Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания или как не сгореть на работе.
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов, снятие эмоциональной усталости.
Задачи:
1. Знакомство с понятием «эмоциональное выгорание».
2. Знакомство со способами саморегуляции.
3. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: презентация на тему: «эмоциональное выгорание», контур бумажного человечка.
Аудитория: педагоги.
Время проведения: 1,5 часа.
Содержание и ход занятия:
1. Приветствие.
3.Озвучивание темы тренинга, задач.
Правила тренинга:
- работать активно,
- говорить только от своего лица: «я думаю», «я считаю»;
- отключить мобильный телефон;
- обращаться друг к другу по имени или имени отчеству,
- общаться по принципу «здесь и сейчас».
5. Упражнение – разминка. "Поменяйтесь местами те, кто ..."
Цель упражнения: Снятие напряжения в группе.
Участникам предлагается поменяться местами, если они выполняли предложенные действия.
- с утра пил кофе,
- смотрел фильм "Любовь и голуби",
- проводил уроки,
- завтракал,
- расчесывал волосы,
- выращивает цветы,
- любит слушать классическую музыку,
- занимается скандинавской ходьбой,
- ходит в спортивный зал,
- приехал на работу на машине.
6. Упражнение «Знакомство».
Цель: знакомство участников друг с другом, включение в работу, создание положительного настроя.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя, а остальным участникам по очереди закончить фазу: «Что я знаю хорошего об этом человеке…».
Общеизвестно, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Я предлагаю Вам пройти самодиагностику на предмет определения уровня стресса и стрессоустойчивости.
7. Самодиагностическое упражнение «Стирка».
Цель: Определение уровня стресса и стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда, во что же одеться? »
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Интерпретация:
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
Возможно, у кто- то выявил у себя высокий уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости. Неслучайно, создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь о их здоровье, развитии и безопасности, педагог буквально "сгорает" на работе, чаще забывая о своих эмоциях, которые тлеют и со временем превращаются в пламя.
8. Информационный блок:
Цель: Ознакомить участников тренинга с понятием и симптомами.
Эмоциональное выгорание - синдром, возникающий на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека.
Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Термин «синдром эмоционального выгорания» (аburnout) англ. впервые использовал психиатр Герберт Фрейденбергер.
Г.Фрейненберг: « Каждый работник осознает, что стресс может стать огнем радости от работы, которая выполняется. Но, если у работника не хватает ресурсов для управления и контроля над этим огнем, он может сгореть..."
- Фазы синдрома выгорания: напряжение, сопротивление, истощение.
- Симптомы выгорания и формы проявления:
Поведенческие:
- нежелание идти на работу,
- уединение нежелание видеть и учеников,
- появление формальности в исполнении обязанностей (рабочих, домашних),
Аффективные:
- не хочется смеяться, даже если очень смешно,
- возникновение после неудачи чувства того, что с тобой может происходить только такое, и винишь в этом только себя,
- стал очень сильно раздражаться по пустякам,
- возникновение сильного чувства бессилия, эмоционального истощения.
Физиологические:
- нарушение сна,
-изменение аппетита,
- быстрое возникновение усталости, быстрая физическая утомляемость,
- головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта, боли в голове, шее, мигрени, мышцах.
9. Упражнение "Фигурка человека».
Цель: Выявление стрессоров в профессии педагога. Выявление ресурсов, методов, приемов, возможностей для отдыха и восстановления сил.
Перед вами фигурка учителя. Что является стрессорами в профессии педагога и в какой части тела это отражается.
(При перечислении стрессоров и сминается фигурка человека)
Вопросы для обсуждения:
- Легко так выполнять работу такому человеку?
- Скажите, что помогает вам восстановить силы? Справляться со стрессом?
(Ответы записываются на доску).
10. Ознакомление с техниками снятия нервно - мышечного напряжения:
Иногда нам просто необходимо быстро успокоиться, «взять себя в руки», НО не получается… Есть упражнения, которые с помощью правильного дыхания и элементами релаксации за 2-3 минуты позволяют снять напряжение, расслабиться.
1. «Воздушный шарик».
Цель: Снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.
Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша, сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом - надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите .
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Чтобы достичь максимального расслабления, нужно максимально сильно напрячься.
2. Снятие напряжение мышц шеи.
Самую большую нагрузку при эмоциональных напряжениях испытывает шея. Ведь шея - это связующее звено между мозгом и телом. Не зря говорят человеку при стрессовых ситуациях "Идет, голову повесив". Сейчас снимем напряжение мышц шеи. Наклоните голову вперед, опустите ее. Затем медленно делайте круговые движения головой. Сделайте, не спеша, 5 -6 круговых движений.
3.Упражнение "Муха».
Цель: Снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
4. Упражнение "Лимон".
Цель: Расслабление мышц рук.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Закройте глаза). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
5. Упражнение "Сосулька" ("Мороженое").
Цель: Расслабление мышц тела.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
6. Упражнение «Душ, фен или полотенце».
Цель: Расслабление мышц тела.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в две шеренги лицом друг к другу. Одному из участников предлагается выбрать один из предметов: душ, фен или полотенце. Участник потихоньку двигается вперёд и, проходя мимо каждого человека, получает порцию массажа. Остальным участникам предлагается воспроизвести по телу человека действия того предмета, который он выбрал. Душ: сделать постукивающие движения пальчиками пальцев по телу человека. Полотенце: участникам предлагается имитировать руками обтирание полотенцем тела человека. Фен: участникам предлагается имитировать фен: обдувать и обмахивать человека руками. Каждый участник тренинга должен получить порцию массажа.
7. Упражнение «Самомассаж».
Скажите почему вы выбрали эту карту. Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
7. Метафорические карты.
Перед вами разложены метафорические карты. Выберите ту карту, которая ассоциируется у вас с ресурсом снятия эмоционального напряжения.
8. Рефлексия.
- удалось ли вам с помощью упражнений снять напряжение сегодняшнего дня?
- что вы ежедневно будете делать для снятия нервно - мышечного напряжения?
- оправдались ли ваши ожидая от тренинга?
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/11/08/trening-dlya-pedagogov
2. https://infourok.ru/trening-dlya-pedagogov-na-snyatie-emocionalnogo-napryazheniya-v-garmonii-s-soboy-1535516.html.
3. https://trepsy.net/teles/stat.php?stat=69.
4. nfourok.ru/uprazhneniya-dlya-snyatiya-emocionalnogo-napryazheniya-u-shkolnikov-2085569.html.
5. https://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
7. https://psychologyjournal.ru/public/emotsionalnoe-vygoranie-simptomy/.
Источники:
1. Морева И.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М.2009-78с.
2. Пособие для начинающего тренера. «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.
3. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001