Тренинг «Эффективное общение»
Педагог – психолог Волошина Н.С.
«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.(Слайд 1) Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»
Цели тренинга:
Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:
устанавливать контакт с другими людьми;
умению эффективно предавать информацию;
рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
потренируемся давать и получать обратную связь.
(Слайд 2) У нас одно условие, что нас постоянно снимает скрытая камера, за нами постоянно наблюдают продюсеры, они ищут себе ведущих на новое теле – шоу, что бы сделать вас настоящей звездой.
1 упражнение Знакомство
«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».
ПРАВИЛА ТРЕНИНГА
(Слайд 3)
1. Забудьте о своей работе и домашних хлопотах.
2. Отключите мобильный телефон.
3. Позвольте себе быть свободным
4. Доброжелательные во всем и ко всем.
5. Все внимание на говорящего.
6. Не критиковать ни кого.
7. Во всем ищите и находите позитив.
8. Получите удовольствие
(Слайд 4) цитата о важности общения в жизни человека.
Прежде чем перейти к следующему упражнению, хочу вас познакомить, а может, кому просто напомнить «Секреты успешного общения» (Слайд 5)
2. Упражнение «Иностранец» (Слайд 6)
Упражнение на развитие креативности.
Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:
*себе на уме;
*комар носа не подточит;
*прошел огонь, воду и медные трубы;
*не подмажешь – не поедешь;
*у семерых нянек дитя без глаза;
*яйца курицу не учат;
*зимой снега не выпросишь;
*дом – полная чаша;
*на воре и шапка горит;
*метать бисер перед свиньями.
Инструкция: Упражнение выполняется в подгруппах , участники делятся на 2 команды . Каждая подгруппа выбирает себе по 5 фраз и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.
3.Упражнение «Шеф уехал за границу» (Слайд 7)
Цели игры: 1) формирование коммуникативных умений (насколько понятно мы умеем донести информацию; как мы услышали данную нам информацию (смогли ее «взять»)). 2) обнаружение основных коммуникативных барьеров.
Описание игры:
Задание: Начальник организации уезжает в командировку за границу. Приехав на место, он дает задание по телефону своим сотрудникам. Задание касается организационных изменений и дано в закодированном виде.
Из группы выбирается «начальник». Группа рассаживается в «шеренгу», начальник садится спиной к группе: он дает задание по телефону из-за рубежа. Он должен донести сотрудникам новую «схему» организации. Связь плохая и односторонняя. К тому же очень дорогая. Переспрашивать нельзя.
Задание «начальнику». Дать задание сотрудникам: изобразить рисунок геометрических фигур в заданной последовательности. (Например, фигуры соединены по горизонтальной оси следующим образом: ромб соединяется с треугольником своим правым углом, треугольник с серединой левой стороны квадрата, квадрат своей правой стороной прилегает к горизонтально лежащему прямоугольнику и завершает всю композицию круг, примыкающий к правой стороне прямоугольника).
Педагог выдает рисунок «начальнику» (группа этот рисунок не видит). Никакого текста к рисунку не прилагается, только – фигуры в определенной последовательности (она может быть какой угодно). «Начальник» смотрит на рисунок и «читает» его группе, но сидя спиной к группе.
Задание «сотрудникам». Изобразить (нарисовать) на своих листах бумаги рисунок геометрических фигур по инструкции руководителя. Но: поскольку вы работаете в режиме односторонней связи, задавать уточняющих вопросов вашему руководителю вы не можете.
После игры – вопрос «начальнику» (Он прошел мимо сотрудников и посмотрел рисунок каждого, не комментируя; мог сделать записи в своем блокноте: кто справился, а кто нет): «Как вы считаете, насколько успешно ваши сотрудники справились с заданием?». «Начальник» может дать свой комментарий.
Вопрос к «сотрудникам»: насколько доступно (понятно) была дана информация? Сколько фигур вы услышали? Как вы их распределили? Какие впечатления вызвала у вас эта игра?
Обсуждение.
Далее – второй этап игры. Представим, что сотрудники передали информацию начальнику по электронной почте. Но, к сожалению, наш начальник не смог вовремя подъехать из командировки и поручил дать новое задание сотрудникам своему заместителю.
«Начальник» из группы участников выбирает своего заместителя. Дает ему листок с другой комбинацией тех же самых фигур.
«Заместитель» садится на место начальника, но только не спиной, а лицом к группе. Он «читает» тот рисунок, который видит перед собой. Сейчас группа работает в системе двусторонней связи. Каждый участник может задавать вопросы, но не более двух.
По окончании выполнения задания «заместитель» смотрит, что получилось у «сотрудников». Насколько группа справилась с заданием?
Вопросы после этого этапа игры: когда было легче выполнять задание – в первом или во втором случае? Насколько понятно было изложено задание? Что помешало «взять» информацию? Право задавать вопросы облегчило вам задачу?
Обсуждение должно подвести к выводам о том, как следует доносить информацию и как следует «брать» информацию, чтобы ее смысл был максимально понятым. Прежде всего, следует задавать уточняющие вопросы (очень часто люди предпочитают вообще не задавать вопросов, боясь показаться непонятливым или полагая, что все понятно и так).
(Слайд 8) виды вопросов, которые необходимо уметь правильно и своевременно задавать.
Умению задавать вопросы посвящен следующий фрагмент тренинга.
Уточняющие вопросы– вопросы, помогающие прояснить (уточнить) смысл сказанного собеседником. («Правильно ли я понял, что…?», «Вы хотели сказать, что…»)
Открытые вопросы – вопросы, предполагающие развернутый ответ. Они начинаются с вопросительных слов: Что? Как? Почему? При каких условиях? Какой? и т.д. («Что следует предпринять, чтобы улучшить коммуникацию?», «Что вы имеете в виду, когда говорите о…?»)
Закрытые вопросы – вопросы, предполагающие однозначный ответ (сообщение даты, названия, количества чего-либо и т.д.). Они предполагают однозначный ответ «да» или «нет». («Вы уедете завтра? – Да.»; «Во сколько вылет? – В 16.00».)
Альтернативные вопросы – вопросы, сформулированные так, что содержат варианты ответов («Вы уедете в командировку в среду или в четверг?»).
Технику вопросов необходимо отрабатывать потому, что в реальной действительности люди еще не успевают прояснить проблему, но уже формулируют свою версию. А потом возникает «барьер непонимания»: один партнер вложил в свою информацию один смысл, а другой услышал «свой».
Далее следуют упражнения на технику вопросов. Прежде всего - открытых вопросов.
4 упражнение «Задай вопрос правильно!»
О погоде – уточняющие вопросы не менее 4
О любви к родине – открытые вопросы не менее 4
О здоровье - закрытые вопросы не менее 4.
О работе - альтернативные вопросы не менее 4
Участники условно делятся на 2 группы, дается несколько минут на подготовку. После чего команды задают вопросы друг другу, главная задача правильно сформулировать вопрос, а другим правильно на него ответить.
5 упражнение «Лимон» (Слайд 9)
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнение с левой рукой. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните данное упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.
А сейчас хочу познакомить вас с правилами убеждения (Слайд 10,11,12), которые играют тоже не очень малую роль в общении, те умеет пользоваться этими правилами, тот сказочно богат, а тот кто не умеет всегда получает кота в мешке.(Слайд 13) Прочитайте эти правила и запомните их!
6 упражнение «Слова на букву от А до Я»
Вам предстоит соревнование. В течение 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени, команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.
Это была разминка, а теперь нужно вспомнить все слова, которые мы можем и должны использовать как в общении с коллегами, так и со студентами.
Вот вам ситуация - студент, проспал на урок, но все же пришел за 15 минут до конца урока, но как выясняется, у него нет ни ручки, ни тетрадки, а еще и он не хочет выполнять задания. Ваше задание – поговорить со студентом используя слова только на букву К и Л – 1 команде, и на буквы Д и С другой.
2 этап. Разыгрываем ситуации
Ситуация первая.
+++Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, а вам некогда взять даже трубку. Ситуация вторая.
+++У вас в кабинете посетитель. Идёт деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение? – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда имеет особое значение телефонный разговор, особенно если вы его ждёте, и для вас он имеет огромное значение. Итак, как поступить? Разыграйте два варианта.
+++Ситуация третья. Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы уже очень спешите. Как поступить в данной ситуации? Помните, что малопродуктивные и длинные разговоры – вина не только вашего собеседника, но и ваша. Вы где-то тоже были многословны. Каков выход из ситуации? Обсуждение: Какие фразы можно употреблять, общаясь по телефону, а какие являются нежелательными? Как вежливо завершить затянувшийся разговор. Как выяснить, с кем имеет дело отвечающий по телефону? Как вести себя, если вы не узнали того, кто вам звонит?
7 Упражнение « Чашка чая» (Слайд 14)
Я приглашаю тебя на чашку чая, потому что …….( ты очень интересный человек.), сделать комплимент.
Подведение итогов
Что понравилось?
Спасибо все за сегодняшнюю встречу, до свидания! (Слайд 15)
Приложения
*себе на уме;
*комар носа не подточит;
*прошел огонь, воду и медные трубы;
*не подмажешь – не поедешь;
*у семерых нянек дитя без глаза;
*яйца курицу не учат
*зимой снега не выпросишь;
*дом – полная чаша;
*на воре и шапка горит;
*метать бисер перед свиньями.
О ПОГОДЕ – УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
О ЛЮБВИ К РОДИНЕ – ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
О ЗДОРОВЬЕ - ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 44.
О РАБОТЕ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
Техника вопросов
О ПОГОДЕ – УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
О ЛЮБВИ К РОДИНЕ – ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
О ЗДОРОВЬЕ - ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
О РАБОТЕ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МЕНЕЕ 4
СИТУАЦИИ
Ситуация первая.
Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, а вам некогда взять даже трубку. Ваши действия.
Ситуация вторая.
У вас в кабинете посетитель. Идёт деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение? – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда имеет особое значение телефонный разговор, особенно если вы его ждёте, и для вас он имеет огромное значение. Итак, как поступить? Разыграйте два варианта.
Ситуация третья.
Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы уже очень спешите. Как поступить в данной ситуации? Помните, что малопродуктивные и длинные разговоры – вина не только вашего собеседника, но и ваша. Вы где-то тоже были многословны. Каков выход из ситуации? Обсуждение: Какие фразы можно употреблять, общаясь по телефону, а какие являются нежелательными? Как вежливо завершить затянувшийся разговор. Как выяснить, с кем имеет дело отвечающий по телефону? Как вести себя, если вы не узнали того, кто вам звонит?
Правила убеждения
(правило Гомера): порядок приведенных аргументов часто влияет на их убедительность. Самый есть такой порядок: сильные - средние - один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу. Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения докладчика, а с точки зрения лица, принимающего решения. Ваш оппонент, если он не совсем с вами согласен, непременно будет искать слабые места в ваших аргументах, а потому изначально следует свести к минимуму риск получить отказ.
(правило Сократа): для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, а перед ним - два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без проблем ответит вам «да». Когда человек говорит слово «да», в ее кровь поступают эндорфины ( «гормоны удовольствия»), а получив две порции «гормонов удовольствия», собеседник начинает ко всему относиться доброжелательно, поэтому ему психологически легче сказать «да», чем «нет».
Правило Паскаля – «Ничто так не разоружает лучше, как условия почётной капитуляции» (Паскаль). Порою собеседник не соглашается с вами только потому, что воспринимает согласие как поражение. Поэтому, пытаясь в чём-либо убедить вашего оппонента, не загоняйте его в угол. Постарайтесь создать такие условия, чтобы дав своё согласие, он имел возможность сохранить своё лицо и не чувствовал себя проигравшим.
НЕ загоняйте себя в угол, не унижайте свой статус проявлением признаков неуверенности, лишних извинений (фразы: «Извините, если я мешаю», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать ...».Они унижают ваше положение.
НЕ унижайте собеседника, так как любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.
Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа / статуса убеждающего.
К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.
Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
Будьте хорошим слушателем. Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника.
Избегайте конфликтов.
Американское правило «Мы». Только когда объединяемся с собеседником.
Лихина Елена Викторовна