Приемы создания благоприятного психологического климата на уроках СБО
Обобщение опыта работы по теме: «Приемы создания благоприятного психологического климата на уроках СБО»
Оглавление:
Введение(слайд № 1)
Чтобы урок получился.
Элементы тренинга успеха.
Индивидуальный подход.
Как преодолеть кризис настроения.
Гимнастика для глаз.
Вывод.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Эти перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача формирования социально-трудовых компетенций
Одним из предметов в учебном плане коррекционной школы, на котором решаются социальные задачи, является социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
И здесь на первый план выходит важнейшая функция учителя для управления деятельностью обучающихся.
. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний
(слайд № 2) Цель: создание благоприятного климата на уроке СБО
Задачи:
1.«Открытие» ребенка на общение;
2.«Соучастие» ребенка в процессе;
3.«Возвышение» ребенка;
4. Предупреждение утомления обучающихся;
5. Раскрытие творческих возможностей детей. (слайд №2 )
При проведении урока ,я всегда помню о том, что подростков привлекает проблемность, быстрый темп занятий, смена видов работ.
(слайд № 3)Чтобы урок получился.
С первого занятия ученикам предъявляю четкие требования, которые будут действовать на протяжении всех лет обучения. (слайд №3 )
Соблюдение орфографического режима в тетради;
(слайд № 4)Выполнение графических диктантов по мере усложнения (приложение №1)
Особое место при подготовке к уроку занимает работа с.слабоуспевающих учеников я подсаживаю к более сильным.
Свои уроки я строю не только на требованиях, но и на индивидуальном подходе.
(слайд № 5)Элементы тренинга успеха.
Практически каждый урок начинаю с фразы: «СИДИТЕ ПРЯМО, СЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, ВЫПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО ».
Зная особенности каждого ученика, учу его с учетом потенциальных возможностей ребенка. Для каждого ученика создается ситуация успеха, одобрения, поддержки и доброжелательности Поддержка фразой: «это трудно, но ты сможешь».
(слайд № 6)ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫЙ подход.
При подготовке к уроку я всегда помню, что обучающиеся могут усвоить программный материал лишь на посильном им уровне трудности. В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении, можно выделить 3 основных направления:
1. Организация стремительного движения вперед группы наиболее способных учеников с использованием самообразования.
2. Сочетание объяснений учителя с самостоятельным закреплением материала учащимися.
3. Объяснение нового материала и его закрепление под руководством учителя.
(слайд № 7)Индивидуальные задания важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника.
Необходимо предварительно убедить ученика в посильном выполнении задании. Это могут быть карточки-задания, карточки с пропусками, карточки-инструкторы и т. д.
Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех и необязательно в виде оценки, можно и словесно. В русском языке много разных слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к выполненной работе. Например: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!». В этом случае эмоциональная атмосфера урока будет лучше. Оцениваю не только цифрой, а словами, интонацией, жестом, мимикой.
Дети нашей школы подвержены быстрой смене настроения.
(слайд № 8)Как преодолеть кризис настроения?
Для меня симптомом кризиса является внезапное изменение реакции ребенка на привычные типы воздействий. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение правил.
Я в подобной ситуации должна как можно скорее заметить и преодолеть эти симптомы. Я стараюсь заменить принуждение желанием, которое порождает успех, делая ставку на самостоятельность и самодеятельность ребенка.
(слайд № 9)Мои педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата.
Начало урока:
Произнести фразу, она может быть жизнеутверждающей или настраивающей на рабочую атмосферу. Или что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни
Привлекательная цель
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
(слайд № 10)Карточки.
В условиях отсутствия учебно-методического комплекта по предмету, компьютерных программ учителю необходимо правильно выбрать методы и приемы обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их мыслительные процессы, повысить эффективность урока, осуществить контроль знаний и практических умений учащихся
У меня есть карточки, которые я часто использую в своей работе: (слайд № 7)
Устный ответ
Правильный учет знаний учащихся коррекционной школы является довольно сложной задачей. Учащиеся коррекционной школы не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей, применяю алгоритм (слайд №8 )
(слайд № 11)Тестирование
Тестирование – активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний, используемая в современной школе. Тесты составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, заявленным действующей программой по СБО.
Эту работу лучше проводить индивидуально или в то время, когда другие учащиеся работают самостоятельно.
Для фронтального тестирования учащихся необходимо подготовить тестовые карты на каждого ученика.
(слайд № 12)Перед выполнением задания сообщаю детям критерии оценок.
Оценка устных и письменных работ осуществляется по показателям:
«удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60% заданий;
«хорошо» при выполнении от 60 до 90% заданий;
«отлично при выполнении от 90 до 100% заданий
(слайд № 113)Карты определения социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке, помимо контроля над уровнем усвоения учебного материала, важно проводить отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков. Так как требования рабочей программы, наряду с усвоением знаний, подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни:
По мере прохождения программного материала в картах отмечается переход в овладении умениями (если он произошел) с одного уровня на другой, появилась ли у ребенка мотивация к овладению навыком, если ее не было, при необходимости проводится коррекционная работа
Оценивание
В школьной жизни успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? В этой ситуации тоже можно найти правильные слова. Например:–« Ты меня очень огорчил этой работой.» – «Работа хуже, чем обычно. Наверно, ты неважно себя чувствовал.». Можно расширить также оценки: две 5 сразу или зачет «автоматом».
Завершение урока
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за мной а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, успехов вам!». Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока, пусть она будет благожелательной.
(слайд № 14) Гимнастика для глаз.
1.Встать около парты.
2. Повернуть голову вправо, глаза смотрят налево.
3. Повернуть голову влево, газа смотрят направо.
4.Голову наклонить вниз- глаза поднять вверх.
5. Голову поднять вверх- глаза опустить вниз.
6. Встать прямо. Зажмурить сильно глаза, открыть их. Повторить 3 раза.
7.Спокойно сесть на стул, без напряжения
мышц, посидеть 5 секунд.
(слайд № 15) Физкультурные паузы.
(слайд № 16) Вывод: Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком:
При благоприятном психологическом климате на уроке:
Доброжелательность;
Защищённость;
Оптимизм;
Инициативность;
Работоспособность.
Использованная литература:
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
В.В. Воронкова С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), Москва, гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005 г.
Т. С. Комарова, О.Ю. Зырянова «Приемственность в формировании художественного творчества детей в д/с и начальной школе...»,2002г.;
В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко «Методика обучения черчения»,1990г.;
С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать...», 1998г.;
С. А. Исаева «Физкультурные методики в начальной школе», 2003г.;
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе»;
О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо - влево, вверх - вниз».
приложение №1 Перечень графических упражнений:
Копирование цепочки образца с опорой на клетки с раскрашиванием задаваемого элемента;
Прямое копирование образца с опорой на клетки.
Дорисовывание второй половины рисунка
Зеркальное копирование образца с опорой на клетки
Графический диктант по предложенной схеме ;
Составление схемы по готовому рисунку;
приложение №2
Проверочная работа 5 класс I четверть
Правила ухода за ушами:
А) мыть утром;
Б) смазывать кремом;
В) чистить после бани.
Индивидуальная может быть-
А) мыло,
Б)расчёска,
В)зубная паста,
Когда чистят зубы?
А) в обед
Б) вечером
В) утром
На каком расстоянии необходимо смотреть телевизор?
А) 1 м
Б) 3м
В) 2 м
.Выбери домашнюю одежду.
А)Белая рубашка,
Б)халат,
В) праздничное платье,
7.Выбери зимние головные уборы.
А)Меховая шапка,
Б) панама,
В)шуба,
8.Выбери правила поведения на перемене.
А) бегай
Б ) кричи
В ) ходи спокойно
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
приложение №3
СОСТОЯНИЕ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Тема |
Виды деятельности |
Состояние владения навыками |
Примечание |
|||
Степень владения |
||||||
1 |
2 |
3 |
||||
Личная гигиена |
Умеет мыть руки. |
|||||
Знает правила ухода за зубами. |
||||||
Знает и выполняет правила ухода за ушами. |
||||||
Знает правила ухода за волосами |
||||||
Умеет правильно расчёсывать волосы |
||||||
Соблюдает режим дня школьника. |
||||||
Знает и выполняет комплекс утренней зарядки. |
||||||
Одежда и обувь. |
Различает одежду по назначению. |
|||||
Умеет складывать одежду. |
||||||
Умеет застёгивать пуговицы. |
||||||
Знает последовательность ручной стирки. |
||||||
Стирает мелкие вещи руками. |
||||||
Различает обувь по назначению. |
||||||
Умеет шнуровать обувь. |
||||||
Умеет выбирать головные уборы по сезонам года. |
||||||
Следит за своим внешним видом. |
||||||
Питание. |
Знает и соблюдает основные правила правильного питания. |
|||||
Умеет делать бутерброд. |
||||||
Умеет варить яйца. |
||||||
Умеет заваривать чай. |
||||||
Сервирует стол к чаю. |
||||||
Выполняет технику безопасности при работе ножом. |
||||||
Выполняет санитарно- гигиенические требования при работе с продуктами. |
||||||
Семья. |
Знает и называет членов семьи. |
|||||
Уважительно относиться к взрослым. |
||||||
Соблюдает основные правила поведения в быту. |
||||||
Культура поведения. |
Знает и соблюдает правила поведения в школе. |
|||||
Следит за правильной осанкой. |
||||||
Знает основные формы приветствия. |
||||||
Знает формы прощания. |
||||||
Умеет правильно обращаться к сверстникам. |
||||||
Знает и выполняет правил ведения телефонных разговоров. |
||||||
Жилище. |
Знает основные части дома. |
|||||
Знает домашний адрес. |
||||||
Знает названия комнат и их назначение. |
||||||
Ориентируется в малом пространстве. |
||||||
Умеет определить своё рабочее место. |
||||||
Знает назначение основных школьных помещений. |
||||||
Ориентируется в школьном здании. |
||||||
Транспорт. |
Знает и различает городской пассажирский транспорт. |
|||||
Знает и соблюдает правила поведения пассажира в транспорте. |
||||||
Знает назначение светофоров. |
||||||
Различает автомобильный и пешеходный светофор. |
||||||
Умеет переходить дорогу по сигналу светофора. |
||||||
Ориентируется дорожной среде: тротуар, проезжая часть. |
||||||
Торговля. |
Знает назначение магазина. |
|||||
Определяет в помещении магазина работника-продавца. |
||||||
Использует в речи вежливые формы обращения к продавцу. |
||||||
Знает и выполняет основные правила поведения в магазине. |
||||||
Не умеет делать; Делает с помощью; Делает самостоятельно. |