Игровой тренинг творческого развития дошкольников «Военная техника»
Игровой тренинг творческого развития дошкольников:
«Военная техника»
Составила
педагог-психолог
Иванова Светлана
Александровна,
Чебоксары – 2017 г
Игровой тренинг творческого развития дошкольников:
«Военная техника»
Цель: развитие у детей словотворчества и воображения
Задачи:
Учить составлять рассказы о своем близком человеке;
формировать интерес к военной технике;
развивать мимику и пантомимики;
продолжать работу над развитием творческих способностей в работе с шаблоном «фасолинка»;
План тренинга:
-
Размышление на заданную тему о папе
Этюд «На параде» (военный марш)
Мимика «танк», «пушка», «военный самолет»
Фантазии-раздумья о словах: «Когда я слышу слово праздник….»
Превращение «фасолинки» в военную технику
Игра «Сложи необычную технику» (из подручного материала)
Необычные идеи: «Если бы не было на земле техники, транспорта, что бы вы придумали? «
Материал:
Листы бумаги формата А -4, игрушка военной тематики
Шаблон «фасолинка»
Подручный материал: пуговицы, ленточки, счетные палочки, цветные карандаши
Ноутбук, диск с музыкальным произведением
Проведение тренинга:
Упражнение №1 Размышления о папе
Цель: формирование детской любви к близкому человеку, развитие творческого настроя от предстоящей деятельности
Организация: Дети стоят в круге, продолжают фразу, заданную ведущим, передавая игрушку соседу.
Ведущий:
- Ребята, скоро наступит праздник наших пап и дедушек. Как он называется? (выслушивает ответы детей). Правильно, «День защитников Отечества». Сегодня мы поговорим о наших папах, вы должны закончит фразы, которые я произнесу:
1. «Мой папа любит..»
2. «У него хорошо получается…, Он хорошо умеет делать..»
3. «Когда он служил в армии, он был….» (танкистом, пограничником)
4. «Он сердится, когда…»
5. «Мы с ним вместе…» (занимаемся спортом, рисуем, играем)
Рефлексия: Как много интересного мы узнали о ваших папах. Все они служили в армии, занимались спортом, изучали военную технику, чтобы стать защитниками нашей Родины.
Упражнение №2 Этюд «На параде» (военный марш)
Цель: развитие умений согласовывать движения под музыку
Организация детей: Дети стоят в колоны по трое
Материал: музыкальное сопровождение «Торжественный марш» П.И. Чайковского
Ведущий: В армии будут служить мальчики, но иногда туда идут и девочки. Наши мальчики будущие защитники Родины. Для того, чтобы отважно защищать нашу страну, мы должны уже с детского сада беречь свое здоровье, заниматься спортом. А еще мы должны научиться маршировать.
Проведение: Звучит марш, дети маршируют под музыку.
Рефлексия: Умение чувствовать плечо товарища, одновременно выполнять движения поможет вам стать организованными, внимательными и дружелюбными.
Упражнение №3 Мимика «танк», «пушка», «военный самолет»
Цель: развитие выразительности движений при передаче заданных образов
Организация детей: свободное перемещение детей по залу, но не наталкиваться друг на друга
Ведущий: В армии служат солдаты в разных войсках: танковых, ракетных, пограничных. Используют на службе разную военную технику и оружие: танки, самолеты, корабли, пушки. Давайте с вами изобразим танки. Покажите в своих движениях их мощь и силу. А теперь превращаемся в «пушку»: «стреляющую» в противника, пушку «после боя». А сейчас попробуем передать образ «военного самолета», который «спокойно» стоит на границе, а этот самолет «готовится» к боевому вылету, а теперь самолет, который «защищает» границы от нападения врага.
Проведение: Дети, выслушав задание, по желанию или поочередно показывают заданные образы. Другие смотрят, дают оценку.
Рефлексия: Как можно по - разному передать один и тот же образ. Это зависит от назначения предмета. Так же и мы бываем разными (веселыми, сердитыми, спокойными), в зависимости от нашего настроения.
Упражнение №4 « Фантазии - раздумья о словах»
Цель: расширение представлений и взаимное обогащение детей различными приемами словесного воображения
Организация детей: Дети образуют круг и по очереди передают игрушку соседу справа. Тот ребенок, у кого игрушка окажется в руках говорит свои ассоциации к заданному слову.
Материал: игрушка на военную тематику
Ведущий: Давайте поразмышляем над словом «праздник». Когда вы слышите это слово, о чем вы думаете?
Рефлексия: Мы вспомнили, что такое «праздник». Для одних это музыка, для других подарки и угощения. Но для всех – это веселье, хорошее настроение и много друзей. Пусть у каждого в душе будет «праздник».
Упражнение №5 Превращение «фасолинки» в военную технику
Цель: развитие творческого воображения в рисунке, снятие психоэмоционального напряжения.
Организация: Дети рисуют за столами, за мольбертами (по желанию)
Материал: листы формата А - 4, силуэты «фасолинки» разных цветов (зеленый, коричневый, желтый), клей, цветные карандаши
Ведущий: Я предлагаю превратить «фасолинку» в военную технику. Вы можете выбрать себе «фасолинку», приклеить, расположить её на листе и дорисовать нужные линии, превратив ее в предмет.
Проведение: Дети выбирают «фасолинку» по цвету, приклеивают ее на лист бумаги и дорисовывают цветными карандашами, превращая её в военную технику или оружие (танки, самолеты, корабли, пушки, автоматы, бинокли)
Рефлексия: Легко ли было придумать военную технику из «фасолинки»? У кого это задание вызвало трудности? Почему? Как много интересных работ у нас получилось. Как необычно интересно можно придумать и превратить одинаковую «фасолинку» в разную военную технику.
Упражнение №6 «Сложи необычную технику»
(из подручного материала)
Цель: развитие творческого воображения при создании новых образов с помощью бросового материала
Организация: Дети свободно располагаются по группе и выбирают удобное место для построения модели техники
Материал: пуговицы, ленточки, геометрические фигуры, счетные палочки, цветные карандаши
Ведущий: На нашем волшебном самолете мы отправляемся в путешествие, в военный городок. Посмотрите, это необычный городок. Вам предстоит придумать необычную военную технику, построить её и придумать им названия. Вы можете объединиться в группы и вместе работать над созданием новых конструкций.
Проведение: Дети садятся в воображаемые кресла. Заводится мотор и они «отправляются» в полет. Затем из бросового материала создают необычную военную технику и дают ему название (например: космолет, пушка-бей, танко-жук )
Рефлексия: Интересно было придумывать новую технику? Помогали ли вы друг другу в своих командах? А теперь посмотрите, как много новых моделей вы придумали и дали им оригинальные названия. Когда вы закончите школу, возможно, кто-то из вас захочет стать инженером- проектировщиком военной техники. Но уже сегодня вы провели первый урок в этом деле.
Упражнение №7 Необычные идеи
«Если бы не было на земле техники, транспорта?»
Цель: развитие творческого воображения,, вариативности решений
Организация: Дети стоят по кругу и высказывают разные идеи
Ведущий: Ребята, как хорошо, что у нас есть транспорт. Нужно срочно в Москву, можно долететь на самолете. Впереди огромное море, переплывем на корабле. Даже в магазин мы ездим на троллейбусе или на машине. А представьте себе, если бы не было на земле техники, транспорта, что бы вы придумали, как бы добирались до деревни, в дальние города?
Ведущий: Но нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш волшебный самолет. Пристегнитесь. Полетели!1 Ура! Мы снова в детском саду.
Проведение: Дети фантазируют на заданную тему (например, ходили пешком, поставили колёса на ботинки, придумали сапоги скороходы, летали на облачке, передвигались на волке).
Рефлексия: Что интересного вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось? В какие игры вы будете играть дома или с друзьями?
Используемая литература:
Веракса Е.И. «Нарисуй необычное»
Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления., Санкт – Петербург 1996. ГМНПП «Иматон»
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей м.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 с.155
Сапогова Е.Е. Азбука воображения. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. – Тула: Приокское кН. Изд-во, 1995. – 212с
Тест «Выведение следствий» по Л.Ю. Субботиной
http://adalin.mospsy.ru