Классный час «Толерантная личность - чемодан опыта»

11
0
Материал опубликован 23 April 2017 в группе

КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ – чемодан опыта»

Методическая разработка классного руководителя 9б класса Кузнецовой А.М.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить по­нимание его значения.

2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.

3. Сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов.

Ход занятия

Перед занятием нарисовать на ватмане стилизованный чемодан (примерно на пол-листа) «Чемодан опыта», а во время проведения классного часа приклеивать внутрь раскрытого чемодана самые важные выводы, которые делаются по результатам этапов занятия.

1. Письменный опрос

Учащимся раздаются самоклеящиеся листки. Учитель сообщает, что уже 4 года подряд проводит с обучающимися классные часы по толерантности. Интересно, что осталось в памяти у учащихся? Учитель просит выполнить следующие задания:

напишите, пожалуйста, все, что знаете о толерантности: что это такое, в

каких ситуациях она проявляется, зачем она нужна;

какие выводы по этой теме вы для себя делали.

2. Знакомство с опытом, заполнение чемодана.

Обучающиеся зачитывают выводы, написанные на листочках, приклеивают их в чемодан.

3. Разминочная игра

«Японский театр, или Театр Кабуки»

Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.

Участники разбиваются на две команды.

Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каж­дым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру бу­дут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую ка­ждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком), дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так...(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладо­ни отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцес­са быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает драко­на». После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.

Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно приме­нять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.

4. Лекционный блок (слова учителя)

Тезисы:

Толерантность это качество личности.

Это такое качество, которое проявляется, когда взаимодействуют (не­посредственно или опосредованно) два или больше человек и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.

Толерантным будет считаться тот человек, который относится к отлич­ному от него человеку без внутреннего протеста, то есть, принимая его таким, какой он есть.

Толерантное отношение основывается на способности к сопережива­нию и стремлении к взаимопониманию. Оно может быть основой толерантного поведения.

Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно, чтобы в каждом из нас присутствовало стремление к толерантным взаимоотношениям.

Упражнение «Отличия»

Назначение упражнения: углубить способность видеть межиндивидуальные различия. Показать, что часто наше отношение к различиям стереотипно, что мож­но относиться к различиям многими разными способами, каждый раз определяя свое отношение к конкретному человеку.

Участники и ведущий садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на сво­его соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отли­чаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».

Можно завершить упражнение двумя способами. Либо ведущий говорит: «Даже внутри этой группы мы выявили столько различий и столько разных чувств по поводу различий - и неприятных, и приятных, и нейтральных. А ведь бывает так, что в обществе к некоторым различиям принято относиться стереотипно, оди­наково: если мы разных национальностей, значит, ты хуже, если мы разных рели­гий, значит, ты хуже, если ты богаче, значит, ты хуже. Всегда помните: как отно­ситься к различиям, это только ваше дело, и никому не позволяйте навязывать вам стереотипное отношение». Либо по завершении ведущий называет группы людей, к которым принято относиться неприязненно, нетерпимо, и задает те же вопросы: «Чем вы различаетесь? Как ты относишься к этим различиям?»

6. Игра «Меньшинства»

Вопросы и задания для рефлексии после игры:

Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.

Были ли соблюдены инструкции?

Достигла ли своих целей команда «переселенцев»?

Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в про­цессе игры?

Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?

Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и дру­гой команды)?

Назначение игры: показать, как простое недопонимание поведения другого мо­жет вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.

Группа разбивается на три команды, одна ставит стулья в круг и остается в классе, другая выходит из класса, третья занимает наблюдательскую позицию (сту­лья поодаль, полукругом).

Сначала инструкция дается команде вне класса: «Ваша задача - чтобы люди, сидящие в классе в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, ме­жду попытками - время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то, чтобы договориться, как вы будете это делать». Инструкция сидящим в кругу: «Вы - хру­стальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы о чем-либо договориться, будете ли вы следовать каким-то общим правилам поведения и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются что-либо сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты».

Инструкция наблюдателям: «Наблюдайте за тем, что здесь будет происхо­дить, и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».

Вопросы для рефлексии:

Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.

Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в про­цессе игры?

Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции? Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе иг­ры? А наоборот?

Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?

Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и дру­гой команды)?

Вопрос к наблюдателям. На что было похоже происходившее здесь?

Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спраши­вает их, почему же они не встают, и не сообщает своих намерений. Сидящие в кру­гу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в каком случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в поми­не. Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью - случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.

7. Упражнение «Конфликты»

Класс делится на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает кон­фликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Вре­мя на подготовку - 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После высту­пления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта.

Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образе члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным. Важны даже самые маленькие возможности, самые маленькие шаги. Ведущий отмечает, что чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное - это стремление сделать его новым. Рекомендации команд можно записывать на ватман.

8. Речь ведущего

Тезисы:

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение. поведение других людей, и не надо корить себя за это.

Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отноше­ния с людьми, с которыми встречаетесь.

9. Творческая работа «Дерево толерантности»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме ли­стьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листоч­ки приклеиваются на дерево.

10. Заключительное анкетирование

Нужны листочки формата А6 (половина тетрадного листа) и ручки или фло­мастеры.

Инструкция: «Напишите на листочках, где в своей жизни вы сможете приме­нить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии».

11. Заключительное действие «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла­дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Очень весело.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.