Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
Пояснительная записка к презентации
" Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС"
Выступление подготовила
социальный педагог МБОУ «СОШ №56 г.Чебоксары»
Титушина Наталья Валерьевна
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!
Итак, ежегодная встреча на августовской педагогической конференции дает нам прекрасную возможность обсудить результаты работы системы образования города предыдущих лет, увидеть назревшие проблемы, проанализировать и определить главные задачи на новый учебный год.
В настоящее время в образовании широко распространяется инновационная деятельность, педагоги активно внедряют новые проекты, на базе школ работают экспериментальные площадки, открываются школы-лаборатории. Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Наряду с формированием универсальных учебных действий особое внимание начинают уделять личностным результатам обучающихся.
Они включают готовность и способность детей к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества.
В широком смысле - это умение учиться.
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - это значит создавать новое.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации
Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?
Научность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
Для социальных педагогов на первое место в профессиональной деятельности выходит, конечно,
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. Это создается с опорой на систему таких принципов, как:
А) духовные идеалы многонационального народа России;
Б) базовых национальных ценностях;
В) традиционных моральных нормах;
Г)принцип совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются:
- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Поставленная цель реализуется через следующие направления, которые ложатся в основу нового содержания деятельности социального педагога:
1. Формирование личностной культуры.
2. Формирование социальной культуры.
3. Формирование семейной культуры.
Мы с вами понимаем, что в нынешних условиях надо идти в ногу с современными требованиями, и постоянно находиться в поиске усовершенствования существующих технологий.
Какие же современные технологии можно применять в образовательной деятельности социального педагога
Давайте мы их перечислим
1. Гуманно - личностную технологию:
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы :
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы;
- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества :
Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах.
3. Тестовые технологии, которые обеспечивают объективность контроля, исключая субъективный фактор; автоматически обрабатываются результаты.
4.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной деятельности, завершающийся созданием творческого продукта. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
5. Технологию социальной адаптации .
Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёром, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, с Комиссией по делам несовершеннолетних и другими субъектами профилактики.
6.Технология самообразования педагога в рамках ФГОС – один из ключевых моментов в сфере образования. Интернет ресурсы позволяют проводить:
● веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры. Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype, ICQ, Mail. ruagent.
● телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
● чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
А использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных действий
Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)
В заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мы стремимся к успеху ,кроме этого, мы должны быть интересны нашим детям. Для этого мы тоже должны самообразовываться.
И если мы будем успешными, учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»
5
Кияйкина Наталья Федоровна