12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аристова Евгения Викторовна22


Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель:  дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и

предложения; показать, как строится словосочетание;

Задачи урока:

Образовательная: усвоение знаний о словосочетании и способах связи слов в словосочетании.

развивающая: развитие навыков монологической речи в процессе собственной учебной деятельности, навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал при работе с текстом.

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; определять способы связи слов в словосочетании; использовать словосочетания в устной и письменной речи; строить предложение и создавать текст на заданную тему;

Личностные: воспитание требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, раздаточный материал, компьютер, проектор



Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: К сегодняшнему уроку у вас было задание приготовить небольшое сообщение о том, что появилось раньше точка или запятая.

Сообщение ученика: Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина»- так объясняет значение точки Владимир Иванович Даль. Древнейшим знаком является точка. В Древней Руси обходились без знаков препинания. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Когда не было точек и запятых, читать было очень трудно.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

-Что такое пунктуация?

- Это раздел науки о языке, который изучает употребление знаков препинания.

-Что такое синтаксис?

-Синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

3. Актуализация знаний. Подготовка к работе на основном этапе.

-Давайте попробуем доказать, что синтаксис помогает установить грамматические и смысловые связи в предложении. Посмотрите на доску. Здесь записан текст И. Бунина, в котором пропущены слова:

Лес точно терем............,

............. ,............... ,............ ,

.............. ,..............., стеной

Стоит над .................... поляной.

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

-Понятен ли вам текст и почему?

Ответ:

-Текст понятен, потому что есть главные члены предложения «лес стоит», т.е. главные слова.

Создание проблемной ситуации.

- Почему текст нам понятен, но невыразителен? Как вы думаете, каких слов в тексте не хватает? Попробуем подобрать нужные слова, чтобы текст стал «говорящим».

Вопросы на понимание текста.

-О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- В стихотворении идёт речь об осени.

-О чём хочет рассказать автор, используя сочетание слов «лес, точно терем»?

- Автор хочет нам рассказать о лесе.

-Определите тему стихотворения.

-Тема стихотворения: лес осенью?

-С чем сравнивается осенний лес?

- Осенний лес сравнивается с теремом.

- Вспомните иллюстрации к русским народным сказкам, каким художники изображают терем?

- Художники изображают терем нарядным, ярким, расписывают его. Терем расписной.

-Каким бывает лес осенью?

-Золотым, оранжевым, красным, расписным бывает лес осенью.

-Запишем определения к слову «лес» лиловый, золотой, багряный.

-Как мы можем охарактеризовать осенние краски? Какие они? Грустные или весёлые?

- Они весёлые, пёстрые.

- Представьте себе, что вы пришли в осенний золотой лес. Какой покажется лесная поляна?

- На лесной поляне светло. Она светлая.

-Итак, мы нашли определения к словам. Вставим в текст пропущенные слова:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Помогают эти слова более ярко и красочно представить осеннюю картину?

- Эти слова помогают нам представить осеннюю картину более красочно.

-Соедините имена существительные с определениями –прилагательными стрелкой.

Учащиеся соединяют слова:

t1684255561aa.gifтерем расписной, лиловый, золотой, багряный

t1684255561ab.gifстеной весёлой, пёстрой

t1684255561ac.gifполяной светлой.

4. Этап открытия новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.

-У нас были слова, мы добавили к одному слову другое, как вы думаете, что же у нас получилось?

-У нас получилось сочетание слов.

-Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Вступают в диалог между собой. Определяют, какое синтаксическое явление представляют данные слова.

Учитель выслушивает варианты ответов. В результате диалога определяется формулировка темы. Формулируют тему урока.

Тема урока: Словосочетание.

Этап целеполагания. Предполагают цели урока.

Цели урока:

-узнать, что такое словосочетание;

- выяснить, как связываются слова в словосочетании;

-определить, какие бывают виды словосочетаний;

-определить роль словосочетаний в предложении.

5. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия.

Первичное закрепление с проговариванием.

-Посмотрим на записанные словосочетания: что более точно характеризует предмет слово или словосочетание. Откуда мы узнаём больше сведений о предмете?

- Из словосочетания мы узнаём больше сведений о предмете.

-Определим главное слово и зададим вопрос от главного слова:

терем (какой?) расписной, лиловый, золотой, багряный; стеной (какой?) весёлой, пёстрой; поляной (какой?) светлой .

Сравниваем слова и словосочетания и приходим к выводу, что словосочетание более точно называет предметы, признаки, действия. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое.

Работа с таблицей «Линия сравнений», которая заполняется в течение урока. Записываем в неё первое утверждение.

слово

словосочетание

1. Слово называет предметы, признаки, действия.

1.Словосочетание более точно называет предметы, признаки, действия.

Проговариваем: Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Заполняем вторую строчку:

2.Одно слово какой-либо части речи.

2.Состоит из двух слов: главного и зависимого.



6. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

Работа с предложением

Задание.

Выпишите словосочетания из указанного предложения. Отметьте главное слово в словосочетании. Определите, как связаны слова между собой. Какое сочетание слов не будет словосочетанием и почему?

Леса моросили дождем облетавшей листвы.

(К. Паустовский «Жёлтый свет»)

Выписывают словосочетания, отмечают главное слово: моросили (чем?) дождём, дождём (чего?) листвы, листвы (какой?) облетевшей.

Проверка.

Читают словосочетания, называют главное слово, определяют, как связаны слова в словосочетании. Устанавливают, что связь между словами в данных словосочетаниях осуществляется с помощью окончания.

Работа с учебником.

Задание. Прочитайте материал учебника. Найдите ответ на вопрос, как ещё могут связываться слова в словосочетании.

Ответ:

Слова связываются по смыслу.

С помощью предлога и окончания.

«леса моросили» не будет словосочетанием, так как это грамматическая основа.

Вопросы:

-Из чего строятся словосочетания?

- Словосочетания строятся из слов.

-А как строятся предложения?

-Предложение строится на основе словосочетаний.

Продолжаем работать с таблицей. Заполняем третью строчку в таблице.

Слово служит для построения словосочетания.

На основе словосочетаний строится предложение.

Работа с текстом

Задание. Восстановите текст К. Паустовского по опорным словам, данным на доске

Листопад, листья, летели по ветру, ложились в траву, моросили дождем листвы, шёл неделями, перелески, обнажились, сквозь чащу деревьев, даль полей.

Вопросы на понимание.

-Как вы думаете, о чём рассказывает Паустовский в этом тексте?

-Паустовский рассказывает о листопаде.

- С чем он сравнивает листопад?

-Он сравнивает его с дождём.

- Долго ли шёл листопад?

-Листопад шёл неделями.

-Где происходит действие?

-Действие происходит в лесу.

Работа над созданием своего текста.

Проверка.

Чтение своих текстов. Чтение авторского текста. Сравнение: удалось ли воспроизвести текст в соответствии с замыслом автора.

Текст.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(К. Паустовский «Жёлтый свет»)

Работа с текстом К. Паустовского.

Задание к тексту.

1. Докажите, что это текст

2. Подберите заголовок к тексту.

Работа с карточкой в парах. «Третий лишний»: найти лишнее.

1. Золотая осень, прячется и слушает, смотрит внимательно.

2. Пестрые и оранжевые, без задних ног, пахнет дождём.

3. Гонялась по лесу, пришла осень, раскрашивает листья.

4. Над землей, осенний листопад, прячется и ждёт.

Ответ.

Прячется и слушает. 2. Пестрые и оранжевые. 3. Пришла осень.

4. Прячется и ждёт.

Проговариваем, что грамматическая основа и однородные члены предложения не являются словосочетанием.

Задание. У главного слова обозначить часть речи, распределить словосочетания на два столбика: с главным словом именем существительным и с главным словом глаголом.

именные

глагольные





на лесной поляне, упавшие листья, перебегают поляну, кружатся хороводом, носятся над лесом, мчатся под тучами, под синими тучами, небесными полянками, перелетные птички.

Взаимопроверка.

- В первый столбик мы записали словосочетания с главным словом именем существительным, во второй- с глаголом. Давайте подберём заголовок к каждому столбику.

- Ответ:1-й столбик - именные, 2-й столбик - глагольные.

Делаем вывод, что словосочетания бывают именные и глагольные. Пишут заголовки столбиков.

7. Коррекция знаний и способов действия. Учащиеся формулируют затруднения, проводят коррекцию знаний.

7. 1 Подведение итогов. Составляем карту «Подведём итог». Что я знаю о словосочетании?

Словосочетание- это сочетание......., связанных между собой по........и грамматически. Словосочетание более точно, чем ............ называет предметы, признаки, действия. Словосочетание состоит из ................ и ....................слова. Связь в словосочетании осуществляется с помощью

................. , ............... и ................. Словосочетание с главным словом именем существительным называется ..............................., а с главным словом глаголом называется ....................... .

Проверка. Карта «Подведём итог».

Словосочетание- это сочетание..слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем .слово называет предметы, признаки, действия. Словосочетание состоит из .главного и .зависимого слова. Связь в словосочетании осуществляется с помощью предлога , предлога и окончания, по смыслу . Словосочетание с главным словом именем существительным называется именным, а с главным словом глаголом называется глагольным .

7.2 Рефлексия. Сегодня на уроке я научился.....

8.1 Оценивание работы.

8.2 Домашнее задание. Поработать с картой «Подведём итог», упр.407 (письменно) – для всего класса.

Составить тесты по теме «Словосочетание : «Третий лишний» (по желанию)












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.