Учебно-методический материал «Типы простых и сложных соцветий»
Практическая работа ТИПЫ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СОЦВЕТИЙ
Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.
Материалы и оборудование: гербарные и живые образцы разных растений с соцветиями, лупа.
Ход работы
1. Рассмотрите соцветия предложенных вам растений. Найдите в соцветиях главные и боковые оси. Разделите все соцветия на простые и сложные.
2. Проанализируйте размещение цветков нескольких простых соцветий и определите их тип. Зарисуйте в таблице схемы соцветий, которые соответствуют рассматриваемым растениям. Приведите примеры растений, имеющих соответствующие соцветия. Заполните таблицу.
Соцветия
Схема соцветия | Тип соцветия | Примеры растений |
| Кисть | |
| Колос | |
| Зонтик | |
| Щиток | |
| Головка | |
| Початок | |
| Корзинка | |
3. Рассмотрите сложные соцветия, найдите главную ось, боковые оси. Определите типы представленных соцветий. Зарисуйте схемы сложных соцветий. Приведите примеры растений, для которых характерны такие соцветия.
4. Отметьте размеры и окраску цветков, из которых состоят изученные вами соцветия. Определите, каким образом осуществляется опыление растений, которым они принадлежат. Результаты занесите в таблицу.
Способы опыления цветков
Вид растения | Цветки, их размеры и окраска | Способ опыления | |
одиночные | соцветия | ||
Тюльпан | | | |
Сирень | | | |
Подорожник | | | |
5. Определите степень вероятности опыления мелких невзрачных одиночных цветков ветром, водой либо насекомыми (обведите нужную букву): а) невероятно; в) вероятно;
б) маловероятно; г) высокая вероятность.
6. Сделайте вывод о том, что такое соцветие и какова роль соцветий в жизни растений.
Вывод:_________________________________________
Дайте краткие ответы на вопросы
1. Сравните строение колоса и початка. В чем заключается сходство в их строении, а в чем — различие?
2. Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что одни растения имеют одиночные цветки, а другие — соцветия?
3. Как вы думаете, у каких растений (с одиночными цветками или соцветиями) большая вероятность завязывания плодов после поздних (в конце мая — начале июня) заморозков? Почему?
Тема: Лабораторная работа: «Строение цветка в связи с выполняемыми функциями»
Цель: Изучить строение цветка; доказать, что цветок – это видоизмененный побег.
Ход работы: Задание 1
Рассмотрите рисунок, показывающий строение цветка (раздаточный материал)
Задание 2. Расчлените цветок, рассмотрите отдельные его части. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.
Задание 3. Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки. Найдите тычиночную нить и пыльник.
Задание 4. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте поперек, рассмотрите лупу. Найдите семязачаток.
Задание 5. Зарисуйте тычинку и пестик, обозначьте их части.
Задание 6. Докажите, что цветок является видоизмененным укороченным побегом.
Вывод: Цветок - видоизменённый укороченный побег ( с ограниченным ростом), служащий для семенного размножения.
Цветком обычно заканчивается главный или боковой побег.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1. Как и всякий побег, цветок развивается из почки(цветковой).
2. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем.
3. Чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы ( в процессе эволюции) видоизменёнными листьями.
4. Важным доказательством стеблевой природы цветоложа являются случаи егопрорастания ( пролификации), т.е. сильного удлинения оси с образованием над цветком побега или нового цветка.
5.Чашечка цветка - это совокупность обычно зелёных (фотосинтезирующих) чашелистиков. Чашелистики - видоизменённые верхушечные листья.
Дайте краткие ответы на вопросы.
1.Сравните строение цветков тюльпана и розы. В чем заключаются основные различия в строении этих цветов?
2.Некоторые растения деревьев и кустарников зацветают ранней весной, до распускания у них листьев. Какое это имеет значение для растений?
3.Это чаще всего встречается у ветроопыляемыхрастений с обильной листвой. Если бы вначале появлялись листья, а потом цветки, то пыльца, которую переносит ветер, попросту бы оставалась в листьях. И растение не могло бы дать потомство. Чтобы избежать этого, вначале распускаются цветки, происходит опыление, а потом уже листья.
4.Как вы думаете, какая группа растений – однодомных, двудомных или с обоеполыми цветками – является наиболее прогрессивной? Почему?
1 Вариант
12
2 вариант
12