Учебно-методический материал «Типы простых и сложных соцветий»

0
0
Материал опубликован 18 January 2023

Практическая работа ТИПЫ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СОЦВЕТИЙ

Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.

Материалы и оборудование: гербарные и живые образцы разных рас­тений с соцветиями, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите соцветия предложенных вам растений. Найдите в со­цветиях главные и боковые оси. Разделите все соцветия на простые и сложные.

2. Проанализируйте размещение цветков нескольких простых со­цветий и определите их тип. Зарисуйте в таблице схемы соцветий, которые соответствуют рассматриваемым растениям. Приведите примеры растений, имеющих соответствующие соцветия. Запол­ните таблицу.

Соцветия

Схема соцветия

Тип соцветия

Примеры растений


Кисть



Колос



Зонтик



Щиток



Головка



Початок



Корзинка


3. Рассмотрите сложные соцветия, найдите главную ось, боковые оси. Определите типы представленных соцветий. Зарисуйте схе­мы сложных соцветий. Приведите примеры растений, для которых характерны такие соцветия.

t1674059697aa.jpg

4. Отметьте размеры и окраску цветков, из которых состоят изученные вами соцветия. Определите, каким образом осуществляется опыление растений, которым они принадлежат. Результаты занесите в таблицу.

Способы опыления цветков


Вид растения

Цветки, их размеры и окраска

Способ опыления

одиночные

соцветия

Тюльпан




Сирень




Подорожник





5. Определите степень вероятности опыления мелких невзрачных оди­ночных цветков ветром, водой либо насекомыми (обведите нужную букву): а) невероятно; в) вероятно;

б) маловероятно; г) высокая вероятность.

6. Сделайте вывод о том, что такое соцветие и какова роль соцветий в жизни растений.

Вывод:_________________________________________

Дайте краткие ответы на вопросы

1. Сравните строение колоса и початка. В чем заключается сходство в их строении, а в чем — различие?


2. Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что одни растения имеют одиночные цветки, а другие — соцветия?


3. Как вы думаете, у каких растений (с одиночными цветками или со­цветиями) большая вероятность завязывания плодов после поздних (в конце мая — начале июня) заморозков? Почему?












Тема: Лабораторная работа: «Строение цветка в связи с выполняемыми функциями»

Цель: Изучить строение цветка; доказать, что цветок – это видоизмененный побег.

Ход работы: Задание 1

Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)t1674059697ab.png

Задание 2. Расчлените цветок, рассмотрите отдельные его части. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.

Задание 3. Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки. Найдите тычиночную нить и пыльник.

Задание 4. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте поперек, рассмотрите лупу. Найдите семязачаток.

Задание 5. Зарисуйте тычинку и пестик, обозначьте их части.

t1674059697ac.jpg

Задание 6. Докажите, что цветок является видоизмененным укороченным побегом.

Вывод: Цветок - видоизменённый укороченный побег ( с ограниченным ростом), служащий для семенного размножения. 

Цветком обычно заканчивается главный или боковой побег. 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 

1. Как и всякий побег, цветок развивается из почки(цветковой). 

2. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем. 

3. Чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы ( в процессе эволюции) видоизменёнными листьями. 

4. Важным доказательством стеблевой природы цветоложа являются случаи егопрорастания ( пролификации), т.е. сильного удлинения оси с образованием над цветком побега или нового цветка. 

5.Чашечка цветка - это совокупность обычно зелёных (фотосинтезирующих) чашелистиков. Чашелистики - видоизменённые верхушечные листья. 

Дайте краткие ответы на вопросы.

1.Сравните строение цветков тюльпана и розы. В чем заключаются основные различия в строении этих цветов?

2.Некоторые растения деревьев и кустарников зацветают ранней весной, до распускания у них листьев. Какое это имеет значение для растений?

3.Это чаще всего встречается у ветроопыляемыхрастений с обильной листвой. Если бы вначале появлялись листья, а потом цветки, то пыльца, которую переносит ветер, попросту бы оставалась в листьях. И растение не могло бы дать потомство. Чтобы избежать этого, вначале распускаются цветки, происходит опыление, а потом уже листья. 

4.Как вы думаете, какая группа растений – однодомных, двудомных или с обоеполыми цветками – является наиболее прогрессивной? Почему?

1 Вариант

1t1674059697ad.gif2t1674059697ae.jpg


2 вариант

1t1674059697af.jpg2t1674059697ag.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.