Тренинг «Лидерство»

1
0
Материал опубликован 22 November 2020

ВКО город Семей КГКП ясли – сад№ 1 «Арман»

Педагог – психолог Бектембаева А.Ф.


Тренинг

Лидерство.

Нельзя создать лидеров, они создают себя сами.

П. Сенге

Цель: расширение представлениио себе и своих возможностях.Развитие лидерских качеств.Выработать мотивацию и стремление к лидерству.Сформировать лидерское мировоззрение.

Форма проведения: практикум.

1. Ритуал приветствия. Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами следующим образом. Первый раз когда я хлопну в ладоши и скажу «Держи» все сидящие берут друг друга за руки поворачиваются к соседу справа, затем к соседу слева и здороваются словами «привет», «салем», «здравствуй» и т.п. Во второй раз когда я хлопну в ладоши и скажу «Держи» все сидящие берут друг друга за руки поворачиваются к соседу справа, затем к соседу слева и говорят любые комплименты. В третий раз когда я хлопну в ладоши и скажу «Держи» все сидящие берут друг друга за руки поворачиваются к соседу справа, затем к соседу слева и желают хорошего дня, тренинга

2. Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала следующую притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у

него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье! – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил

человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…


Своим первым рождением мы обязаны родителям, второе – мы даем себе сами. Лидерство является социальным феноменом. Но для того чтобы быть лидером для других, для начала необходимо стать лидером по отношению к самому себе.

В каждом человеке заложен огромный потенциал, но найти и реализовать его может только он сам. Все мы от рождения являемся лидерами, ведь из сотен миллионов сперматозоидов лишь он пришел первым к ждущей его яйцеклетке, в то время как остальные по пути заплутали, погибли. Так что каждый из вас – первый и самый лучший! Это было всего лишь первое рождение, подобное вызреванию семечка, которому еще предстоит прорасти. Второе рождение – это обретения себя, пробуждение внутреннего чувствования себя, нахождение, осознание и принятие своего жизненного пути.

Внутреннее чувствование себя включает осознание своего «Я».Без чувствования себя и без веры в себя мы остаемся без руководящей силы, когда стремимся достигнуть своих целей и реализовать свои стремления. Как отмечает Ф.Карделл, «жизнь без нашего управления подобно кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты». Да и ни к чему они человеку, который сам не знает, куда он идет.

Пробуждение этого чувствования будет одной из задач нашего тренинга. Принятия себя со всеми своими достоинствами и «недостатками» является необходимым этапом на пути самосовершенствования. Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств.

Вы уникальны. Никто в мире не испытал вашей радости или боли. Ни у кого нет вашей уникальной коллекции сильных и слабых сторон. Никто не достигал ваших успехов и не ощущал ваших провалов. Вы – единственный в своем роде, и только вы можете видеть мир с ВАШЕЙ точки зрения. Никто другой не может стоять в точности на том же месте, на котором стоите вы. Только вы можете видеть жизнь оттуда, где вы находитесь. Поэтому бессмысленно ждать, когда КТО – ТО предпримет действие для того, чтобы сделать ВАШУ жизнь такой, какой ВЫ хотите.

Жизнь не должна складываться по – вашему, но вы можете сделать так, чтобы по – вашему складывалась ВАША жизнь.

Поэтому лидеру полезно осознать, что он не может иметь исключительно правильное представление обо всем. Он, как и все люди, всегда что – то не видит, а что – то не слышит. Каждый человек уникален и имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый по – своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. Не изнуряйте себя попытками изменить Модель мира другого человека путем навязывания ему своей. Имеющий свой путь, уверенный в себе человек не доказывает и не просит, а при необходимости – предлагает. Если вы замечаете, что кто – то поступает неправильно, и вас это беспокоит, осуждать этого человека бессмысленно. Если бы вы прожили его жизнью с первых дней и до настоящего момента, то, возможно, вы поступали бы точно так же, а может, и еще хуже. Если вы считаете, что человек поступает неправильно, то, если вы можете – помогите ему, а не осуждайте. И тогда возможно этот человек пойдет за вами, а при необходимости – уже сам поддержит вас.

Замечая то, чего вы не ожидали, вносите изменения в ваши представления о действительности, делайте их более адекватными реальности.

Прошлое – это то, что уже случилось. Это вся наша прожитая жизнь, серия проб и ошибок, побед и неудач. Это наш опыт. Настоящее – это то, где мы находимся сейчас. Будущее – этото, что будет после настоящего. То, куда мы идем в этой жизни.

Исходная сила человека находится в настоящем моменте. Действовать можно только в настоящем.

Старайтесь в жизни как можно чаще поступать не «потому что», а «для того чтобы».

Ребенок заблудился в лесу. Он не знал, что делать и куда идти. И начал плакать. В этом плаче была сокрыта жалость к себе и горечь вопросов: почему это случилось со мной? Что теперь со мной будет? Но потом он взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел дорогу – свой путь.

Лидер – это тот, кто имеет свою большую цель жизни. Но она должна быть действительно большой и простираться через всю жизнь, выходя за ее пределы. Только тогда она может быть тем «большим деревом», помогающим обрести свой Путь и не разочароваться, вдруг достигнув этой цели. Многие из людей имеют маленькие жизненные цели. И для того чтобы иметь смысл жизни, они ориентируются на тех, у кого цель больше и простирается дальше. Эти люди становятся для них лидерами.

Любое достижение начинается с желания. Важное качество лидера состоит в умении преобразовывать собственные желания в цели.

Поставив цель и достигнув ее, человек чувствует себя успешным. Каждый раз повторяя это цикл, человек испытывает уверенность в себе и закрепляет образ себя как успешного человека.

Девиз лидера: «сегодня – мечтаю. Завтра – планирую. А послезавтра – добиваюсь осуществления своих планов».

3. Упражнение «Кто Я?»

Упражнение помогает раскрыть социальные установки участников и, при условии достаточной проработки и направленной помощи в самораскрытии, закладывает «первые камни» в фундамент лидерской Я – концепции.

Человек является тем, кем он себя воспринимает, ведет себя в соответствии с этим представлением о себе. А другие замечают его по тому, как и куда он себя ведет.

Описание упражнения.

Участникам предлагается написать в столбик 10 ответовна вопрос «Кто я?» Каждый ответ следует начинать с местоимения «я»: «Я – ...». После того как все запишут свои ответы, каждый участник по кругу должен озвучить их. Остальные могут при этом задавать вопросы, для того чтобы понять, что автор имел в виду.

Пояснение. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут:

Я – человек.

Я – воспитатель.

Я – друг. И т.д.

Основная цель упражнения заключается в формировании и закреплении у участников лидерского самовосприятия. Поэтому ведущему следует отслеживать в ответах участников выражения, мешающие формированию лидерской позиции (тихоня и т.п.), а также засоряющие их самовосприятие. Ведь каждый человек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. В подобном случае следует попросить участника описать ситуацию, в которой он ведет себя в соответствии с данным себе определением. Подобное обсуждение позволяет участникам пересмотреть или, как минимум, задуматься о собственном самовосприятии. После того как все участники зачитают свои ответы, ведущий предлагает тем из них, кто не отметил в своих ответах социальные позиции «Я – директор» и «Я – лидер», занести их в свой список и еще раз почитать вслух для всех.

4. Упражнение «Каким меня видят?»

Упражнение направлено на организацию активной обратной связи от группы каждому участнику и является дополнением к предыдущему упражнению.

Вступление. Князя играет его свита. По поведению свиты можно понять. Нам сейчас предстоит встреча именно с князем. Перед нами не кто иной, а именно князь. А если придворные не обращают никакого внимания на человека, мы понимаем, что никакой он не князь, даже если считает себя таковым. Может он просто больной человек.

Лидера играют его последователи. Нет последователей – нет лидера.

Описание упражнения. Выбирается доброволец, который выходит из комнаты. Задача группы - коллегиально написать 10 ответов на вопрос: «Какой он?», наиболее отражающих те качества вышедшего человека, которые помогают ему в управленческой деятельности. В это время задача участника – подумать, как может охарактеризовать его эта группа. Как только ответы будут готовы, ведущий приглашает участника войти. Его просят назвать свои личные качества, являющиеся ответом на вопрос: «Какой я?», которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть качества, а не конкретное написание группой слово. При угадывании участником какого – либо качества группа сообщает ему об этом (Можно вспомнить ситуации когда проявились те или иные черту). Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» семь качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при необходимости дает пояснения и дарит участнику листок на память. Далее за дверь выходит следующий участник.

Пояснение. При выполнении упражнения необходимо твердо придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное количество ответов группы. В случае затруднений участника члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнитьте или иные ситуации и определить, какие качества в тот момент проявились.

Обсуждение. По окончании выполнения упражнения всеми участниками можно предложить каждому зачитать вслух не угаданные им качества и сообщить свое отношение к ним.

5. Упражнение «Я – хозяин»

Упражнение основано на ситуации брошенного вызова, состязания и направлено на развитие уверенности в себе в процессе внутригруппового взаимодействия.

Пояснение. Кто хозяин, а кто гость? Хозяин тот, кто может разрешить войти , а может и не разрешить. Кто не нуждается в проводниках в «своем доме». Кто может первым распрашивать гостя о его делах. Кто имеет запасы еды и провизии. Кто имел отдых до встречи с гостем. Гость тот, кто должен просить разрешения войти. Кто плохо знает этот дом и нуждается в проводнике. Кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой. Кто проделал большой путь и нуждается в отдыхе. Кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться.

Описание упражнения. Первоначально ведущий предлагает группе ответить на вопросы и обсудить ответы. Он спрашивает: «Как мы узнаем хозяина? Какими качествами он обладает?», «Какие качества проявляются у не хозяина?» Обычно участники отвечают: «Хозяин – это сильный, уверенный в себе человек, независимый от внешних оценок и готовый оценивать сам»; «Это не тревожный , не суетливый человек, котоый чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может руководить другими» и т.п.

Ведущий резюмирует сказанное участниками: «Итак, одна из главных черт хозяина – это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравляю того, кто встал первым, а остальные пусть пока сядут. (Обращаясь к участнику.) Я верю, что ты – хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что – то, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты». У лидеров это обычно получается неплохо и проявляется в виде спокойных распоряжений, например: «Аскар, закрой, пожалуйста, форточку», «Олжас, убери стул, он мешает» и т.п. Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты: «Хорошо! Но это было мое мнение, а теперь пусть тебе даст оценку группа. Сделай так, чтобы и тебя оценили!» Обычно это задание выполняется хуже. Часто участник забывает, что он хозяин и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. В таком случае коротко обсудите это. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на характеристики голоса (например «Хозяином будешь ты!»)». Необходимо, чтобы роль хозяина проиграли все участники. Для усложнения упражнения можно предложить всем членам группы оценивать участника, выполняющего роль хозяина. Свои ощущения они могут выражать жестом: поднятым вверх большим пальцем – если считают, что человек говорит как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем – если, по их мнению, участник отдает указания неубедительно. При этом можно предложить членам группы не выполнять неуверенные и неубедительные указания. В этом случае ведущему необходимо проявлять принципиальность и не принимать назначение другого хозяина, если оно неубедительно и не было одобрено группой. Основное содержание работы ведущего заключается в поддержке участников, испытывающих затруднения при выполнении упражнения. Необходимо помогать каждому участнику в выборе слов, которыми отдается указание, работать с характеристиками голоса, позой, сопровождающими высказывания жестами и т.п. В итоге каждый участник должен ощутить успех в роли хозяина.

6. Упражнение «Мои сильные стороны»

Описание упражнения

Каждому участнику предлагается составить список его безусловно ценных качеств. В него можно внести какие – то из перечисленных ниже пунктов:

Я хороший друг.

Я достиг кое – чего в жизни.

Я помогаю людям.

Я хочу добиться успеха.

Я признаю свои ошибки.

Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде.

Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.

Я довольно привлекателен.

Я талантлив в некоторых областях

Я стал лучше понимать себя.

По окончании участники зачитывают написанные ими качества.

Пояснение. Обсуждение качеств не проводится. В трудные минуты жизни каждый из участников сможет вспомнить об этих качествах для того, чтобы поддержать себя.

7. Упражнение «Чувство успеха»

Упражнение направлено на работу с чувством успеха.

Описание упражнения. Участникам предлагается встать в круг. Выбирается первый доброволец, желающий почувствовать успех. Доброволец выходит в центр круга, остальные участники бурно ему аплодируют. Это продолжается ровно столько, сколько захочет одариваемый аплодисментами участник. После этого он благодарит группу (говорит «спасибо» , кланяется и т.п.) и возвращается в круг. Далее выходит следующий участник.

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.