КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ – чемодан опыта»
Методическая разработка классного руководителя 9б класса Кузнецовой А.М.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
3. Сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов.
Ход занятия
Перед занятием нарисовать на ватмане стилизованный чемодан (примерно на пол-листа) «Чемодан опыта», а во время проведения классного часа приклеивать внутрь раскрытого чемодана самые важные выводы, которые делаются по результатам этапов занятия.
1. Письменный опрос
Учащимся раздаются самоклеящиеся листки. Учитель сообщает, что уже 4 года подряд проводит с обучающимися классные часы по толерантности. Интересно, что осталось в памяти у учащихся? Учитель просит выполнить следующие задания:
напишите, пожалуйста, все, что знаете о толерантности: что это такое, в
каких ситуациях она проявляется, зачем она нужна;
какие выводы по этой теме вы для себя делали.
2. Знакомство с опытом, заполнение чемодана.
Обучающиеся зачитывают выводы, написанные на листочках, приклеивают их в чемодан.
3. Разминочная игра
«Японский театр, или Театр Кабуки»
Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.
Участники разбиваются на две команды.
Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую каждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком), дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так...(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладони отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцесса быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона». После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.
Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно применять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.
4. Лекционный блок (слова учителя)
Тезисы:
♦ Толерантность это качество личности.
♦ Это такое качество, которое проявляется, когда взаимодействуют (непосредственно или опосредованно) два или больше человек и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.
♦ Толерантным будет считаться тот человек, который относится к отличному от него человеку без внутреннего протеста, то есть, принимая его таким, какой он есть.
♦ Толерантное отношение основывается на способности к сопереживанию и стремлении к взаимопониманию. Оно может быть основой толерантного поведения.
♦ Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно, чтобы в каждом из нас присутствовало стремление к толерантным взаимоотношениям.
Упражнение «Отличия»
Назначение упражнения: углубить способность видеть межиндивидуальные различия. Показать, что часто наше отношение к различиям стереотипно, что можно относиться к различиям многими разными способами, каждый раз определяя свое отношение к конкретному человеку.
Участники и ведущий садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».
Можно завершить упражнение двумя способами. Либо ведущий говорит: «Даже внутри этой группы мы выявили столько различий и столько разных чувств по поводу различий - и неприятных, и приятных, и нейтральных. А ведь бывает так, что в обществе к некоторым различиям принято относиться стереотипно, одинаково: если мы разных национальностей, значит, ты хуже, если мы разных религий, значит, ты хуже, если ты богаче, значит, ты хуже. Всегда помните: как относиться к различиям, это только ваше дело, и никому не позволяйте навязывать вам стереотипное отношение». Либо по завершении ведущий называет группы людей, к которым принято относиться неприязненно, нетерпимо, и задает те же вопросы: «Чем вы различаетесь? Как ты относишься к этим различиям?»
6. Игра «Меньшинства»
Вопросы и задания для рефлексии после игры:
Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.
Были ли соблюдены инструкции?
Достигла ли своих целей команда «переселенцев»?
Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?
Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?
Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и другой команды)?
Назначение игры: показать, как простое недопонимание поведения другого может вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.
Группа разбивается на три команды, одна ставит стулья в круг и остается в классе, другая выходит из класса, третья занимает наблюдательскую позицию (стулья поодаль, полукругом).
Сначала инструкция дается команде вне класса: «Ваша задача - чтобы люди, сидящие в классе в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, между попытками - время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то, чтобы договориться, как вы будете это делать». Инструкция сидящим в кругу: «Вы - хрустальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы о чем-либо договориться, будете ли вы следовать каким-то общим правилам поведения и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются что-либо сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты».
Инструкция наблюдателям: «Наблюдайте за тем, что здесь будет происходить, и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».
Вопросы для рефлексии:
Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.
Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?
Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции? Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе игры? А наоборот?
Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?
Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и другой команды)?
Вопрос к наблюдателям. На что было похоже происходившее здесь?
Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спрашивает их, почему же они не встают, и не сообщает своих намерений. Сидящие в кругу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в каком случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в помине. Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью - случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.
7. Упражнение «Конфликты»
Класс делится на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку - 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта.
Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образе члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным. Важны даже самые маленькие возможности, самые маленькие шаги. Ведущий отмечает, что чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное - это стремление сделать его новым. Рекомендации команд можно записывать на ватман.
8. Речь ведущего
Тезисы:
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение. поведение других людей, и не надо корить себя за это.
Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
9. Творческая работа «Дерево толерантности»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.
10. Заключительное анкетирование
Нужны листочки формата А6 (половина тетрадного листа) и ручки или фломастеры.
Инструкция: «Напишите на листочках, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии».
11. Заключительное действие — «Техасские объятия»
Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Очень весело.