Тренинг позитивного взаимодействия «Встречают по одежке – провожают по уму»

4
0
Материал опубликован 26 August 2020

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Коррекционная школа № 8»

г. Арзамас




Тренинг позитивного взаимодействия

«Встречают по одежке – провожают по уму»

t1598428212aa.jpg















Авторы:

Мишина Е.В. – педагог – психолог

Ширшова Е.Ю. – педагог - библиотекарь





Тренинг позитивного взаимодействия

«Встречают по одежке – провожают по уму»

Цель:

Выработка правил толерантного восприятия окружающих взрослых и сверстников.

Задачи:

Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.

Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии окружающих людей.

Выработка правил толерантного восприятия окружающих взрослых и сверстников.

Оборудование: интерактивное оборудование, презентация, видео, книжная выставка сказок с персонажем Бабы Яги, памятки - незабудки.


















Ход занятия

Слайд 1: Тема занятия

Психолог:

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начать наше занятие, посмотрите, как мы все похожи. Поднимите руки и проверьте вместе со мной: у всех ли 2 глаза, 2 ушка, 1 носик, 1 ротик? Видите, как много у нас общего! Сейчас мы поиграем с вами в веселую игру.

Игра «Чем мы похожи» (развитие толерантности)

Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного участника на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: «Света, выйди, пожалуйста, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. (Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.)

Психолог:

В ходе нашего занятия мы попробуем понять, почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими трудно и потренируемся быть сдержанными в общении с окружающими нас взрослыми и сверстниками.

Библиотекарь:

Скажите, пожалуйста, какие книги вы больше всего любите читать?

(ответы детей)

Конечно сказки. А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие персонажи, не нравились? Почему?

Библиотекарь:

На нашей выставке представлены книги, которые имеют что-то общее. Попробуйте догадаться, что это?

(ответы детей)

(Перечисляются названия книг, демонстрируются иллюстрации. Вывод: во всех этих книгах одним из персонажей является Баба Яга).

Библиотекарь:

Как вы думаете, баба Яга добрый персонаж или злой?

(ответы детей)

Психолог:

Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека. Поэтому, сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться к сказочному персонажу Бабы Яги.

Слайд 2 Высказывание писателей

Библиотекарь:

Послушайте, что известные писатели говорили о Бабе Яге:

В. Даль писал: «Баба Яга – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи». Как автор характеризует Бабу Ягу?

А писатель В.А. Иванов говорил: «Баба Яга – положительный персонаж древней русской мифологии». А как этот автор характеризует Бабу Ягу?

Что же в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам.

Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу. Нам нужно будет ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

2. Как она выглядит?

3. Где она живет?


4. Чем занимается?

5. Чем прославилась?

Слайд 3 Портрет бабы Яги

Слайд 4 Жилище бабы Яги

Слайд 5 Средство передвижения

Библиотекарь:

А кстати, чем же питалась Баба Яга?

(ответы детей)

Любимой ее едой, как рассказывают сказки, были маленькие дети, которых злая ведьма изжаривала в своей печи, а затем с аппетитом поедала.

Так, если Баба Яга такая страшная, живет в страшном доме, крадет и ест людей, значит какой это герой сказок?

(ответы детей) (Отрицательный)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

(Делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред).

Психолог:

А бывает ли так, что, увидев человека, и он нам не понравился, мы как-то пренебрежительно относимся к нему и общаемся не доброжелательно?

Как вы думаете, это правильно? Бывало ли, что так относились именно к вам? Приятно ли вам было? Что важно, когда вы общаетесь с другим человеком?

(ответы детей)

Библиотекарь:

Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Мы же часто оцениваем человека по одежде, т.е. по внешнему виду. Народная мудрость отличает внешнюю форму, внешний вид от внутреннего состояния.

Психолог:

Как вы думаете, что же является самым главным при оценке человека?

(ответы детей)

На самом деле самым главным, что оценивают в человеке – это поступки.

Библиотекарь:

Каких некрасивых внешне, но очень приятных внутренне героев сказок вы знаете?

(ответы детей)

Мы знаем, например, что «Царевна - лягушка» не привлекательная внешне, но мы ценим ее за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь.

Попробуем определить, каков же образ Бабы Яги?

А помните ли вы сказки, где Баба Яга – добрый персонаж? (Ответы детей). Кого съела? Кому не помогла?

Слайд 6 Видео «Образ бабы Яги»

Библиотекарь:

Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается.

Какой же можно сделать вывод о характере Бабы Яги после этого видео? (ответы детей) (Баба Яга – положительный персонаж).

Психолог:

А почему мы пришли к такому выводу, ведь весь ее внешний вид и ее жилище говорят нам, что она очень плохая?

(ответы детей) (судим по ее делам, поступкам, по отношению к другим людям)

Психолог:

Правильно, в характеристике любого человека мы обязательно оцениваем его поступки и его речь, так как по ним можно сделать вывод о его характере и внутреннем мире.

Слайд 7 Видео «Отрывок из мультфильма «Иван царевич и Серый волк»

Слайд 8 Выводы

Психолог:

Сделаем выводы:

1.Баба-Яга не всегда в сказках злая ведьма.

2.Она может быть разной – и доброй, и злой.

3.Иногда она помогает герою, спасает его

4.Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Слайд 9 Эффекты

Психолог:

Психологи определили те факторы, из-за которых мы неправильно относимся к окружающим взрослым или сверстникам в самом начале общения.

Эффект ореола - «Все так говорят», клички: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т.д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Мы удивляемся, когда выясняется, что вначале неприятный нам человек на самом деле очень дружелюбный.

Превосходство - Мы склонны переоценивать себя «он дурак, неряха». Мы обычно недооцениваем окружающих людей.

Привлекательность - Если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его хорошим человеком и переоцениваем его характер, м.б. он злой и вредный, ябеда.

Отношение к нам - Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже как хорошего человека, не замечаем его отрицательные черты.

Что же нужно сделать, чтобы сказать хороший или плохой этот человек?

Правильно, нам нужно пообщаться с этим человеком, узнать, как он думает, говорит и поступает.

Ребята посмотрите, как мы все-таки не похожи. Поднимите руки и проверьте вместе со мной: кто любит черный цвет, кто любит читать книги, кто любит…

Видите, как много у нас разного! Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру.

Игра «Чем мы отличаемся» (развитие толерантности)

Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного участника, на основе какого – либо импонирующего ему качества.

(Например: «Света, выйди, пожалуйста, потому что мы с тобой совсем разные, но мне нравится, что ты очень заботливая и т.д. ». Света выходит в круг и приглашает выйти кого – ни будь из участников таким же образом по другому признаку).

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Слайд 10 Правила дружбы

Психолог:

Предлагаю вам составить правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при общении с окружающими.

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

Считайся с чужим мнением.

Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.

По одежке встречай – по уму провожай.

Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.

Проявляй уважение к другому человеку.

Слушай, что тебе говорит другой человек.

Принимай другого человека таким, какой он есть.

Старайся ставить себя на место другого человека.

Психолог:

В природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь.

Вот и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы всегда помнить о них и не забывать при общении друг с другом.

(Из цветной бумаги вырезаются цветы, на их лепестках пишутся правила.)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.