12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова Олеся Александровна683
Окончила с отличием Мичуринский государственный аграрный университет по специальности: педагогика и методика начального образования; квалификация: учитель начальных классов.
Россия, Тамбовская обл., с. Хобот-Богоявленское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Воспитательная практика "Традиционные и инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию"

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское








Традиционные и инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию







Классный руководитель:

Плотникова Олеся Александровна,

учитель начальных классов





























2023 год

Название воспитательной практики: «Традиционные и инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию».

Цель воспитательной практики: формирование патриотизма у младших школьников через участие в творческой деятельности.

Задачи воспитательной практики:

Формирование любви к родному краю.

Развивать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, стране.

Участники Практики: учащиеся 3 класса, классный руководитель, родители.

Оригинальная идея воспитательной практики: повышение уровня патриотизма у младших школьников будет осуществляться наиболее успешно при сочетании традиционных и инновационных форм проведения занятий. Важным инструментом воспитания патриота выступает творчество. Воспитывая патриотизм у детей в начальных классах, мы формируем человека, способного к творческому изменению окружающего мира.

Ценностно-смысловое наполнение воспитательной практики

Проблеме патриотического воспитания младших школьников в настоящее время уделяют большое внимание в школе и на уровне государства. После начала специальной военной операции это стало особо ощутимо. СВО стала настоящей проверкой на патриотизм. Со страхом мы следим за происходящими событиями на Украине. Спецоперация вскрыла провалы в патриотическом воспитании: недостаток у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, недостаточный уровень знаний об истории нашего государства, слабая работа классных руководителей в области гражданского воспитания. Специальная военная операция возрождает значимость патриотического воспитания. В обществе значительно снизилось количество людей, осознающих ценности патриотизма. Патриотическое воспитание предоставляет право выбора своего будущего каждому гражданину нашей страны. Актуальность важности патриотического воспитания очевидна.

Я являюсь классным руководителем 3 «з» класса филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское. В своей педагогической практике я применяю традиционные и инновационные подходы воспитания патриотизма. На занятиях патриотического воспитания я использую активные формы, которые позволяют учащимся осуществлять взаимодействие друг с другом, реализовывать самостоятельную деятельность, добиваться результата. Младший школьный возраст является самым подходящим для формирования ценностей воспитания. Предпосылками для воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста являются: внушаемость и податливость детей, авторитет учителя.

Принципы патриотического воспитания:

принцип ориентации на нравственные отношения в коллективе;

принцип личностной ориентации нравственного воспитания;

принцип комплексного подхода к нравственному воспитанию;

принцип культурно-исторического контекста воспитания;

принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии возможностей, способностей и качеств личности с учётом особенностей её различных категорий;

принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей;

принцип доверия и поддержки;

принцип партнёрства.

Мой план мероприятий по воспитанию патриота своей страны включает в себя следующие направления.

Историко-краеведческое: освоение младшими школьниками традиционной культуры своего народа, формирование чувства гордости за деяния предков и современников (участие в муниципальном этапе регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь», урок Рахманинова).

Экскурсионно-туристическое: привитие желания изучать родной край и село (экскурсия в Мичуринский краеведческий музей, экскурсия в литературно-музыкальный музей в г. Мичуринск, экскурсия в Тамбовский краеведческий музей, экскурсия в храм святых бессеребреников Космы и Дамиана в с. Новое Козьмодемьяновское).

Литературно-музыкальное: формирование художественного вкуса, потребности в изучении искусства, изучение произведений писателей и поэтов родного края, воспитание музыкальной культуры (литературно-музыкальная композиция «Тамбовщина – край мой родной», литературная акция «Читаем о Тамбовщине», участие в муниципальном этапе 7 областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины»).

Физкультурно-оздоровительное: разучивание народных игр, развитие силы, ловкости, выносливости (спортивный праздник «ГТО», олимпийская декада Боброва, спортивный праздник «Народные подвижные игры Тамбовского края»).

Экологическое: воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде (участие в межрегиональном эколого-просветительском конкурсном проекте «Заповедный калейдоскоп», участие в областном конкурсе «Укрась живую ёлку», участие в областной акции «Покормите птиц зимой»).

Трудовое: привитие трудовых навыков (трудовой десант по уборке пришкольной территории, акция «Чистое село»).

Семейное: освоение детьми традиционных нравственных ценностей (литературная гостиная «Читаем всей семьёй», классный час «Я горжусь своей семьёй», игра-путешествие «Родительский дом – начало начал»).

Гражданско-патриотическое: изучение традиций православной культуры, формирование гражданской позиции, восстановление народных традиций (участие во всероссийской акции «Письмо солдату», урок мужества «Зоино имя светлое», беседа «День дружбы народов России», акция «Ветеран живёт рядом», акция «Бессмертный полк»).

Большое внимание в своей работе я уделяю совместной деятельности семьи и школы (час общения «Победа в моей семье, участие родителей в школьных мероприятиях и конкурсах, родительские дни, индивидуальные встречи).

Краеведение является основным средством патриотического воспитания у младших школьников. Краеведение лучше других областей знаний содействует воспитанию патриотизма, любви к родному краю. Воспитание патриотизма начинается с воспитания к любви к родному краю. Наша огромная страна начинается для ребёнка с родного уголка земли. Воспитывая у детей любовь к родному селу, педагог должен не только стремиться к формированию знаний об истории родного села, но и воспитывать способность к выражению эмоций и чувств к свой малой родине, стимулировать детей к изучению родного села, воспитывать желание сделать его ещё лучше.

Для активизации интереса к изучению родного края я агитирую своих учеников принимать участие в конкурсах. Очень часто я предлагаю ребятам конкурсы, которые проводит заповедник «Воронинский». В 2022 году заповедник «Воронинский проводил межрегиональный эколого-просветительский конкурсный проект «Заповедный калейдоскоп». Конкурс проходил ежемесячно. У каждого месяца было своё название, каждый месяц имел тему для выполнения конкурсной работы. Например, тема месяца «Дозорщик-император». В положении о проведении конкурса ребята прочитали информацию о самой крупной стрекозе, обитающей на территории нашей Тамбовской области. В рамках конкурса ребятам необходимо было изготовить поделки, изображающие данную стрекозу. По итогам конкурса ребята заняли два вторых и одно третье место. Ребята узнали, что дозорщик-император занесён в Красную книгу Тамбовской области. У детей появилось желание бережно относиться к природе Тамбовской области.

В рамках темы месяца «Ятрышник шлемовидный» дети познакомились с условиями произрастания дикой орхидеи. Ребятам требовалось нарисовать ятрышник шлемовидный. На данном этапе работы патриотизм формировался средствами изобразительного искусства.

При изучении темы «Пчела-плотник» ребята узнали, что сокращение количества этого вида происходит из-за уменьшения числа старых деревянных построек и вырубки засохших деревьев. В рамках данной темы дети изготовили домики для полезных насекомых. На этом этапе работы с классом патриотическое воспитание детей осуществлялось средствами декоративно-прикладного искусства.

В рамках темы «Барсук обыкновенный» дети написали исследовательский проект «Как живёшь, барсук?». Благодаря поисково-исследовательской деятельности дети открывали интересные факты из жизни барсука обыкновенного. Таким образом, мне удалось ввести в воспитательный процесс краеведческий материал.

Важным средством воспитания патриотизма у подрастающего поколения служит художественное слово. Художественное слово оказывает воздействие на сознание, чувства и поступки ребёнка. Слово может вдохновить любого ученика совершить полезный поступок для родины. Слово способно окрылить человека. В своей педагогической деятельности я применяю выразительное чтение стихотворений. В 2023 году моя ученица приняла участие в муниципальном этапе 7 областного конкурса одарённых детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины». По итогам конкурса моя ученица заняла 1 место в номинации «Выразительное чтение». К конкурсному мероприятию мы подготовили выразительное чтение стихотворения Валентины Дорожкиной «Есть губернии краше». Опора на краеведческий материал позволила вызвать патриотические чувства на примере героических традиций Тамбовской области. Стихотворение «Есть губернии краше» заставило весь класс задуматься над вечными вопросами бытия, обратиться к осознанию традиционных ценностей. Стихотворение Валентины Дорожкиной научило ребят чувствовать красоту малой Родины.

Велико значение хореографии в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста. Воспитание учащихся в хореографическом коллективе способствует формированию любви к Родине, становлению гражданского самосознания, воспитанию верности к Отечеству. Чтобы передать характерные особенности разученного танца, у детей необходимо вызвать интерес. С этой целью я знакомлю ребят с историей национальной культуры народа. В 2022-2023 учебном году мы с ребятами разучили танец со свечами «Укутайте Донбасс мой в тишину». Перед изучением танца мы с ребятами поговорили о спецоперации на Украине, её причинах, о сопротивлении жителей Донецкой и Луганской области фашистскому режиму. Танец «Укутайте Донбасс мой в тишину» произвёл на ребят неизгладимое впечатление. Этот танец пробрал всех учащихся 3 класса до мурашек. Через хореографию дети передали горечь утраты, веру в победу. Работа в танцевальном коллективе принесла свои плоды: у детей появилось чувство коллективизма, понимания ответственности за всё, что происходит в нашей стране и за её пределами.

В сентябре 2022 года ученики моего класса стали участниками реализации программы «Орлята России». Программа состоит из 7 треков. Каждый трек включает в себя творческие и игровые занятия. В программу «Орлята России» включили всё самое лучшее из советской воспитательной практики. На смену пионерам пришли Орлята России. Орлята России наших дней, как и пионеры в советское время, занимаются общественно полезной работой, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, убирают мусор, ходят в походы. Орлята, как и советские предшественники, проводят летние каникулы в летних лагерях, сидят вокруг костра, поют песни и носят галстуки. В отличие от пионеров, Орлята России могут носить галстук любого цвета. Пионеры наших дней носят значки «Орлята России». Мы с ребятами решили выбрать галстуки красного цвета. Красный галстук - отсылка к советскому прошлому. На мой взгляд, красные галстуки помогают осуществить преемственность поколений. Близкие моих учеников застали пионерию и помнят, как сами носили красные галстуки. В семьях моих учеников пионерами были дедушки и бабушки, а у некоторых ребят и родители. Теперь мои ученики стараются оправдать доверие старшего поколения. Ребята стараются хорошо учиться, помогать всем нуждающимся, быть примерными во всём.

Патриотическое воспитание на занятиях программы «Орлята России» реализуется через практическую деятельность: дети выполняют коллективные творческие дела. Коллективные творческие дела готовятся учителем вместе со всем классом. Коллективно-творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей детей. Вводный орлятский урок ученики 3 класса начали с танцевального флешмоба «РДШ». Затем ребята создали «Орлятский уголок», на котором разместили логотипы программы «Орлята России», РДШ, ВДЦ «Орлёнок». На «Орлятском уголке» дети зафиксировали названия треков. Затем дети создали эмблему. Каждый ребёнок разукрашивал свою ладошку гуашью и оставлял её отпечаток рядом с эмблемой в «Орлятском уголке». В процессе реализации треков программы «Орлята России» ребята рисовали, пели песни, танцевали, играли, знакомились с традициями нашей страны. Творческая работа привела детей к большому успеху.

Реализация программы «Орлята России» помогла мне создать условия для возрождения богатого опыта советского воспитания патриотизма у младших школьников с учётом всех требований современного мира. Мы очень рады, что стали участниками проекта «Орлята России».



Описание основных этапов реализации воспитательной практики

Целеполагание: выдвижение целей и задач, отбор способов достижения целей, определение этапов процессов, отбор содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания.

Проектирование действий: планирование системы совместной деятельности и индивидуальной работы, планирование развития воспитательной среды и связей с родителями.

Осуществление действий: создание условий для воспитания патриотизма.

Анализ результатов: диагностика результатов патриотического воспитания, анализ полученных результатов.

Результаты воспитательной практики

Результаты участия учеников 3 класса в конкурсных мероприятиях представлены в таблице.

п/п

Наименование конкурсного мероприятия

Результативность

1

Межрегиональный эколого-просветительский конкурсный проект «Заповедный калейдоскоп»

Дипломы, 2 место

Диплом, 3 место

2

Областная акция «Укрась живую ёлку»

Диплом, 3 место

3

Творческий конкурс в рамках областной экологической акции «Покормите птиц зимой»

Диплом, 2 место

4

Региональный фоточеллендж «Тамбовщина – в объективе»

Диплом лауреата 3 степени

5

Муниципальный этап Всероссийского детского творческого школы-конкурса в сфере развития и продвижения территорий «Портрет твоего края»

Дипломы, 1 место

6

Муниципальный этап 2 Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей»

Дипломы, 1 место

7

Муниципальный этап регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

Диплом, 1 место

8

Муниципальный этап 7 областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины»

Грамота, 1 место

9

Региональный конкурс «Динамо глазами детей»

Диплом, 1 место



Для определения уровня патриотического воспитания в 3 классе я использовала методику «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).

Методика состоит из 20 вопросов.

Методика «Я – патриот»

Хотел бы ты знать о своем селе больше?

Помогли ли тебе школьные мероприятия узнать больше о своем родном городе и стране?

Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего села?

Часто ли рассматриваешь село, когда гуляешь его улицам?

Ходишь ли ты в музеи своего района?

Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?

Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?

Любишь ли ты читать о нашемселе, о нашей стране?

Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?

Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего села?

Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой села?

Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?

Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем селе?

Участвуешь ли ты в них?

Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?

Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?

Любишь ли ты свою семью?

Заботишься ли ты о своих близких?

Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

В качестве ответа учащимся необходимо было выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

Результаты диагностики представлены в диаграмме на рисунке.

t1688804480aa.gif

Рисунок 1. Результаты диагностики уровня патриотического воспитания в 3 классе.

Из диаграммы видно, что у большинства испытуемых на конец 2022-2023 учебного года высокий уровень патриотического воспитания, у стальных испытуемых средний уровень патриотического воспитания.

Результативность:

проявление устойчивого интереса детей и положительных эмоций при знакомстве с русской народной культурой;

положительная динамика результатов проведённой диагностики;

у детей сформированы важнейшие социально значимые качества: любовь к Отечеству, чувство долга, верность традициям, сохранение культурных ценностей, готовность служению Родине.

Таким образом, процесс воспитания патриота своей страны будет проходить эффективнее, если сочетать традиционные и инновационные формы проведения занятий. В процесс проведения занятий необходимо включать творческую деятельность. Традиции и инновации являются важной частью в воспитании патриотизма подрастающего поколения. Сохранение преемственности поколений способствует укреплению единства общества, что очень важно в наше непростое время. Применение традиционных и инновационных форм воспитания патриотизма помогли получать качественные изменения в педагогической практике.

Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации

Данную систему работы можно использовать в практике работы учителей начальных классов.





















Фотоматериалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики

Создание «Орлятского уголка»

t1688804480ab.jpg



t1688804480ac.jpg









Танец «Укутайте Донбасс мой в тишину»

t1688804480ad.jpg













Ссылки на актуальную информацию о воспитательной практике

в сети Интернет

Публикация в группе «Навигаторы детства/Тамбовская область»:

https://vk.com/navigatortmb?w=wall-215531492_165

Публикация в группе «Навигаторы детства/МБОУ «Первомайская СОШ». Вводный орлятский урок:

https://vk.com/public216049404?w=wall-216049404_303

Публикация в группе «Навигаторы детства/МБОУ «Первомайская СОШ». Гимн экологов:

https://vk.com/public216049404?w=wall-216049404_676

Публикация в группе «Навигаторы детства/МБОУ «Первомайская СОШ». Орлята танцуют:

https://vk.com/public216049404?w=wall-216049404_365

Публикация в группе «Навигаторы детства/МБОУ «Первомайская СОШ»:

https://vk.com/public216049404?w=wall-216049404_341

Публикация в группе «Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское. Танец «Укутайте Донбасс мой в тишину»:

https://vk.com/club195054247?w=wall-195054247_1754

Публикация в группе «Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское. Итоги межрегионального эколого-просветительского конкурсного проекта «Заповедный калейдоскоп»:

https://vk.com/club195054247?w=wall-195054247_1083

Публикация в группе «Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское:

https://vk.com/club195054247?w=wall-195054247_1834

14


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Калягина Ирина Владимировна, 08.07.23 в 11:43 4Ответить Пожаловаться
Прекрасный материал с авторскими фотографиями! Спасибо! :)
Горбачёва Марина Юрьевна, 08.07.23 в 15:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Плотникова Олеся Александровна, 08.07.23 в 17:11 2Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось.
Галина Владимировна, 08.07.23 в 17:48 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.