Литературный вечер в 9–11 классах на тему «Тот уголок Полтавщины... »
Пояснительная записка к презентации
МБОУ– Средняя общеобразовательная школа №1 имени Октябрьской революции г. Севска Брянской области
Подготовила учитель русского языка и литературы
Бордюгова Нина Григорьевна
К 210 годовщине со дня рождения
Н.В.Гоголя
Литературный вечер
«Тот уголок Полтавщины»
Цели: расширить знания учащихся о личности Н.В.Гоголя, познакомить с его творчеством; познакомить с личностью матери писателя Марией Ивановной Гоголь, показать духовную связь с сыном. На примере отношений Гоголя к своей матери воспитывать у детей чувство уважения к своим матерям. Прививать вкус к классической литературе, воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Тот уголок Полтавщины…», выставка детских рисунков «Пейзаж в произведениях Н.В.Гоголя », стол с подсвечником, чернильница с пером, лист бумаги, стул.
Сценарий вечера
(Слайд 1)
Ведущий 1:
В апреле 2019 года исполнится 210 лет со дня рождения великого русского писателя Н. В. Гоголя.
Многие, наверное, помнят, как оценил А. С. Пушкин первую книгу молодого писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки»:
(Слайд )
«Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..»
Но далеко не все знают, что в создании именно этой книги неоценимую помощь оказала Н. В. Гоголю его мать Мария Николаевна Гоголь, хорошо знавшая обычаи и нравы малороссиян.
Видео ( звучит украинская песня«Нич яка мисячна…»)
…А теперь мысленно перенесёмся в тот уголок Полтавщины, где жила Мария Ивановна Гоголь, познакомимся с ней поближе.
( Слайд : портрет матери Гоголя)
Знавшие Марию Ивановну считали её красавицей. Единственный портрет молодой Марии Ивановны запечатлел лицо оригинальное, слегка продолговатое, белое, с удлинёнными дугами чёрных бровей, острым разрезом глаз и высоким лбом, красиво – выпуклым, обрамлённым кудрями чёрных волос. Даже характерный «гоголевский» нос не портит правильности лица, а вписывается в его линии, одушевлённо страстные, живые. Это лицо девочки и женщины, ещё не пробудившейся, но уже готовой к пробужденью, - и темнота её крупных губ, остро – внимательный взгляд чёрных глаз, выделяющихся на фоне прозрачно – белой кожи , говорят о загадке.
По обычаям того времени она рано вышла замуж – в 14 лет.
(Слайд : портрет отца Гоголя )
Василию Афанасьевичу, жениху, было тогда 26 лет, он знал её ещё маленькой девочкой, она привыкла к нему с детства и по – своему любила его. Брак был счастливым. Мария Ивановна всегда вспоминала о муже с нежностью.
Ведущий 2:
Минуло три с половиной года, и 20 марта (по старому стилю) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в домике доктора Трохимовского родился Гоголь.
Шести недель Гоголь был перевезён из Сорочинец в Васильевку.
( Слайд : дом в Васильевке )
Здесь - с папенькой и маменькой, бабушкой и нянюшками – прожил он 9 лет.
Васильевка лежала в уютной низине, меж двух холмов, где прятались от знойных ветров степи яблони, вишни, клёны.
За домом тянулся парк. Василий Афанасьевич насадил в нём молодые деревья, разбил аллеи, воздвиг беседки.
Быт родового поместья с. Васильевка Гоголь, став писателем, изобразил в повести «Старосветские помещики», а прошлое рода нашло отражение в «Тарасе Бульбе».
Ведущий 1:
В 20 – ти верстах была Диканька. Когда – то, во времена нашествия, в этих местах люди прятались в подземных ходах, которые, по преданию, доходили до Полтавы. В лесах отыскивали клады – золотые червонцы, дорогое оружие. А леса вокруг стояли тёмные, дикие, оттого и село, выросшее среди них, назвали Диканькой.
В их гущу не попадал солнечный свет, и они пугали своей сумрачностью. Отец и мать рассказывали Гоголю, что в прудах, прятавшихся за деревьями, живут русалки, по ночам они выходят из воды и играют на берегу при свете луны. Сердце мальчика замирало.
Воображение разыгрывало сцены из прошлого, они незаметно переносились в настоящее. А через день его память запечатлевала иные картины – ссору с приказчиком, подсчитывание подушных, вздохи о долгах, разговоры о выгодной продаже волов на ярмарке.
Ведущий 2:
Денег в семействе не хватало, и потому о деньгах говорили не меньше, чем о духах, русалках и небылицах старины. Василий Иванович писал стихи:
Но что же делать мне, я, право, сам не знаю.
Без денег трудно жить, а что я затеваю,
Того уж невозможно исполнить никогда…
Василий Афанасьевич был слабого здоровья, рано вышел в отставку и служил помощником у своего богатого соседа – помещика и дальнего родственника Д. П. Трощинского. Дмитрий Прокофьевич ценил Василия Афанасьевича за его одарённость – он писал пьесы, ставил спектакли.
В доме Гоголей в дни наездов гостей, праздников, именин бывало и весело. Тогда давались представления, готовили много еды, дети пели, Василий Афанасьевич читал свои стихи. Мария Ивановна была плясунья. Ещё в детстве она любила танцевать в присутствии зрителей «козачка», и на неё приезжал посмотреть сам Трощинский.
Мария Ивановна впоследствии вспоминала: « В деревне нашей тогда было 130 душ. Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя своё счастье в своём семействе: мы не могли отлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою. Если же случалось, что мне надобно было остаться дома, то я боялась за него: мне казалось, что я не увижу его. Мы почти не разлучались до приезда из Петербурга Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Он не хотел отпускать нас домой, очень любил моего мужа. Там я увидела всё, что не искала в свете, и балы, и театры, и отличное общество, приезжавшее к нему из обоих столиц; но всегда была рада, когда могла ехать в Васильевку…»
Ведущий 1:
Гоголь рано начал пробовать писать стихи и имел талант передразнивания, который заметили в нём сызмальства.
Кто бы из новых лиц ни появлялся в Васильевке, он тут же был воспроизведён и повторён в своих привычках, жестах, мимике. Гоголь уже тогда мог улавливать человека по 2 – 3 чертам и из этих черт лепить образ.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич решил отправить Николая с младшим братом Ивано в Полтавское училище. Затем Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук.
( Слайд : Нежинская гимназия высших наук )
Ведущий 3:
Ей было 34, когда умер Василий Афанасьевич. Его внезапную смерть Мария Ивановна переживала тяжело. С ней теперь остались дочери: Мария, Анна, Елизавета и Ольга.
Все хозяйственные заботы обрушились на Марию Ивановну. «Я занялась всем по мужской части в поле, - вспоминала она, - считая священной обязанностью сберегать всё для детей и улучшать, сколько позволяли способы…»
Хотя Мария Ивановна и считалась помещицей, её имение было небогатое и обеспечивало семью лишь продуктами сельского хозяйства, наличные деньги почти не водились. Гоголь отказался от своей доли наследства в пользу матери, освободил её от забот по устройству дочерей в учебные заведения.
Любопытные воспоминания о том, как жил Гоголь на родной Полтавщине в свои редкие приезды туда, оставила его сестра Ольга. Среди них есть такой эпизод: « …брат просил у матери дать ему полведра наливки и велел напечь пирожков с сыром. Когда всё это было готово, велел позвать тяглых мужиков, то есть тех, у кого рабочие волы, на крыльце поставил наливку, угощал их, они пили, конечно, с пожеланием ему всего хорошего, потом брат дал каждому по два рубля и сказал: « Спасибо вам, что вы своими волами моей матери орали…». Со временем брат присылал матери денег, чтобы она купила хоть по телёнку тем мужикам, у которых не было скота, и мне прислал пятьдесят рублей, чтобы я по усмотрению своему помогала нуждающимся».
Надо добавить, что своих крепостных слуг Гоголь отпустил на волю.
Где бы он ни был, что бы ни делал, он отовсюду писал матери, делился своими планами, часто и сам давал советы.
( Слайд : портрет Н.В. Гоголя )
По её просьбе он, будучи в Италии, заказал живописцу Моллеру свой большой портрет ( лучшее его изображение) , который отправил Марии Ивановне в Васильевку.
«Душа моя видела через оболочку тела следовавшие одно за другим несчастья, постигавшие меня», - сказала как -то Мария Ивановна, и в этом признании вся мать Гоголя.
Она более чувствовала, нежели рассуждала. Но чувства её были так сильны, что она на расстоянии – за тысячи вёрст от того места, где находился её сын, – могла угадать, что с ним происходит.
Ведущий 4:
А теперь давайте перенесёмся в Санкт – Петербург.
( под музыку уч-ся рассматривают на видео фотографии Петербурга и его окрестностей 1826 г), видео можно сделать короче.Конец апреля 1829 года. В полутёмной продолговатой комнате «доходного» дома что - то пишет за столом молодой человек с бледным лицом. У него модная причёска, высоко взбитый «кок».
Несколько месяцев назад он приехал из Нежина, где, окончив гимназию, получил звание чиновника. У молодого человека были честолюбивые намерения: устроиться в гостинице по части юстиции и, не жалея сил, способствовать искоренению всякого рода несправедливостей. Однако поступить на службу оказалось нелегко, несмотря на рекомендательные письма высоких, как ему казалось, особ. То отвечают, что свободных мест нет, то предлагают наведаться через месяц – два. А жизнь в столице дорога. Молодой человек писал:
Инсценированное чтение
( За столом сидит молодой Гоголь, он пишет письмо.)
Уч-ся в роли Гоголя читает письмо вслух:
«…В сей день я только получил ваше письмо с деньгами: около 20 –ти дней шло оно да более недели пролежало уже здесь на почте, по той причине, что я переменил прежнюю свою квартиру. Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждался в это время, но, впрочем, всё это пустое; что за беда посидеть какую – нибудь неделю без обеда. Того ли ещё будет на жизненном пути, всего понаберёшься; знаю только, что если бы втрое, вчетверо, впятеро раз было более нужд, и тогда они бы не поколебали меня и не остановили меня на моей дороге».
Ведущий 3:
Затем Гоголь переходит к описанию столицы. В блистательных строках уже угадывается будущий автор «Петербургских повестей».
Инсценировка «На Невском проспекте»
Ведущий 3:. Нет ничего лучше Невского проспекта. Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия.
1 Дама: Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук.
2 Дама: Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером никакою кистью не изобразимые.
1 Господин: Здесь вы встретите талии, какие даже вам не снились никогда. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте.
1 Дама: Бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь.
1 Господин: Талии тоненькие, узенькие, талии никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми вы почтительно отойдёте к сторонке, чтобы как- нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтём.
2 Дама: Усы, которым посвящена лучшая половина жизни. Усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад…
2 Господин: Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку, верх искусства.
2 Дама: Усы, которые заворачиваются на ночь тонкою бумагою.
2 Господин: Улыбку иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше Адмиралтейского шпиля и поднимите её вверх.
1 Господин: Нет ничего лучше Невского проспекта. Чем ни блестит эта улица – красавица нашей столицы.
Гоголь. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. Не верьте этому Невскому проспекту!
Уч-ся в роли Гоголя:
«…На первый раз довольно о Петербурге…Теперь вы, почтеннейшая маменька, мой добрый ангел – хранитель, теперь вас прошу, в свою очередь, сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете, обычаи и нравы малороссиян наших, и потому я знаю, вы не откажитесь сообщить их мне в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов, с поименованием как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян».
( Уч-ся в роли Гоголя уходит со сцены)
Ведущий 4:
Гоголь спрашивал, как называются старинные платья замужних женщин и девушек, просил описать свадьбу, не упуская ни малейших подробностей, прислать записи страшных народных сказаний, преданий, разных анекдотов…
Письмо примечательно: в нём впервые проступает намерение будущего великого русского писателя создать книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Через два года она и выйдет из печати, положив начало славе Николая Васильевича Гоголя.
Дети исполняют сценку из повести «Ночь перед Рождеством».
В книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» перед читателем предстал украинский народ, носитель высоких и благородных стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками.
«Вечера…» показали и богатство палитры Гоголя- художника. В этом легко убедиться, открыв первую повесть «Сорочинская ярмарка», которая начинается взволнованно – эмоциональным описанием летнего дня на Украине:
1Чтец: ( в это время на слайдах- украинские пейзажи)
« Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно – жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой, неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые скирды сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь. груш; небо, его чистое зеркало – река в зелёных, гордо поднятых рамах…как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»
Ведущий 1:
Краски Гоголя ярки и свежи.
(Слайд : слова Белинского)
В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли».
2Чтец:
Необыкновенно выразительны портреты героев.
(Слайд : Параска перед зеркалом)
Вот Параска – хорошенькая девушка
…с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами.
Её мачеха Хивря-
… в нарядной шерстяной зелёной кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую – то особенную важность её красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на весёленькое личико дочки.
Ведущий 1:
…Итак, получив письмо от сына, датированное 30 апреля 1829 года, Мария Ивановна принялась чрезвычайно добросовестно выполнять его необычные просьбы. Вряд ли она понимала, зачем это ему нужно. И хотя мы, к большому сожалению, не знаем её ответных писем ( а Гоголь обращался к ней и к сёстрам неоднократно ), мы находим в « Вечерах на хуторе близ Диканьки» прямое отражение их. В повестях, составляющих эту книгу, есть и страшные и забавные истории, и весёлые народные праздники, и яркие описания одежд.
Вспомним отзыв об этой книге Пушкина: «…Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…»
Ведущий 2:
Окрылённый такими высокими оценками, Гоголь теперь стремился сказать новое слово в отечественной литературе и произнёс его.
Мария Ивановна сберегла для сына и пьесы покойного Василия Афанасьевича. Гоголь не сумел поставить их на сцене. Зато щедро использовал в качестве эпиграфов к своей повести «Сорочинская ярмарка».
Материалы, любовно собранные и присланные Марией Ивановной в Петербург, оставили неизгладимый след и в дальнейшем творчестве писателя. Сам образ её помог писателю в создании одного из великолепных типов русской литературы – Пульхерии Ивановны в «Старосветских помещиках».
Биограф Гоголя П. Я Кулиш писал: « Изображая свою незабвенную Пульхерию Ивановну, Гоголь маскировал дорогую личность матери и в свои вечно живые краски подмешал трогательного комизма».
Некоторые черты матери Гоголь перенёс и в «Тараса Бульбу», и в другие произведения.
3 Чтец:
( Уч- ся читает отрывок из повести «Тарас Бульба» от слов «Одна бедная мать не спала» до слов «Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше». )
Ведущий 3:
1835 год удался на славу! Вышли в свет «Арабески» и «Миргород», за которые Белинский провозгласил Гоголя «главою литературы, главою поэтов». По подаренным Пушкиным сюжетам написан «Ревизор», начаты «Мёртвые души».
( Слайд : «Творческий диапазон Гоголя» )
Позже, в 1836 году, состоится премьера «Ревизора» на сцене Александровского театра в Петербурге, на котором присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесённый Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень.
Гоголевское торжество увенчивается новой поездкой на родину. Вырабатывается уже какая-то закономерность в этих посещениях Васильевки. Он едет туда только с удачею, он является собственной персоною, пустив вперёд себя свои книги и славу, печатные отзывы газет, брань и похвалы.
( Слайд : «Литература заняла… всю жизнь мою» )
Мария Ивановна к тому времени уже считала сына «гением» и прямо писала ему об этом. Гоголь вынужден был её урезонивать, прося «никогда не называть» его «таким образом, а тем более ещё в разговоре с кем-нибудь». Но почти те же слова он услышал, проезжая через Москву, где его почитатели устроили ему чуть ли не овацию.
(Слайд: « В сердце моём Русь…» )
4 Чтец:
( Лирическое отступление из поэмы «Мёртвые души» о «птице - тройке»)
Ведущий 4:
В 1851 году Гоголь познакомился с Тургеневым, который оставил нам воспоминания с бесценным свидетельством о внешнем облике Гоголя; это, единственный его портрет той поры .
5 Чтец:
«Я попристальнее вглядывался в его черты. Его белокурые волосы, которые от висков падали прямо, как обыкновенно у казаков, сохранили ещё цвет молодости, но уже заметно поредели; от его покатого, гладкого, белого лба по- прежнему так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по временам весёлость – именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым. Длинный, заострённый нос придавал физиономии Гоголя нечто хитрое, лисье; невыгодное впечатление производили также его одутловатые, мягкие губы под остриженными усами: в их неопределённых очертаниях выражались – так, по крайней мере, мне показалось – тёмные стороны его характера… Гоголь говорил много, с оживлением, размеренно отталкивая и отчеканивая каждое слово - что не только не казалось неестественным, но, напротив, придавало его речи приятную вескость и впечатлительность. Он говорил на о… Всё выходило ладно, складно, вкусно и метко. Впечатление усталости, болезненного, нервического беспокойства, которое он сперва произвёл на меня,- исчезло».
Ведущий 1:
1851 год – последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Несмотря на то что он занимался обыкновенно земными заботами, хлопотал по хозяйству, ездил в Полтаву уплачивать материнские долги в Опекунский совет, она видела - сын её достиг высшей точки своей жизни. Никто не мог этого заметить, кроме матери. Никто не мог понять, что не только работа закончена, но и всё, что мог он сделать на земле, он уже сделал.
Ведущий 2:
Москва, 10 февраля 1852 года. Гоголь пишет письмо.
Уч-ся в роли Гоголя читает письмо вслух:
«Благодарю Вас, бесценная моя матушка, что вы обо мне молитесь. О, как много делает молитва матери!.. В здоровье моём всё ещё чего-то недостаёт, чтобы ему укрепиться. До сих пор не могу приняться ни за труды, как следует, ни за обычные дела, которые оттого приостановились…
Ваш весь, вас любящий сын Николай».
Ведущий 2:
Последнее письмо Гоголя – последнее из всех, написанных им, - было письмо матери.
В восемь часов утра 21 февраля 1852 года дыхание его прекратилось.
Преждевременная смерть Николая Васильевича Гоголя в возрасте около 43 лет тяжело поразила Марию Ивановну. По свидетельству окружавших её людей, она как бы окаменела. Выходила из этого состояния долго.
С тех пор единственной отрадой матери была переписка с друзьями сына, прежде всего с семьёй писателя С. Т. Аксакова. По поводу этой переписки профессор С. Н. Дурылин говорил, что в ней «выступает прекрасный и трогательный образ матери великого писателя – и выступает так, что Мария Ивановна в этих письмах…является не просто родительницей Гоголя, а именно матерью писателя: любящей писательство, гордящейся им и искренно и глубоко дорожащей и при жизни сына, и, в особенности, после его смерти, избранным кругом его друзей – писателей. Аксаковы, Погодин, Шевырев, чьи имена мелькают в её письмах,- для неё не просто добрые друзья сына, а писатели – друзья писателя».
Сейчас во дворе дома, где умер Н.В.Гоголь, стоит памятник, который был установлен к 150 –летию со дня рождения Н.В.Гоголя.
( Слайд: памятник Н.В.Гоголю )
Мария Ивановна Гоголь намного пережила сына. Она скончалась в 1868 году 77 лет от роду. Лучший её литературный портрет принадлежит С. Т. Аксакову:
5 Чтец читает на фоне мелодии:
( на слайде- портрет матери Гоголя.)
«Взглянув на Марию Ивановну и поговорив с ней несколько минут от души, можно понять, что у такой женщины мог родиться такой сын. Это было доброе, нежное, любящее существо, полное эстетического чувства, с лёгким оттенком самого кроткого юмора…Мария Ивановна – женщина необыкновенная. Она так моложава и хороша собой… Она вся исполнена самоотвержения и тихой любви к своим детям; она отдала им своё сердце… Сына любит она более всего на свете…»
Использованная литература:
1.Анненков П.В. Литературные воспоминания. –М.,1960
2.Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников.- М.,1952
3.Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Выставка в школе. М.,1979
4.Золотусский И.«Гоголь». М., 1984
5.Мария Ивановна Гоголь о себе.«Русский архив»,- 1902, №4
6.Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12-ти томах, М.,1956
7.Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба», «Мёртвые души»
Трефилова Раиса Поликарповна
Бордюгова Нина Григорьевна
Виктория Александровна
Бордюгова Нина Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Бордюгова Нина Григорьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Бордюгова Нина Григорьевна