Буклет по технологии в 6 классе «Традиционные и инновационные методы работы»
Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения
в школе
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.
Методы обучения
Сравнительный анализ традиционных и инновационных
методов обучения
Выделяется два традиционных метода обучения
1. Репродуктивный
2. Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности .
Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.
У данных методов можно выделить множество недостатков:
1. Нагрузка на память.
2. Низкая самостоятельность учащихся.
3. Рассевание внимания.
4. Неполное усвоение материала.
5. Неумение «думать» и самостоятельно принимать решения.
6. Средний объём знаний.
7. Средний темп в изучении материала.
Бесспорно,инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
К ним принадлежат:
1. упражнения, носящие творческий характер;
2. групповые задания;
3. образовательные, ролевые, деловые игры;
4. уроки-экскурсии;
5. использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
Инновационные методы обучения в школеспособствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
Методы организации.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
Методы контроля.
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.
3. Лабораторного контроля, машинного контроля . Лабораторные работы, тесты, опросники.
Методы стимулирования.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности . Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
Традиционные |
Инновационные |
|
Цель |
Формирование знаний, умений, навыков |
Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем |
Формы организации |
Фронтальные, индивидуальные. |
Групповые, коллективные. |
Методы обучения |
Иллюстративно-объяснительные, информационные. |
Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Ведущий тип деятельности |
Репродуктивный, воспроизводящий. |
Продуктивный, творческий, проблемный. |
Способы усвоения |
Заучивание, деятельность по алгоритму |
Поисковая деятельность, рефлексия |
Функции учителя |
Носитель информации, хранитель норм и традиций. |
Организатор сотрудничества. консультант |
Позиция ученика |
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту |
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
МКОУ Коченевская СОШ № 2
Составитель: Хавренко Людмила Владимировна,
учитель технологии
2018 год
Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:
· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;
развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать
мысли;
- развитие способности анализировать сложные
ситуации, причины их возникновения, выявлять
главное и второстепенное, находить способы и
средства решения;
·- развитие познавательной и эмоционально-
волевой сферы личности.
Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности.
Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает
при создании ситуаций проблемности;
сотрудничества и кооперации;
коллективного взаимодействия;
управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся;
вовлечения обучаемых в постоянную активную
деятельность