Тренинг позитивного взаимодействия «Встречают по одежке – провожают по уму»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа № 8»
г. Арзамас
Тренинг позитивного взаимодействия
«Встречают по одежке – провожают по уму»
Авторы:
Мишина Е.В. – педагог – психолог
Ширшова Е.Ю. – педагог - библиотекарь
Тренинг позитивного взаимодействия
«Встречают по одежке – провожают по уму»
Цель:
Выработка правил толерантного восприятия окружающих взрослых и сверстников.
Задачи:
Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.
Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии окружающих людей.
Выработка правил толерантного восприятия окружающих взрослых и сверстников.
Оборудование: интерактивное оборудование, презентация, видео, книжная выставка сказок с персонажем Бабы Яги, памятки - незабудки.
Ход занятия
Слайд 1: Тема занятия
Психолог:
Здравствуйте, ребята!
Прежде чем начать наше занятие, посмотрите, как мы все похожи. Поднимите руки и проверьте вместе со мной: у всех ли 2 глаза, 2 ушка, 1 носик, 1 ротик? Видите, как много у нас общего! Сейчас мы поиграем с вами в веселую игру.
Игра «Чем мы похожи» (развитие толерантности)
Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного участника на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. (Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.)
Психолог:
В ходе нашего занятия мы попробуем понять, почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими трудно и потренируемся быть сдержанными в общении с окружающими нас взрослыми и сверстниками.
Библиотекарь:
Скажите, пожалуйста, какие книги вы больше всего любите читать?
(ответы детей)
Конечно сказки. А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие персонажи, не нравились? Почему?
Библиотекарь:
На нашей выставке представлены книги, которые имеют что-то общее. Попробуйте догадаться, что это?
(ответы детей)
(Перечисляются названия книг, демонстрируются иллюстрации. Вывод: во всех этих книгах одним из персонажей является Баба Яга).
Библиотекарь:
Как вы думаете, баба Яга добрый персонаж или злой?
(ответы детей)
Психолог:
Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека. Поэтому, сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться к сказочному персонажу Бабы Яги.
Слайд 2 Высказывание писателей
Библиотекарь:
Послушайте, что известные писатели говорили о Бабе Яге:
В. Даль писал: «Баба Яга – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи». Как автор характеризует Бабу Ягу?
А писатель В.А. Иванов говорил: «Баба Яга – положительный персонаж древней русской мифологии». А как этот автор характеризует Бабу Ягу?
Что же в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам.
Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу. Нам нужно будет ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Как она выглядит?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Чем прославилась?
Слайд 3 Портрет бабы Яги
Слайд 4 Жилище бабы Яги
Слайд 5 Средство передвижения
Библиотекарь:
А кстати, чем же питалась Баба Яга?
(ответы детей)
Любимой ее едой, как рассказывают сказки, были маленькие дети, которых злая ведьма изжаривала в своей печи, а затем с аппетитом поедала.
Так, если Баба Яга такая страшная, живет в страшном доме, крадет и ест людей, значит какой это герой сказок?
(ответы детей) (Отрицательный)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
(Делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред).
Психолог:
А бывает ли так, что, увидев человека, и он нам не понравился, мы как-то пренебрежительно относимся к нему и общаемся не доброжелательно?
Как вы думаете, это правильно? Бывало ли, что так относились именно к вам? Приятно ли вам было? Что важно, когда вы общаетесь с другим человеком?
(ответы детей)
Библиотекарь:
Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Мы же часто оцениваем человека по одежде, т.е. по внешнему виду. Народная мудрость отличает внешнюю форму, внешний вид от внутреннего состояния.
Психолог:
Как вы думаете, что же является самым главным при оценке человека?
(ответы детей)
На самом деле самым главным, что оценивают в человеке – это поступки.
Библиотекарь:
Каких некрасивых внешне, но очень приятных внутренне героев сказок вы знаете?
(ответы детей)
Мы знаем, например, что «Царевна - лягушка» не привлекательная внешне, но мы ценим ее за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь.
Попробуем определить, каков же образ Бабы Яги?
А помните ли вы сказки, где Баба Яга – добрый персонаж? (Ответы детей). Кого съела? Кому не помогла?
Слайд 6 Видео «Образ бабы Яги»
Библиотекарь:
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается.
Какой же можно сделать вывод о характере Бабы Яги после этого видео? (ответы детей) (Баба Яга – положительный персонаж).
Психолог:
А почему мы пришли к такому выводу, ведь весь ее внешний вид и ее жилище говорят нам, что она очень плохая?
(ответы детей) (судим по ее делам, поступкам, по отношению к другим людям)
Психолог:
Правильно, в характеристике любого человека мы обязательно оцениваем его поступки и его речь, так как по ним можно сделать вывод о его характере и внутреннем мире.
Слайд 7 Видео «Отрывок из мультфильма «Иван царевич и Серый волк»
Слайд 8 Выводы
Психолог:
Сделаем выводы:
1.Баба-Яга не всегда в сказках злая ведьма.
2.Она может быть разной – и доброй, и злой.
3.Иногда она помогает герою, спасает его
4.Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Слайд 9 Эффекты
Психолог:
Психологи определили те факторы, из-за которых мы неправильно относимся к окружающим взрослым или сверстникам в самом начале общения.
Эффект ореола - «Все так говорят», клички: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т.д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Мы удивляемся, когда выясняется, что вначале неприятный нам человек на самом деле очень дружелюбный.
Превосходство - Мы склонны переоценивать себя «он дурак, неряха». Мы обычно недооцениваем окружающих людей.
Привлекательность - Если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его хорошим человеком и переоцениваем его характер, м.б. он злой и вредный, ябеда.
Отношение к нам - Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже как хорошего человека, не замечаем его отрицательные черты.
Что же нужно сделать, чтобы сказать хороший или плохой этот человек?
Правильно, нам нужно пообщаться с этим человеком, узнать, как он думает, говорит и поступает.
Ребята посмотрите, как мы все-таки не похожи. Поднимите руки и проверьте вместе со мной: кто любит черный цвет, кто любит читать книги, кто любит…
Видите, как много у нас разного! Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру.
Игра «Чем мы отличаемся» (развитие толерантности)
Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного участника, на основе какого – либо импонирующего ему качества.
(Например: «Света, выйди, пожалуйста, потому что мы с тобой совсем разные, но мне нравится, что ты очень заботливая и т.д. ». Света выходит в круг и приглашает выйти кого – ни будь из участников таким же образом по другому признаку).
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Слайд 10 Правила дружбы
Психолог:
Предлагаю вам составить правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при общении с окружающими.
Примерные правила толерантного восприятия других людей:
Считайся с чужим мнением.
Не бойся правды, высказанной в твой адрес.
Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.
По одежке встречай – по уму провожай.
Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.
Проявляй уважение к другому человеку.
Слушай, что тебе говорит другой человек.
Принимай другого человека таким, какой он есть.
Старайся ставить себя на место другого человека.
Психолог:
В природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь.
Вот и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы всегда помнить о них и не забывать при общении друг с другом.
(Из цветной бумаги вырезаются цветы, на их лепестках пишутся правила.)