12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Смагина Марина Ивановна1976
Творческий педагог. Воспитатель - высшая квалификационная категория, руководитель изобразительной деятельности
Россия, Коми респ., Сыктывкар

 

Смагина Марина Ивановна

воспитатель высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад № 104

общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

 

«Зиму провожаем – Весну встречаем!»

(Игра по станциям для детей старшего дошкольного возраста – интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

 

Описание игры: Скоморохи, как глашатаи, обходят группы – участники игры по станциям, и приглашают всех на общий сбор. Перед игрой, вначале, все группы (всего 4 группы) собираются на спортивной площадке (7 минут). Скоморохи дают детям задание (помочь птичке – вестнице Весны, найти пёрышки), раздают маршрутные листы с намеченными станциями прохождения игры (у каждой группы свой маршрут прохождения игры). На прохождение каждого этапа отводится – 10 минут. На каждой станции детей встречают персонажи:

Станция «Весёлые скоморохи» – Скоморохи;

Станция «Подружки – веселушки» – Дарина и Арина;

Станция «Русские забавы» – Кикимора;

Станция «Масленичка» – Масленица;

Станция «Свистунья» – Птица Грач.

Каждый персонаж даёт детям разные задания, проводит игры, дети получают нужные части (пёрышки птички - невелички). На последней станции «Свистунья», дети собирают хвостик у птички – невелички и идут снова на спортивную площадку, встречают Весну. Играют с Весной в игры. Масленица угощает всех блинами. Общее чаепитие на свежем воздухе.

 

Цель:

Знакомить детей с традициями, народными праздниками – «Масленица – проводы Зимы».

Задачи:

 

Развивающие:

Развивать образное мышление детей, эстетическое отношение к природе;

Развивать быстроту, ловкость, смекалку.

Развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.

 

Образовательные:

Формировать основы народной культуры.

Знакомить детей с народной мудростью (загадки, поговорки о птицах – вестниках весны).

Формировать представление о том, что природа и её обитатели нуждается в защите;

Закрепление и обобщение знаний, полученных ранее (натюрморт, перелётные птицы, и др.);

Расширять представления детей о перелётных птицах.

Закрепить названия перелётных птиц.

 

Воспитательные:

Формировать умение взаимодействовать в коллективе.

Воспитывать чувство взаимовыручки.

 

Действующие лица: Скоморохи, Подружки – веселушки, Кикимора, Масленица, птица Грач.

 

Материалы и инструменты:

Маршрутные листы для прохождения станций (4 шт. – по количеству групп).

1 станция: «Весёлые скоморохи»: музыкальный центр; 5 пёрышек для птички – невелички.

2 станция: «Русские забавы»: Свиток – паспорт Масленицы, метла, платочек для игры, солнышко без лучиков и лучики – прутики; 5 пёрышек для птички – невелички.

3 станция: «Масленичка»: Печь и стол (декорации), кувшин с молоком, самовар, чашки, колоски пшеницы в сите, яйца, блюдо с блинами, маленькое чучело «Масленицы»; «Блины» из жёлтого линолеума для эстафеты (по количеству детей), 2 корзины для «блинов»; большое чучело Масленицы; ленточки красного, оранжевого цвета (по количеству детей); 5 пёрышек для птички – невелички.

4 станция: «Подружки - веселушки»: Баян; 5 пёрышек для птички – невелички.

5 станция: «Свистунья»: Мольберт, птичка – невеличка без хвостика; 5 пёрышек для птички – невелички; свистульки по количеству детей.

 

Предварительная работа:

Разучивание стихов, народных попевок, музыкальных игр. Наблюдения за весенними изменениями в природе во время экскурсий. Рисование весенних пейзажей и натюрмортов; «Весна идёт, Весне дорогу!», «Как грачи Весну на крыльях принесли», «Веточка тополя в вазе». Изготовление птичек – свистулек из глины.

 

Ход игры по станциям:

 

 

(Четыре группы собираются на первой станции, их встречают два скомороха и подружки – веселушки: Арина и Дарина)

 

1 станция:

«Весёлые скоморохи»

Арина:

Добрый день всем добрым людям,

Пусть весёлым день сей будет!

Бояре и боярыни!

Судари и сударыни!

К нам на праздник поспешите,

С нами спойте и спляшите.

 

1 Скоморох:

Веселье и хорошее настроение никто не забыл? (Нет)

Тогда Зиму будем провожать,

Весну красную встречать!

 

2 Скоморох:

Веселье и хорошее настроение никто не забыл?

Тогда Зиму будем провожать,

Весну красную встречать!

 

Дарина:

Ребята, посмотрите, к нам прилетела птичка-невеличка. Птичка-невеличка предвестница Весны, но ей нужна наша помощь. Птичка освещала своим оперением Весне дорогу. Зима подморозила птичке хвостик, и теперь Весна никак не может найти к нам дорогу.

Поможем птичке?

 

1 скоморох:

Чтобы птичке помочь, надо ей пёрышки вернуть. Но злая Зима раскидала их по всему свету. Чтобы вам с пути не сбиться, вот вам маршруты – карты.

(Группам раздаются маршрутные листы)

 

Дарина:

Чтобы пёрышки найти,

Надо мостик перейти,

А потом через болото,

А потом, кому охота,

Побывать у скомороха

Ручеек перешагнуть,
И еще пройти чуть- чуть.

 

Арина:

По картам идите, да пёрышки отыщите.

(Дети расходятся по станциям)

 

 

 

 

«Маршрутный лист»

 

2 станция:

«Русские забавы»

(Дети приходят на станцию «Русские забавы». Видят переодетую в Масленицу Кикимору. Кикимора бегает по кругу верхом на метле)

Кикимора:

Эй, хватайте и ловите,

Поскорей меня держите!

(Дети ловят Кикимору)

Ох, насилу остановилась.

Вот, взяла у сестрицы Яги метлу, а как остановить её не знала. Спасибо вам хорошие люди!

Везде надо успеть –

И сплясать и песню спеть!

Съесть корзину пирогов

Да с три короба блинов.

 

Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! К вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.

Что, не верите?

Да у меня паспорт есть. Во, глядите!

(Показывает свиток – паспорт и читает).

 

Назначается долгожданной Масленицей на 2013 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу... Кощей Бессмертный.

Что всё равно не верите, что я Масленица?

Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала.

Я Масленица!

Что, опять не верите?

Ну и уходите прочь отсюда. Ух, я вас…

(Грозит метлой, хочет выгнать детей из своего болота).

 

А что приходили- то ко мне?

Чего хотели? (Хотели найти пёрышко птички – невелички, чтобы она весну позвала).

 

Ишь, вы какие, не поиграли, не позабавили, а всё туда же – пёрышко им подавай…

 

Если поиграете со мной, то найти перо помогу.

(Игра – эстафета «Меткий повар»)

 

Кикимора:

Тин – тинка,

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масляный кусок!

Тётушка не скупись,

Масляным куском поделись!

 

Игра - эстафета «Меткий повар». Детей делят на 2 команды, раздают каждому по «блину», две корзины ставят напротив команд на некотором удалении. Задача: добежать до черты и метнуть «блин» в корзину. Добежать до своей команды и передать эстафету.

 

Кикимора:

Сколько в болоте я живу, а никто со мной так весело не играл. Ладно, помогу я вашей беде.

Чтобы пёрышко найти,

Надо к солнышку сходить,

Надо солнце разбудить.

(Кикимора выносит солнышко без лучиков)

 

Ребята, посмотрите, солнышко спит. Надо нам его разбудить – лучики смастерить.

(Дети прикрепляют к солнечному кругу лучики из соломы. Солнышко поднимается).

 

Кикимора:

Ребята, повторяйте за мной слова…

Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить,

Чтобы путь нам осветить. (Дети повторяют слова).

(Кикимора отдаёт детям пёрышко птички – невелички)

 

Ребята, кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

Вы дальше идите, птичке – невеличке помогите, весну найдите.

(Дети уходят на следующую станцию, искать следующее пёрышко).

 

3 станция:

«Масленичка»

(Дети, становятся в круг, их встречает Масленица)

 

Масленица:

Верба рясна – распрекрасна,

Едет Масленица красна,

Едет Масленица дорогая

Ваша гостьюшка годовая,

На саночках расписных

На конях вороных!

 

Добрый день всем добрым людям,

Пусть весёлым день сей будет!

Давайте познакомимся,

Я – Масленица.

 

Вы откуда и куда?

Зачем пришли ко мне сюда?

(Дети отвечают, что пришли за пёрышком птички-невелички)

 

Да, есть у меня пёрышко птички-невелички, но сначала погостите у меня.

(Масленица приглашает всех детей в гости, дети проходят к столу: стол накрыт праздничной скатертью, на столе расставлены предметы)

 

Масленица:

Ребята, обратите внимание на стол. Каждый предмет здесь, что-то обозначает:

Кукла Масленица – символ проказницы Зимы (в ней спрятаны холодный ветер и колючий мороз);

Блины – символ солнца;

Яйца и молоко – символ жизни;

Зерно в сите – символ богатства.

 

Скажите, ребята, как художники называют картину, на которой были бы изображены эти предметы? (Натюрморт).

 

Масленица:

А это Масленица дорогая.

В кукле этой зимние проказы,

Ветер и колючий мороз.

 

Чтобы весна с весёлой капелью не задержалась, Масленицу сжигают и зимушку провожают.

А сейчас, возьмите красные ленточки (как символ огня). Загадайте свои пожелания. И украсьте нашу Масленицу. Вместе с Масленицей уйдут все ваши неприятности, болезни, плохие поступки.

(Дети завязывают ленточки на большое чучело Масленицы)

 

Масленица:

Чучело, чучело,

Повернись кружком,

Назовись петушком

С красным гребешком,

Посиди высоко,

Всем видать далеко.

 

В какое время года празднуют масленицу? (Весной, в конце февраля, в начале марта)

Солнце в этот день играет – что это значит? (Светит ярко)

Зиму провожают – Весну встречают весёлыми играми забавами.

(Масленица приглашает детей встать в круг, поиграть в игру «Платочек»)

 

Дружно за руки беритесь

В круг большой все становитесь.

Поиграем, ребята, в игру «Платочек»

Запомните слова:

 

А я – Масленица,

Я не падчерица

С платочком хожу

К вам сейчас подойду

(Останавливается между детьми)

На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

 

Игра «Платочек»: Ведущий держит в руках платочек, ходит по кругу и произносит слова. По окончании слов ведущий роняет возле кого-либо платочек, кто заметил, берёт платочек и бежит в противоположную сторону от ведущего, ведущий тоже бежит и должен занять свободное место. Кто не успел занять свободное место, тот становится ведущим.

 

Масленица:

Я отдам вам перо птички-невелички…

(Масленица дарит перо, дети идут на другую станцию)

 

4 станция:

«Подружки - веселушки»

(Детей встречают Дарина и Арина)

 

Дарина и Арина:

Ой, Масленица, кукашейка,

Встретим тебя хорошенько.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

 

Дарина:

В народе говорили так:

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

 

Арина:

Полетаем немножко с птицами да мошками?

Давайте! Я буду говорить, а вы за мной повторяйте, и махать руками не забывайте. Да только, чур, не ошибаться: "лететь" надо только вместе с теми, кто на самом деле летать может!

 

Игра «Грачи летят»


Грачи летят, на всю Русь трубят:
- Гу-гу-гу-гу! Мы несем Весну!

(Арина поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Дети повторяют движения).

 

Журавли летят, на всю Русь кричат:
-Ру-ру-ру-ру! Не догнать нас никому.

 

Пчелы летят, гудят, бунчат:
- Жу-жу-жу-жу! Медову несем сыту.

 

Поросята летят, поросята визжат:
- Хрю-хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

Синицы летят, на всю Русь кричат:
- Ду-ду-ду-ду,  не поймать нас никому!

 

Медведи летят, толстопятые рычат:

- Ра-ы-ра-ру, надоело нам в лесу.

 

Комары летят, кричат, пищат:

- Дзу-дзу-дзу-дзу, не уйти никому!
 

Ребята летят, на всю улицу кричат:

- Ра-ра-ра-ра, вот и кончилась игра!

 

Дарина:

А вот и пёрышко заветное. Его вы берите к птице грач идите. Птичку – невеличку от холода спасите.

 

5 станция:

«Свистунья»

(На полянке «Свистунья» детей встречает птица грач)

 

Грач:

Добрый день всем добрым людям,

Пусть весёлым день сей будет!

На станции «Свистунья» всех я вас встречаю!

Счастья всем и радости от души желаю!

 

Здравствуйте ребята, я птица грач, прилетел из тёплых краёв.

 

А умеете ли вы отгадывать загадки?

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

 

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

(Скворец)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

 

Грач:

Весна – это радость для птиц, которые возвращаются из тёплых стран.

Какие же птицы возвращаются первыми? (Это грачи).

В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе»

 

Возвращаются домой не только грачи, но ещё очень интересные птицы, их называют первыми певцами весны.

Кто же это? (Скворцы)

В народе говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца».

О чём же нужно позаботиться, чтобы птицы возвращались быстрее? (Строить скворечники)

Поиграем, ребята в игру «Птицы летают высоко»?

(Дети играют в игру «Птицы летают высоко»).

 

Игра «Птицы летают высоко»: Если называется птица – имитируем летающих птиц, если называется животное – стучим ладошками по коленкам.

 

Грач:

Ребята, посмотрите, к нам прилетела ещё одна птичка – птичка невеличка. Птичка невеличка – предвестница весны, но ей нужна наша помощь. Зима отморозила ей хвостик, и теперь весна никак не может найти дорогу к нам. Ведь птичка освещала своим оперением весне дорогу.

Поможем птичке, сделаем ей хвостик?

Ребята, долго по свету вы ходили, нашли пёрышки?

Пришло время прикрепить эти пёрышки птичке – невеличке к хвостику, чтобы она путь осветила и Весне дорогу указала.

 

(Дети прикрепляют пёрышки из самоклейки нарисованной птичке).

 

Грач:

Вот какая нарядная получилась птичка невеличка – вестница весны.

 

Кто-то дырочки умело

Сделал птахе вдоль спины,

И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

 

Грач:

С давних пор птиц – вестников весны кликали песенками, закличками и при этом свистели в свистульки. Давайте и мы будем весну звать.

Жаворонки, жавороночки

Прилетайте к нам,

Принесите к нам

Весну тёплую!

Унесите от нас

Зиму холодную!

(Дети повторяют закличку идут на станцию «Весёлые скоморохи», свистят в приготовленные свистульки).

 

Общий сбор:

(Дети собираются на станции «Весёлые скоморохи)

1 скоморох:

Масленица, Масленица!

Дай блинком полакомиться!

Прогони от нас метели, 

Прокати на карусели,

Растопи холодный лед,

Пусть весна скорей придет!

 

2 Скоморох:

По лесу молва пошла, что Весна уже пришла.

Поглядите, вот Весна по земле идёт она.

(Под музыку выходит Весна)

 

Весна:

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Вы меня звали – вызывали. Вот я к вам и пришла!

Я – Весна – Красна

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.

 

Дарина:

Что за славный денёк!

Собирайся народ в хоровод!

Станем кругом ходить,

Да Весну веселить.

Дружно все запоём:

«Стало ясно солнышко припекать,

Землю, словно золотом заливать».

(Каждая группа организует свой круг. Хоровод «Веснянка»).

 

Весна:

Славный вышел хоровод,

Не скучает здесь народ!

Птицы стаей собираются,

Домой с юга возвращаются.

 

Спасибо ребята!

За смех и веселье.

И пусть всегда у вас будет

Весеннее настроение.

Примите от меня угощение.

 

Весна:

Тин – тинка,

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масляный кусок!

Тётушка не скупись,

Масляным куском поделись!

(Масленица раздаёт детям блины)

 

Дарина и все вместе:

Зиму провожаем,

Весну встречаем!

Всех блинами угощаем!

(Дети угощаются блинами. Помощники воспитателей выносят детские столики с самоварами. Организуется чаепитие).

 

Источники:

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке» - «Сфера», 2016 год.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра изобразительное искусство» - Я.: «Академия развития», 1997 год.

Загадки о птицах [интернет источник] - https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-pro-pereletnyh-ptic.html

 

Фотографии с мероприятия:

 

 

«Подружки - веселушки»

 

 

 

«Разбудим солнышко – сделаем ему лучики»

 

 

 

«Масленица – девица»

 

 

 

«Огненные ленточки повяжем – счастья и добра пожелаем»

 

 

 

«Блины с пылу, с жару»

 

 

 

«Зиму провожаем – Весну встречаем!»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (19)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 16.04.19 в 16:23 3 Ответить Пожаловаться
Отлично зиму проводили,молодцы!
Смагина Марина Ивановна, 16.04.19 в 17:54 1 Ответить Пожаловаться
Да, Елена Фёдоровна, отлично! Зиму провожали, провожали, а потом как снег повалил... Никак не хочет уходить от нас Зима
Ватолина Светлана Анатольевна, 17.04.19 в 05:51 1 Ответить Пожаловаться
Вы так громко и весело ее проводили, что надеюсь ушла Зимушка восвояси!!!
Смагина Марина Ивановна, 17.04.19 в 19:38 1 Ответить Пожаловаться
В ответ Ватолина Светлана Анатольевна
Да уж, ушла... Погрозила на прощание пальчиком, напугала снежком и ушла
Садварий Жанна Владиславовна, 16.04.19 в 16:23 3 Ответить Пожаловаться
Ярко,красочно и весело! Спасибо, Марина Ивановна!
Смагина Марина Ивановна, 16.04.19 в 17:56 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Жанна Владиславовна, за отзыв. Очень приятно!
Ватолина Светлана Анатольевна, 16.04.19 в 18:08 2 Ответить Пожаловаться
И мне понравилась игра!!! Задорно, и ребятам интересно!!!
Десяткова Наталья Владимировна, 16.04.19 в 17:40 2 Ответить Пожаловаться
Замечательный сценарий! Видно и праздник удался! Молодцы!
Смагина Марина Ивановна, 16.04.19 в 18:07 2 Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий Наталья Владимировна.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.