИА

Устная работа, замена словосочетания на синонимичное.

Алгоритм работы над заданием ГИА В 7 Слайд №46-49

Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.

Алгоритм действий

Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.

 Определи тип связи. (Согласование)

 

Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

                                            какая?                 из чего?

Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:

                                            какая?                 из чего?

                                                             

                             серебряная ложка из серебра

Серебряная и из серебра – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: ложка из серебра.

Подобные варианты:

Замени управление«в доме родителей» на синонимичное согласование.

                      чьём?              кого?              

родительском   в    доме    родителей

Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»

Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.

          чьё?                            кого?

мамино   возвращение      мамы

Ответ: «возвращение мамы»

Запомни:

           для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

              для замены управления на согласования – какой? чей?,

             для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом

 

Самопроверка.

Работав онлайн режиме с тестами по теме урока. Сайт Захарьиной

Работа с информационными технологиями. Интернет. Слайд№ 50

Подключитесь к сайту Захарьиной Е.А, начните выполнять задания в онлайн режиме.

Выберите любой вариант

Какие оценки получили?

 

Рефлексия

 

 

Слайд№ 51

Заканчивается урок .

Что нужно сделать?

(Подвести итог)

Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели?

научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовиться к решению таких задач на итоговой аттестации. Научиться составлять схемы словосочетаний, отличать словосочетания от не словосочетаний.

 

Что нового вы узнали на уроке?

Что показалось легким, а что самым трудным?

(Мы научились определять тип подчинительной связи в словосочетании, научились самостоятельно работать с тестами онлайн , и можем теперь самостоятельно работать дома.

Что нам помогло преодолеть затруднения?

(работа по таблицам, текстом, презентация, объяснение учителя)

 

оценка за работу на уроке.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Слайд № 52

t1597329372ad.gif

Оценки за урок:

 

Домашняя работа

Параграф 10, стр76-78 теоретический материал, упр.129,1,2,3 ( по выбору), работа по теме с тестами на печатной основе к учебнику.

Поработать с тестами в Интернете

Слайд № 53

 

 

 

Приложение к уроку.

Индивидуальная карточка.

Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

 

Радостное событие

 

Перепрыгнуть через лужу

 

Искреннее слово

Громко чихнуть

Прочитать оглавление

 


 

Поставьте вопрос

Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:

Какой?

хt1597329372ae.gif

Прил. + сущ.

Яблочное пюре


 

 

 

Тестовая работа. Найди словосочетания, объясни выбор.

1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал г) у юннатов д) поздним вечером

2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился г) около дома д) на мокрой террасе

3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке г) искрится звезда д) по дороге

4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу

5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи д) закружил и разбросал

Таблица №1«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

 

Знаю

Хочу узнать

 

Узнал(а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Тип подчинительной связи

Главное слово

Зависимое слово

Согласование

Самостоятельная часть речи


 

 

 

 

 

Управление

Самостоятельная часть речи


 

 

 

 

 

Примыкание


 


 

 

Самостоятельная часть речи


 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с текстом. (А.С.Пушкин)

Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством.

Выпишите словосочетания. Каких словосочетаний получилось больше всего?

Почему?

Текст по типу описание.

Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

Попробуй сделать это с выписанными словосочетаниями.

-Из какого произведения А.С.Пушкина данный текст?

Текст домашней работы.

Задание: выписать словосочетания, определить вид по главному слову, составить схемы словосочетаний.

В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.( А.С.Пушкин)


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 13.08.20 в 18:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.