Статья «Личностное развитие ребенка-дошкольника посредством творческого самовыражения»

3
0
Материал опубликован 22 May 2021

Личностное развитие ребенка-дошкольника посредством творческого самовыражения

 

 

В условиях современного общества педагогика переживает ряд явлений, связанных с переменой целей образования, реализацией задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализацией национального проекта «Образование». Современное образование ставит перед собой цель - сформировать ряд условий для того, чтобы личность гармонично развивалась, раскрывала творческий потенциал.

Самовыражение личности в процессе творческой деятельности понимается как субъективное отношение к действительности, выраженное в оригинальных формах самораскрытия и самопрезентации по средствам создания новых материальных и духовных ценностей. Это один из важнейших компонентов "строительства человека", прежде всего самопознание как "самооткрывания самому себе" и способности к построению своего образа мира, своего мироощущения и понимание самого себя в этом мире.

Тенденция выделения себя из социума связана со стремлением личности ощутить свою особенность, неповторимость. Выражение собственного Я осуществляется в процессе расширения спектров предпочтительных видов деятельности и партнеров для их осуществления.

Как известно, презентация творческого самовыражения особенно ярко наблюдается в кризисные периоды развития ребенка. При этом не всегда механизмы самовыражения ребенка носят социально поддерживаемый эталонированный способ проявления. Наша задача - показать детям уже на первой ступени общего образования, социально транслируемые формы самовыражения, познакомить со способами творческой презентации внутреннего мира, ощущений, переживаний, видений. На помощь нам, педагогам, приходит технология творческого самовыражения по средствам приобщения к миру искусства и гармоничного личностного развития ребенка.

Творчество фокусируется на процессе созидания необычных, интересных идей путем исследований. экспериментов и открытий.  Творчество окружает человека в разных сферах жизнедеятельности, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей  искусство, музыку, танцы и театр.

Важную роль в становлении самовыражения детей средствами искусства в нашем детском саду стало участие в региональном проекте КВЦ (кудьтурно-выставочный центр г. Саратова) "Шедевры живописи детям" при поддержке фонда президентских грантов. Социальная значимость работы по проекту состоит в развитии культуры личности маленького ребенка, родителей детей. И в целом – воспитание здорового гражданского общества людей, в котором нет насилия, вредных привычек, а есть высокая гражданская позиция, любовь к Родине. Ведь прививать высокие человеческие ценности детям надо с самого раннего возраста. А  высококачественные репродукции картин художников, предоставленные КВЦ "Радуга", помогают достичь решению данных задач.

В рамках реализации социально-значимого проекта "Шедевры живописи  детям" в детском саду были   проведены занятия - экскурсии с воспитанниками старшего дошкольного возраста  по темам:

"Золотые слова - хлеб всему голова" А.А. Пластов «Ужин трактористов», И.И. Шишкин» Рожь», Ф.В. Сычков «Жница», Б.М. Кустодиев «Жатва», И.И. Шишкин «Мельница в поле», И.И. Машков «Советские хлеба».

"Весны очарование" (Исаак Ильич Левитан "Март", "Грачи прилетели" - Алексей Кондратьевич Саврасов).

"В гостях у Ивана Ивановича Шишкина" - "Утро в сосновом лесу", "Дубовая роща", "Сосны освещенные солнцем".

"Детские образы в живописи".

Наши воспитанники имели возможность окунуться в мир высокого художественного искусства, ознакомившись с эталонами самовыражения великих художников - И. И. Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Алексея Кондратьевича Саврасова. Полученный опыт расширил возможности ребят в применении художественных средств для самовыражения, самораскрытия, самопрезентаци.

Помимо того, участие в музыкальной деятельности, организация концертов, вечеров свободного досуга, театральные постановки, организованные в группе, помогают показать детям и практически апробировать новые идеи самовыражения, с проецированием своего поведения в разных ролевых моментах.

Дети, которые не боятся ошибаться, познавать этот сложный мир и открывать для себя что-то новое, будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, созидания и поиске новых форм самовыражения. Поэтому мы, педагоги, должны научить ребенка открыто самовыражаться, не стесняясь, посредством использования мира искусства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации