Традиции музыкального воспитания в семье
Традиции музыкального воспитания в семье.
Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции, пришедшие к нам из прошлых веков. Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцам деятельности, без которых немыслимо её развитие. Семейные ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей. Традиции своими корнями уходят в далекую древность, они так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки.
Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, исполнял игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с её теплом и появлением первой зелени; или когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню.
Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни – причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню.
Существовавшие в русских семьях богатейшие традиции музыкального воспитания, в настоящее время практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее попытаемся ответить на вопрос: «Какие музыкальные традиции из прошлых веков существуют в настоящее время, в современных семьях?»
1.Одна из первых традиций – исполнение колыбельных песен.
«Баюшки-баю…баю милую, баю, славную, баю дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая малыша. Сколько нежности, любви в ее песне, обращенной к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «баюкать», они присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда с 6 – 7 лет нанимались нянями в другие семьи, в настоящее время мало кто из матерей специально обучает ребенка петь колыбельные песни.
2.Положительную роль в возрождении музыкальной культуры играют традиции домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной на современном этапе. Не случайно опыт практического музицирования имеет давние корни. Принято считать, что рождение светского музицирования началось с эпохи Петра I. Музыка звучала во время танцев, застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. Но новые формы музицирования коснулись прежде всего небольшой дворянской верхушки, дети которой стали обучаться пению и игре на музыкальных инструментах у приезжих немецких и итальянских музыкантов. Музыка входит в жизнь высших слоёв общества, распространяется любительское музицирование. Музыка здесь была уже не только развлечением, но и эстетической культурной потребностью. Часто на музыкальных вечерах рождалось новое произведение: песня или романс, сочинённые любителем-поэтом и любителем-композитором. Ведь «не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех кругах общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга» (Б.Асафьев).
Появление в наших домах средств аудио- и видеозаписи даёт немало в деле музыкального воспитания и просвещения, но никак не заменяет радости самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения. Как показывает опыт, такие мероприятия вызывают живой интерес у детей и взрослых, пробуждают желание познавать и исполнять музыкальные произведения дома, в кругу родных и близких. Но для воплощения идеи музицирования в семье важно, чтобы родители владели музыкальным инструментом, а дети, в дополнение ко всему сказанному, обучались музыкальной грамоте и игре на инструменте.
3. Исполнение песен.
Исполнение песен занимает особое место в воспитании детей в семье. Ребёнок любит петь песни. Из них он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных и растениях. Исполняя песню, ребёнок не остаётся равнодушным: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к песне. Если песня нравится, то она становится достоянием ребенка. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи.
4. Слушание музыки.
Слушание музыки имеет свои возможности. Оно обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если ребенок заинтересованно слушает произведение вместе с родителями и высказывает свое отношение, то это не проходит бесследно. Он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкусы детей.
5. К семейным традициям относится праздники.
Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Еще в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий наших предков. Сегодня проведение традиционных домашних праздников с использованием музыки и пения не потеряло своей актуальности. Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также таких знаменательных дат, как день свадьбы родителей, день памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.), имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относят проведение в доме общественных праздников: День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, подбор музыки, песен, выпуск стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.
В заключение отметим, что тема возрождения семейных традиций особенно актуальна для России в настоящее время как в духовной и нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а зачастую и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Мы, педагоги и родители, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Главная цель такого воспитания – не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. Такое отношение к музыке в семье порождает музыкальные традиции. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура, складываются определенные традиции. Именно взрослые должны обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, сформировать основы музыкальной культуры; развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствовать общему развитию детей средствами музыки, передать традиции своего народа.