То, что нам мешает, нам поможет (как использовать трудности в преподавании русского языка и литературы в 5 классе на пользу учащимся)

1
2
Материал опубликован 14 May 2022

То, что нам мешает, нам поможет

(как использовать трудности в преподавании русского языка и литературы в 5 классе на пользу учащимся).

1 слайд, заставка: учитель с учениками.

2 слайд: тема моего выступления: То, что нам мешает, нам поможет (как использовать трудности в преподавании русского языка и литературы в 5 классе на пользу учащимся).

3 слайд: «Препятствие на пути становится частью пути. Каждое препятствие таит возможность».

«Тот, кто нам мешает, нам поможет…» Эта фраза из известного кинофильма «Кавказская пленница», действительно, стала отправной точкой для того, чтобы задуманное было исполнено, и невесту похитили.  

Да, в фильме, по жанру – комедии, было смешно. Но ведь если вдуматься... Там же ведь глубокий смысл. Всё имеет свою оборотную сторону.
 

4 слайд. В любой ситуации важна не столько сама ситуация, а то, как мы ее воспринимаем.

Я преподаю русский язык и литературу в пятых классах, по специальности – учитель начальных классов. Такое соотношение позволило мне увидеть возникающие проблемы:

- как учителя, передающего учащихся в среднее звено;

- и как учителя, принимающего вчерашних выпускников начальной школы.

5 слайд. Проблемы, которые меня волнуют больше всего:

- как происходит адаптация пятиклассников;

- в силу своих возрастных особенностей ребенок перестает быть, послушным и вежливым, как был раньше, может употреблять ненормативную лексику, демонстрирует противостояние мнению взрослого, то есть, учителя;

- дети, зная правила по русскому языку, в диктантах допускают большое количество ошибок;

- предмет «Русский язык» становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе;

- на уроках чтения учащиеся замыкаются в себе;

С точки зрения психологии, мы привыкли видеть помехи с одной, мешающей, стороны.

Но любое препятствие, любую проблему можно превратить в возможность, если унять эмоции и посмотреть на проблему внимательнее. И оказывается, что проблемы, возникающие на уроке, могут нам помочь.

Благоприятный психологический климат важен на любом уроке. Не ошибусь, если скажу, что в каждом классе есть свой Вовочка Сидоров: мешает учителю, учащимся, часто бывает в образе клоуна. Любые уговоры не помогают. Значит, надо использовать его тактику поведения на уроке в положительных целях.


Разговаривает – прошу говорить погромче, чтобы было слышно всему классу, что громкий голос необходимо вырабатывать ученику.

Когда вызываю к доске, а он тянет руку – говорю, что извини, но я вызову другого, чтобы не отвлекать тебя от разговоров с соседом по парте. Ведь писать на доске неинтересно, надо вспоминать правила.

И, как ни странно, это работает. Оказывается, я никакого открытия для себя не сделала, просто подсознательно использовала прием реверсивной психологии.

6 слайд. РеверсИвная психология (от слова реверс – изменение хода машины на обратный, оборотная сторона медали) – это набор методов, которые помогают человеку получить желаемое за счет противоположных действий. Для взрослых это (иными словами) - хотите быть любимыми – не любите (почти как у Пушкина: чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей), хотите похудеть – больше ешьте и т. д. Похоже на чепуху, вздор, но это работает.

Почему этот прием срабатывает с учащимися? Потому что пятиклассники уже стремятся быть независимыми. Пусть ученик думает, что он перехитрил учителя и сделал по - своему.

Изучали на уроке литературы стихотворные размеры. Занятие утомительное, неинтересное. Приводила в качестве аналогии музыкальные размеры. Кто – то один из учеников стал настукивать пальцами популярный для молодежи ритм (демонстрирую). И, как один, все поддержали. 23 человека настукивают на партах мелодию. Дети перехватили инициативу. Как быть? Хорошо, они использовали солидарность и условный звук. Пожалуйста, нужно было пойти на компромисс. Мы создали условные сигналы, по которым класс понимает, что нужно делать. Демонстрирую сигналы: к доске, помолчите, потише, вместе, аплодисменты и т. д.

Никакого секрета здесь нет, срабатывает эффект домино: если сигналу будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.

Урок русского языка. Развитие речи. Учимся писать изложение. Учащиеся в ожидании того, что предстоит запоминать текст и передать его содержание в тетради. Монотонная работа, неоднократное прочитывание одного и того же текста. Многие при прочитывании начинают рисовать в черновике каракули, отвлекаясь от содержания. Значит, будем запоминать текст с помощью рисования в образах.

Учитель медленно читаю текст, а учащиеся на черновике передают содержание текста с помощью рисунков, условных обозначений, знаков. Учебники закрыты. Например:

Слайд 7. Зачитываю текст.

Когда мне было пять лет, со мной произошел очень забавный случай. Произошел он на новый год. Тридцать первого декабря к нам в гости приехали родственники и друзья с детьми. Родители пообещали нам, что вечером к нам в гости придет настоящий Дед Мороз. Мы стали рассказывать друг другу, что будем делать для Деда Мороза. Наконец он пришел. Мы читали стихи, пели песенку про елочку, играли с ним. Было очень весело. Потом мы получили подарки, и Дед Мороз ушел.

Затем текст перечитывается еще раз, учащиеся могут подкорректировать рисунки. После этого – пишут изложение по своим изображениям.


Чем эффективен этот приём? По мнению ученых, это связано с тем, что рисование затрагивает сразу несколько компонентов, которые укрепляют память. Для того, чтобы перенести слово в рисунок, учащийся вначале создает некоторый образ (привожу пример) с определенными характеристиками, затем использует моторные навыки, чтобы передать этот образ на бумаге. А во время повторного прослушивания еще раз оценивает свою работу.

Одно из не желаемых действий, которое предстоит выполнить учащиеся на уроке русского языка – заучивание правил.

Учащиеся не желают заучивать правила, проговаривать несколько раз. Хорошо! Краткость – сестра таланта. Будем составлять схему правила. Объявлен конкурс на самую лаконичную и точную схему. Затем несколько учащихся демонстрируют свои опорные схемы, а остальные выбирают наиболее лучший вариант.

Слайды 8, 9.

Хитрость в том, что, демонстрируя свои схемы, учащиеся, так или иначе, проговаривают правила, запоминают на слух, а изображение помогает запомнить зрительно.

Учащимся становится неинтересно, когда опрос ведет учитель, многие отвлекаются. Хорошо, эту роль будут выполнять ученики.

Прием «Пресс - конференция», можно использовать на уроках русского языка при повторении изученного материала или на уроках литературы после прочитанного произведения. Один ученик (у кого берут интервью) отвечает у доски, вопросы задают одноклассники (журналисты). Только в отличие от настоящих журналистов они сами должны знать ответ на свой вопрос.

Плюсы:

Проверка, насколько обстоятельно подготовился ученик к уроку. Ведь, когда ученик отвечает сам, он выстраивает определенный алгоритм ответа. А в данном случае для него любой вопрос является неожиданностью.

По тому, какие вопросы задают ученики и кто, могу судить, как они сами подготовились к уроку, ученики же отслеживают, о чем задавали вопрос, о чем нет. То есть, все в работе.

Прием «Ролевая игра». Учащийся оказывается в предлагаемых обстоятельствах. В данном случае – обстоятельства – экскурсия. Один из учеников должен выступить в роли гида и провести экскурсию по классу. При этом его задача — собрать и донести как можно больше информации о каждом экспонате.

Например, идет урок закрепления новых знаний по теме «Имя существительное». Ученик, он же экскурсовод, подходит к любому предмету, находящемуся в классе, и рассказывает о нем, что – то вроде: «Перед вами - доска. Это поверхность, которую учителя и ученики могут использовать на уроке. Доска – имя существительное женского рода, первого склонения. Со словом «доска» можно составить словосочетания «деревянная доска», «магнитная доска». Можно составить предложение: «Учитель пишет на доске слова для запоминания». И т. д. Учащиеся, находясь в роли экскурсантов, могут задавать вопросы по услышанному или просто дополнительные вопросы.

Плюсы: учащийся развивает свою речь, культуру речи, учится грамотно строить предложения, повторяет пройденный материал, учится импровизировать во время ответа.
В завершении хочется рассказать небольшую историю. Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть одно яблоко, и, если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи». А у нас сегодня таких идей еще больше!

Слайд 10.

​​​​​​​ Спасибо за внимание!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В материале упоминаются слайды. Хотелось бы их увидеть. Нужно прикрепить презентацию.

14 May 2022

Да, тоже хочется посмотреть презентацию...

15 May 2022