Тренинг для педагогов и психологов по профилактике эмоционального выгорания «В мире хорошего настроения»
Тренинг для педагогов, психологов
По профилактике эмоционального выгорания
«В мире хорошего настроения».
Цели:
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
Профилактика профессионального выгорания;
Снятие эмоционального напряжения;
Эмоциональная разгрузка, снятие физического закрепощения, обогащение положительными эмоциями.
Целевая аудитория: педагоги, психологи.
Форма проведения: тренинг.
Ход проведения тренинга
Вступительное слово: Дорогие мои коллеги, я очень рада вас всех видеть. И сегодня мы с вами, немного отдохнём и расслабимся. Я приготовила для вас ряд упражнений, направленных на повышение эмоционального состояния, снятие физического и психического напряжения и создания хорошего настроения.
Все готовы? Начинаем!!!
1 часть – разгрузочная.
Упражнение 1 «Знакомство»
Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Материал, оборудование: бейджики с готовыми именами (солнышко, заинька, кисонька, лапочка, звёздочка, ангелочек, принцесса, котёнок, зайка, малышка, сладкая, цветочек, пупсик, бусинка, ласточка, рыбка, кнопочка, лапочка)
Психолог предлагает всем участникам устроится поудобнее на стульях (диванах…), и предлагает не глядя выбрать себе бейджик.
Затем передавая игрушку по кругу представится, но не по имени, а так как выпало сегодня по судьбе (написано на бейджике).
А вся группа в ответ дружно говорит фразу «Здравствуй (солнышко ….)»
Рефлексия (по желанию): Может кто-то хочет поделиться своими впечатлениями, эмоциями по данному упражнению?
Упражнение 2 "Мусорная корзина" или «Гори, гори ясно!»
Цель: избавление от негативных эмоций, переживаний.
Материал, оборудование: небольшие чистые листочки для записей, ручки, любая жаростойкая емкость (старая сковорода, железная банка…)
Раздать педагогам листочки и ручки, в центр круга поставить емкость для сжигания листочков.
Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент, конфликтные, неприятные ситуации у участников (каждый указывает свои эмоции). ВСЕ то, ОТ чего хотелось бы избавиться.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.
После этого бумажки складываются в жаростойкую емкость и сжигаются (можно просто порвать на мелкие кусочки и сжечь после занятия на улице).
Рефлексия (по желанию): Кто хочет поделиться своими чувствами, эмоциями? Что-то изменилось во внутреннем мире, состоянии?
Психолог: А теперь постараемся снять накопившиеся напряжение, усталость
Упражнение 3 «Зажимы по кругу»
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.
Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.
Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
(Упражнение можно повторить несколько раз)
Все останавливаются и «стряхивают» остатки напряжения в теле.
Упражнение 4 «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А– воздействует на весь организм;
Е– воздействует на щитовидную железу;
И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О– воздействует на сердце, легкие;
У– на органы, расположенные в области живота;
Я– на работу всего организма;
М– на работу всего организма;
Х– помогает очищению организма;
ХА– помогает повысить настроение – повторить несколько раз.
Упражнение 5 «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Педагоги становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».
2 часть - игровая.
Цель следующих игр и упражнений: эмоциональная разгрузка, снятие физического закрепощения, обогащение положительными эмоциями.
П. А теперь поиграем, но для этого нам надо поделиться на команды.
Упражнение 6 «Звери»
Цель: Разделить педагогов на две команды.
Материал, оборудование: карточки с названием животных по количеству команд и соответственно людей (если 2 команды – кот, собака)
Все становятся в круг. Каждому выдается маленький листочек с названием животного и проговаривается, что показывать надпись на листочке никому нельзя.
Задача участников: С закрытыми глазами, произнося звуки данного животного, найти свою стаю по голосу.
Упражнение 7 «Пальма. Крокодил. Слон»
В командах разделится по 3 человека, каждая тройка будет изображать одну из фигур: «Пальму», «Крокодила», «Слона», но какую именно фигуру – узнают по ходу «соревнования» (если мало людей, то можно построить команды колоннами и после выполнения фигуры, первый участник уходит в конец колонны). Тройки в командах будут постоянно меняться.
Задача: расположить руки так, чтобы действительно было похоже и быстрее других.
Но сначала надо потренироваться в выполнении фигур.
“слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)
“пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)
«крокодил» - (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс)
Ведущий указывает на «тройки» и называет, какую «скульптуру» они должны изобразить.
Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.
Упражнение 8 «Танцевальный батл»
Материал, оборудование: записи танцевальных веселых, подвижных композиций - песни (по возможности знакомые педагогам), оборудование для воспроизведения музыки.
Это задание команды будут выполнять по очереди: одна команда выполняет, другая смотрит и получает положительные эмоции, затем меняются ролями.
Задание для первой команды:
Дружно под музыку петь и одновременно танцевать, выполняя конкретные движения. У каждого участника свои движения.
Крутить кистями
Двигать руками вверх-в сторону
Двигать руками вниз-в сторону
Одновременно и по очереди поднимать плечи и крутить головой
Одновременно руки и ноги в стороны
Задание для второй команды:
Крутиться вокруг оси с платочком
Двигать руками вверх-вниз
Наклонять голову в стороны, двигать руками в стороны
Двигать попой
Упражнение 9 «Мыльные пузыри»
Материал и оборудование: сопровождающая музыка, оборудование для воспроизведения музыки пластмассовые стаканчики, мыльные пузыри.
П.: А это упражнение волшебное. Возьмите по стаканчику. Я сейчас буду пускать мыльные пузыри, а вы их ловить в свои стаканчики. Сколько поймаете в стаканчик пузырей, столько будет положительных моментов у Вас до конца учебного года.
Рефлексия. Ну что, много положительных моментов наловили?
3 часть - релаксационная.
Цель: Эмоциональный отдых, снятие возбуждения – расслабление, успокоение.
П.: Настало время немножко отдохнуть и расслабится.
Садимся на стулья, диваны… и принимаем удобные позы для релаксации.
Упражнение 10 «Морской пляж» - 5 минут
Материал и оборудование: релаксационная музыка (шум моря, крик чаек), оборудование для воспроизведения музыки.
Текст состоит из набора слов, характеризующих морской пляж(список слов можно составить вместе с участниками, а можно воспользоваться готовым).
Текст:
«Устраивайтесь поудобнее… Закрываем глаза, внимание обращаем на дыхание.
Вдох-выдох, вдох-выдох…
Мы отправимся с вами на тихий летний морской берег позагорать.
Лето, река, песок, кусты, деревья, солнце, ветерок, бабочки – данные слова повторяем в течение всей релаксации.
НАЧИНАЕМ ВОЗВРАТ В АУДИТОРИЮ.
1-2 – вы начинаете чувствовать себя бодрее.
3-4-5 – вы все более и более пробуждаетесь.
6-7 – теперь пошевелите ступнями и кистями.
8 – пошевелите ногами и руками.
9-10 – сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрой, пробудившийся. Ваш ум ясен, и тело пробудилось.
Упражнение 8. Волшебный коллаж «Бабочки хорошего настроения»
Материал и оборудование: заготовки бабочек в черно-белом формате, цветные карандаши, фломастеры, ватман с надписью в верхней части «Бабочки хорошего настроения», в нижней части «Да будет так!!!» .
П. Каждая деятельность должна выдать свой продукт. Поэтому сейчас я хочу предложить Вам создать волшебный коллаж, который будет нести позитивный настрой для вас в работе.
1 часть: Педагогам предлагается назвать:
Эмоции, чувства, которые они хотят испытывать на работе;
Результаты педагогической деятельности, которые они хотят получать от работы (успех, взаимопонимание с детьми, результативность обучения…).
Все ответы фиксируются на школьной доске или специальном листе.
2 часть. Педагогам предлагается выбрать бабочку и раскрасить её, вложив в раскрашивание все самые хорошие эмоции души, постараться сделать её красивой, позитивной.
Бабочка является символом нашей бессмертной Души, которая когда-нибудь вылетит из своей физической оболочки, освободится из кокона тела. Бабочка-Душа-Психея.
Бабочки, летящие на огонь символизируют собой стремление нашей Души найти для себя истинный свет, прильнуть к его источнику.
Бабочка с её стадиями развития: личинка — гусеница – куколка – крылатое существо, — является символом трансформации, роста и развития Души человека. Умирая в каждой предыдущей стадии и возрождаясь в новой форме на следующем этапе, наша Душа также способна преображаться. И рожденная ползать гусеница превращается в прекрасное летающее существо – бабочку.
Бабочками изображали жителей волшебного мира эльфов и фей – представителей воздушной стихии и воздушной магии. Они живут в более тонких измерениях, и хотя наш мир для них слишком грубый, феи иногда в нем появляются.
Ритмологически, бабочка — знак того, что ваша энергия сейчас растет, увеличивается. Разумеется, это означает наличие потенциала делать и иметь больше — событий, денег, отношений. Чем больше бабочек, тем больше потенциал роста.
Таким образом, в большинстве символик бабочек распространено три основных значения: трансформация, адаптация и новая форма жизни.
3 часть. Изготовление коллажа. Приклеить на ватман бабочек и под каждой бабочкой написать её предназначение – эмоции, результаты работы – то что перечисляли в начале упражнения.
Рефлексия.
4 часть – заключительная.
Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента, повышение эмоционального состояния, настроения.
П. Наступило время небольших подарков:
1-й подарок - Волшебный талисман «Бабочка желаний»
Материал и оборудование: заготовки бабочек в цветном формате с надписью в нижней части или на обратной стороне «Да будет так!!!»
П. И первый подарок - это Бабочка, исполняющая желания. Я чуть раньше говорила, что Бабочки являются жителями волшебного мира эльфов и фей, поэтому они могут исполнять наши желания. Надо взять в руки бабочку и прошептать ей своё желание и, конечно же, сказать «Да будет так!»
2-й подарок – находится в «Волшебной шкатулке»
Материал и оборудование: шкатулка (ваза, мешочек), можно с названием «Для хорошего настроения», конфеты (небольшие шоколадки) с прикрепленными к ним пожеланиями на бумажке (Приложение).
Педагогам предлагается достать по одной шоколадке с предсказанием, пожеланием из волшебной шкатулки.
Упражнение 9 «Продолжи фразу»
Рефлексия по всему тренингу: какое настроение, эмоции? Что понравилось или нет? Пожелания ведущему, педагогам.
Психолог предлагает всем встать в круг.
- Завершая наш тренинг, я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет нам поделиться эмоциями и поблагодарить друг друга.
Итак, один из вас становится в центр, и говорит следующую фразу: «Сегодня замечательный день, потому что… Спасибо за приятный день!»
Затем к нему подходит следующий участник, берет его за руку и повторяет фразу.
Следующий берет за руку любого из них, и так далее. На последнем круг замкнется.
И тогда все вмести 3 раза пожимаем руки и дружно благодарим друг друга: «Спасибо за приятный день».
Приложение
«Волшебная шкатулка»
"Это все для тебя!" Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
Гормон счастья! Притягивай к себе все то, что суждено – Любовь, Удачу, Здоровье и Добро!
"Только вперед!" Пусть всегда, везде и повсюду тебе от души улыбаются люди!
Ты солнышко! Пусть у тебя в душе всегда царит весна!
"Чтобы ты улыбалась!" Ты — светлый день! Весенний сад! Твоей улыбке мир весь рад!
"Самое лучшее — для тебя!" - Тебе сегодня особенно повезет!
"Кусочек счастья" Пусть солнце с любовью глядит на тебя, а счастье и радость живут у тебя!
"Для сильного духом!" Пусть будут друзья, что с тобою всегда, неважно то радость или беда!
"Удача — это твое!"- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! –
"Все будет хорошо!" Пусть душа всегда полна добротой, тело — здоровьем, сердце — любовью!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! "Теперь ты можешь все!"
- "Это все для тебя!" Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
Гормон счастья! Притягивай к себе все то, что суждено – Любовь, Удачу, Здоровье и Добро!
"Только вперед!" Пусть всегда, везде и повсюду тебе от души улыбаются люди!
Ты солнышко! Пусть у тебя в душе всегда царит весна!
"Чтобы ты улыбалась!" Ты — светлый день! Весенний сад! Твоей улыбке мир весь рад!
Кияйкина Наталья Федоровна