12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Матасова Дарья Александровна102
Педагог-психолог
Россия, Архангельская обл., Новодвинск
1

Тренинг "Создание благоприятного психологического настроя"

тренинг
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ

авторы-составители: педагог-психолог Матасова Д.А.,

педагог-психолог Гун Л.А.

 

Пояснительная записка

Данный тренинг предназначен для педагогов-психологов, работающих в системе образования. Продолжительность тренинга составляет 3 часа. Предполагаемое время проведения - начало учебного года. Тренинг направлен на создание у педагогов- психологов благоприятного психологического настроя на новый учебный год, перспективное построение профессиональных и личностных целей и создание гармоничного актуального состояния.


Тренинг для педагогов-психологов

"Создание благоприятного психологического настроя"

(продолжительность тренинга 3 часа)

Цели тренинга:

- Создание благоприятного психологического настроя на новый учебный год

- Построение профессиональных и личностных целей

- Гармонизация актуального состояния

 

1. Вводная часть. (20 мин).

Приветствие, настроение, ожидания

Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

Цель: настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Материалы: нет

Инструкции: Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

Ход упражнения: «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было выполнять упражнение?

Возникали ли трудности при выполнении задания?

Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

 

Упражнение "Ожерелье жизненного опыта" (20 мин.)
 

Цель: Релаксация, активизация ресурсов.

Пространство нашего внутреннего мира – это страна, и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства, желания, возможности, стремления служили нашему Я верой и правдой.

Порой нам кажется, что мир устроен неправильно. Пессимистичное отношение к жизни стали называть «чувством реальности». А, может, мы просто сами себя программируем на ожидание неудачи? Пришло время пессимисту поменять профессию, и вспомнить о том, что мы сами создаем только такую жизнь, какую хотим…

Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее. Закройте глаза. Прошу вас, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Все хорошо. Вы чувствуете себя спокойно и расслаблено. Вы живете интересно и правильно… Вы ищете и находите… Пусть не сразу… Но быстро хорошие дела не делаются… Все происходит так, как нужно… Все идет своим чередом… Позвольте потоку событий привести вас к счастью… Просто будьте спокойны, от вас сейчас ничего больше не требуется…

Знаете, а ведь события вашей жизни это ни что иное, как драгоценные бусины. Есть среди них бусины из разноцветных, прозрачных драгоценных каменьев… Есть костяные бусины и деревянные… Есть и пластмассовые…Есть даже и бумажные… Есть бусины из ягод и грибов… Есть бусины из монеток, как монисто… Посмотрите: когда все эти бусины нанизаны на одну нить, какое интересное, необычное получается ожерелье…

Издавна и мужчины и женщины украшали себя ожерельями… Мужчины делали ожерелье из своих трофеев… Мужское ожерелье подчеркивало их силу и успех… Женщины старались сделать свое ожерелье прежде всего красивым…Ваше ожерелье, состоящее из бусин вашего жизненного опыта, подчеркивает вашу силу и успех, а также… оно очень красиво! Взгляните, как переливаются в солнечных лучах бусины… Как играют камни…Каждая бусина здесь на своем месте… Каждая бусина нужна… Каждая бусина ценна… В каждой бусине можно найти энергию любви…Если видеть сердцем…Осторожно приложите это ожерелье к груди… Подержите немного… послушайте свое дыхание… Все хорошо… Вас любят, вы любимы, вы любите… Все будет хорошо…Поверьте, это так…Чувствуете, стало теплее?.. Да, это и есть энергия любви… Она дает тепло, покой, удовлетворенность… Но когда вы пожелаете, энергия любви даст вам необходимую энергию и силу, целеустремленность и высокий тонус… При этом внутри вы будете спокойны и сконцентрированы на задаче…Все хорошо… ожерелье вашего опыта всегда с вами… Никто не может отнять его у вас… Вы сами можете его дополнить новыми бусинами, если пожелаете… В этом ожерелье — энергия любви… теперь вы сможете ее умножать…Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Тепло остается с вами… образ вашего ожерелья — тоже…Поверьте, у вас достаточно сил, чтобы сделать вашу жизнь красивой и достойной…

Прошу вас сделать глубокий вдох и медленный выдох, выпрямить спину и сильно сжать руки в кулаки… а теперь отпустите… вот так… вы сильны и мудры… у вас достаточно сил… у вас есть самое главное — ваша жизнестойкость и способность отвечать за свою жизнь… У вас все получится!

 

2. Основная часть (35-50мин.)

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

Вылепите своё эмоциональное состояние.

«Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было выполнять упражнение?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

Возникали ли разногласия в ходе работы?

Пять стульев. Упражнение (40 минут)

Цель: научиться определять уровень регуляции своих эмоциональных состояний, познакомиться с новыми способами контроля эмоций.

Инструкция: Перед вами — пять стульев, на каждом из которых лежит листок с описанием определенного уровня владения эмоциями. Эти пять стульев - пять ваших выборов. Попробуйте оценить свое актуальное эмоциональное состояние и выбрать соответствующий стул. Затем, представьте себе то "идеальное эмоциональное состояние", к которому вы хотели бы приблизиться и сделайте опять выбор стула.

Первый стул: выбравший его человек — «естественный» и внутренне, и внешне. Он не может управлять ни своим внутренним миром, ни внешним выражением своих эмоций; переживает то, что «пришло», и на лице при этом выражение — соответственное.

Не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением: эмоции появляются в душе сами, запускаясь разными причинами: состоянием тела, событиями жизни и тем, что говорят и делают окружающие люди. Мои эмоции живут какой-то своей отдельной жизнью и выплескиваются наружу помимо моей воли. Я не отвечаю за свои эмоции, упражнение "Хорошо" кажется мне невозможным.

Второй стул: выбравший его человек не может управлять своей внутренней погодой, но отчасти может контролировать внешние свои проявления.

Внутренние переживания вне моего контроля, при этом умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок. Внешнее "Хорошо" бывает не всегда, внутри тем более.

Третий стул: выбравший его человек может полностью контролировать внешнюю подачу себя, а внутренний мир — по-прежнему неуправляем.

Внутренние эмоции живут своей жизнью, внешне себя контролирую полностью. Полное внешнее Хорошо, внутри бывает по-разному.

Четвертый стул: выбравший его человек прекрасно контролирует внешние свои поведения, но внутренний мир подвластен ему частично.

Когда внутренние переживания не слишком сильны, внешне контролирую себя полностью, внутри быстро с собой разбираюсь и все улаживаю. Сильные эмоции внешне контролирую, внутренне нет: совладать с ними бывает трудно.

Пятый стул: выбравший его человек полностью контролирует как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу.

Свободно управляю внешними проявлениями своих эмоций: на лице, в речи и интонациях всегда то, что нужно. Так же свободно управляю внутренними переживаниями: убираю ненужные, вызываю уместные и нужные. За свои эмоции отвечаю, это мой важнейший инструментарий. Я социально адекватен, обычно в бодром и прекрасном настроении, всегда могу позаботиться о тех людях, которые мне дороги. Хорошо!

Вопросы и задания:

-На каком стуле ты сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

-На каком стуле ты хотел бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

-У многих людей есть представление о человеке-роботе, механическом человеке. Если оно вам близко, то какой из пяти стульев более соответствует описанию такого человека?
 

3. Заключительная часть (90 мин.)


Упражнение "Что мне хочется сделать"

 

Цель: Обозначение целей на ближайший год.

Материалы: Листы А4, журналы, клей.

Если я намереваюсь измениться, потому что "должен" измениться, то я заранее готовлю себе поражение, поскольку не учитываю в расчетах своего внутреннего сопротивления. Однако я могу развиваться, если буду полнее принимать во внимание свои собственные желания. Предлагаемое упражнение помогает поставить себе реальные цели и осознать основной закон изменения поведения.

Инструкция: В конце нашей совместной работы давайте подумаем о том, в каком направлении вы хотели бы развиваться дальше. Существует много путей для того, чтобы стать более зрелой и богатой личностью. При этом важно, чтобы путь, по которому я захочу идти, подходил мне. Возьмите листок бумаги и разделите его на две колонки... Слева запишите, во-первых, все то, чего вы пока еще не делаете, но хотели бы сделать в будущем, и, во-вторых, то, что вы уже попробовали делать и впредь хотели бы делать более активно. При этом речь идет о конкретных действиях, которые вам действительно хочется осуществлять. Цели могут различными, то есть важно включить и профессиональные, и личностные цели. Оставьте в стороне все то, что вы должны делать по мнению окружающих, или что всего лишь "полезно" для вас.

Затем справа запишите все то, что вы делаете неохотно, все, от чего в будущем вы хотели бы отказаться или, по меньшей мере, делать не так часто. У вас есть для этого в общей сложности 10 минут...

Коллаж: После написания списка целей, создаем коллаж своих целей. Для этого можно использовать все, что увидите на столе.

После создания коллажа, попробуйте выбрать в каждой колонке по одному действию и примите конкретное решение. Что вы хотите делать в будущем чаще, что реже? (2 минуты.) Теперь уясните для себя, что может облегчить или затруднить осуществление каждого из решений? (5 минут.)

А теперь выберите члена группы, с которым вам хотелось бы в течение 10 минут обсудить только что пережитый опыт...

Как вы себя чувствовали, проживая эти решения?

Вопросы для обсуждения:

— Насколько легко (или трудно) мне было составить оба списка?

— Какой из списков получился длиннее?

— Как я принимаю решение в других ситуациях?

— С кем я их обсуждаю?

— Как я оцениваю свои шансы реализовать оба принятых решения?

 

РЕФЛЕКСИЯ

1. Какие из ваших ожиданий реализовались в данном тренинге?

2. Какие чувства испытывали?

3. Что нового узнали о себе, о группе?

4. Как будете использовать эти знания?

5. Чему научились?

6. Что было важным?

7. Над чем вы задумались?

8. Что происходило с вами?

9.Что нужно развивать на будущее?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф. Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво. СПб.: Речь, 2005. — 226 с.

2. Козлов Н.И.Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день /3-е изд., перераб. и доп. —М.: Новая школа, 2007.—320 с.

3. Фопель Клаус Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с..

 

Приложения

Первый стул:

Не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением: эмоции появляются в душе сами, запускаясь разными причинами: состоянием тела, событиями жизни и тем, что говорят и делают окружающие люди. Мои эмоции живут какой-то своей отдельной жизнью и выплескиваются наружу помимо моей воли. Я не отвечаю за свои эмоции. 

Второй стул:

Внутренние переживания вне моего контроля, при этом умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок. Внешнее "Хорошо" бывает не всегда, внутри тем более.

Третий стул:

Внутренние эмоции живут своей жизнью, внешне себя контролирую полностью. Полное внешнее Хорошо, внутри бывает по-разному.

Четвертый стул:

Когда внутренние переживания не слишком сильны, внешне контролирую себя полностью, внутри быстро с собой разбираюсь и все улаживаю. Сильные эмоции внешне контролирую, внутренне нет: совладать с ними бывает трудно.

Пятый стул:

Свободно управляю внешними проявлениями своих эмоций: на лице, в речи и интонациях всегда то, что нужно. Так же свободно управляю внутренними переживаниями: убираю ненужные, вызываю уместные и нужные. За свои эмоции отвечаю, это мой важнейший инструментарий. Я социально адекватен, обычно в бодром и прекрасном настроении, всегда могу позаботиться о тех людях, которые мне дороги. Хорошо!

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.