Доклад «Создание благоприятного психологического климата в коллективе неслышащих школьников во внеурочное время»
Матыгулина Т.В.,
учитель начальных классов,
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Создание благоприятного психологического климата
в коллективе неслышащих школьников во внеурочное время
«….именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы»
А.С.Макаренко
Аннотация. В статье рассматривается эффективные способы формирования и поддержание психологического климата в классе. Психологический климат в классе –это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учёбы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.
Ключевые слова: социально-психологический климат, благоприятный климат, нездоровый психологический климат; факторы, способы психологического климата, гармоничное развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ученику.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.
Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми. [1]
Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые использую в своей деятельности, являются следующие:
создание условий для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
нахождение общих интересов, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
формирование традиций класса, участие в общешкольных традиционных делах;
создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества;
развитие эмпатийных способностей членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение. [4]
Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу. К факторам, которые влияют на психологический климат в детском коллективе, можно отнести: профессионализм учителя (теоретические знания, методическая подкованность, анализ личного опыта, тяга к профессиональному развитию, способность синтезировать знания из педагогики и психологии и применять их на практике); личные качества учителя (любовь к детям, открытость, чувство юмора, желание не только учить детей, но и учиться у них, быть для них наставником и другом, инициативность, творчество, гибкость, коммуникабельность);принятие учителем ответственности за психологический климат (педагог должен осознавать, что именно от его действий зависит эмоциональный комфорт класса и быть готовым к совместным действиям, которые смогут объединить детей, заинтересовать и будут стимулировать их к развитию).
Благоприятный психологический климат позволяет ребёнку, особенно младшему школьнику, лучше усваивать учебный материал, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребёнок чувствует поддержку учителя и других детей – именно тогда личность ребёнка может развиваться наиболее естественным и правильным путем.
Превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищённость, интерес, мобильность, инициативность,
Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, ребёнок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к педагогу и другим ученикам, может быть пессимистичным и ленивым. [2]
Умение создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в классе – это одна из профессиональных компетенций педагога, благодаря которой тот, как субъект профессиональной деятельности, может рационально использовать личностные ресурсы, оптимизировать внутренние и внешние энергетические затраты, увидеть потенциальные возможности учеников и помочь им раскрыться, создавать действенные модели для саморазвития. Если учебная деятельность и личные взаимоотношения учеников организованы правильно, то любые вопросы воспитания решаются легко. Сплочённый детский коллектив позволяет приобрести первый опыт межличностного общения, групповой работы и сотрудничества, социальной ответственности.
Главное, что должно характеризовать работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем, без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе.
Классному руководителю, воспитателю необходимо уделять достаточное количество времени и сил формированию психологического климата, знать и применять на практике способы его формирования и поддержания. Если классный руководитель уже завоевал авторитет среди учеников, то он вполне может регулировать, изменять и поддерживать комфортный для развития и продуктивной работы психологический климат.[3]
Для формирования и поддержания психологического климата, использую такие способы:
Работа с родителями:
проведение родительских собраний;
анкетирование в начале и конце учебного года («Отношение родителей к образовательному учреждению» (цель – узнать от родителей, как ребёнок чувствует себя в группе сверстников, каковы его интересы, желания, взаимоотношения с учителями, чему он научился на уроках в течение года, пожелания педагогу в его будущей работе, возможные формы сотрудничества семьи и школы, ответы и пожелания будут использованы для совершенствования педагогической работы вклассе и школе в целом, для создания атмосферы психологической защищенности; опрос проводится только анонимно, что исключает давление педагогов на родителей; «Интересы и увлечения вашего ребёнка» цель- выявить интересы и увлечения учащихся, возможности и условия их реализации);
изготовление буклетов по проблемам родительских собраний;
уголок для родителей (наглядно-педагогическая пропаганда);
общеклассные мероприятия (праздники, открытые мероприятия);
Проведение внеклассных мероприятий (классные, общешкольные, совместные с другим классом 4г («День именинника», «День матери», к 23 февраля, 8 марта, Новый год, Прощание с начальной школой).
Анкетирование учащихся (в начале учебного года «Игра – путешествие по морю любимых занятий» составлена профессором И.М. Витковской. Цель -определение интересов и потребностей младших школьников. На сладе море, постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое и интересное дело. Провожу эксперимент «Два домика» (социометрический эксперимент) по методике Я.Л. Коломинского. Цель - определение статусного положения детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков. Каждому из детей давалась следующая инструкция:
- Посмотри на эти домики. Представь, что красивый домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своего класса ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Напиши имена ребят по домикам (каждому ребенку предложили выбрать не более 3 детей в каждый домик).
После инструкции учащиеся записывали в домики, кого хотят взять к себе в красивый дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента просила ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов. Обработка данных: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Подсчитывание следующих данных:
количество положительных выборов (выборов);
количество отрицательных выборов (невыборов);
количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);
количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).
На основании данных определили статусное положение каждого ребёнка и распределили всех детей по условным статусным категориям:
I «Предпочитаемые» («лидеры») дети, получившие 6-7 выборов;
II «Принятые» дети, получившие 3-5 выборов;
III «Непринятые» дети, получившие 1-2 выбора;
IV «Изолированные» дети, не получившие ни одного выбора.
Вывод:
«предпочитаемых» детей не выявлено,
80% детей отнесено к категории «принятых»;
20% оказалось в категории «непринятых»;
«изолированных» не выявлено.
Цель для меня, как классного руководителя, хотелось бы понять и выявить основные причины категории «непринятых». Я считаю, что причинами являются: более высокий уровень интеллекта, наиболее высокие антропометрические параметры, нарушение поведенческого аспекта. В конце учебного года проведу контрольный эксперимент, сделаю окончательные выводы по эксперименту.
Совместная работа со специалистами школы: учителями слуховой работы, психологом, социальным педагогом, медицинским работником.
Участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня (в течение 4 лет сотрудничаем с всероссийским центром развития творчества «Жар – птица», с международным обществом детского и юношеского творчества «Моя первая рыба», с межрегиональный с международным участием конкурсе «Родник знаний», с межрегиональными, областными учреждениями).
Походы разных уровней: в лес, парк, цирк, театр и т.д.
Ведение «Портфолио», дневников наблюдений, паспортов здоровья, карт индивидуального развития.
Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. [1]
Электронные источники
https://e-koncept.ru/2013/13226.htm