Доклад «Создание благоприятного психологического климата в коллективе неслышащих школьников во внеурочное время»

0
0
Материал опубликован 26 June 2019 в группе

Матыгулина Т.В.,

учитель начальных классов,

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

Создание благоприятного психологического климата

в коллективе неслышащих школьников во внеурочное время

 

«….именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы»

А.С.Макаренко

Аннотация. В статье рассматривается эффективные способы формирования и поддержание психологического климата в классе. Психологический климат в классе –это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учёбы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.

Ключевые слова: социально-психологический климат, благоприятный климат, нездоровый психологический климат; факторы, способы психологического климата, гармоничное развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ученику.

 

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.

Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми. [1]

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

      Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые использую в своей деятельности, являются следующие:

создание условий для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

нахождение общих интересов, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

формирование традиций класса, участие в общешкольных традиционных делах;

создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества;

развитие эмпатийных способностей членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение. [4]

Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу. К факторам, которые влияют на психологический климат в детском коллективе, можно отнести: профессионализм учителя (теоретические знания, методическая подкованность, анализ личного опыта, тяга к профессиональному развитию, способность синтезировать знания из педагогики и психологии и применять их на практике); личные качества учителя (любовь к детям, открытость, чувство юмора, желание не только учить детей, но и учиться у них, быть для них наставником и другом, инициативность, творчество, гибкость, коммуникабельность);принятие учителем ответственности за психологический климат (педагог должен осознавать, что именно от его действий зависит эмоциональный комфорт класса и быть готовым к совместным действиям, которые смогут объединить детей, заинтересовать и будут стимулировать их к развитию).

Благоприятный психологический климат позволяет ребёнку, особенно младшему школьнику, лучше усваивать учебный материал, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребёнок чувствует поддержку учителя и других детей – именно тогда личность ребёнка может развиваться наиболее естественным и правильным путем.

Превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищённость, интерес, мобильность, инициативность,

Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, ребёнок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к педагогу и другим ученикам, может быть пессимистичным и ленивым. [2]

Умение создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в классе – это одна из профессиональных компетенций педагога, благодаря которой тот, как субъект профессиональной деятельности, может рационально использовать личностные ресурсы, оптимизировать внутренние и внешние энергетические затраты, увидеть потенциальные возможности учеников и помочь им раскрыться, создавать действенные модели для саморазвития. Если учебная деятельность и личные взаимоотношения учеников организованы правильно, то любые вопросы воспитания решаются легко. Сплочённый детский коллектив позволяет приобрести первый опыт межличностного общения, групповой работы и сотрудничества, социальной ответственности.

Главное, что должно характеризовать работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем, без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе.

Классному руководителю, воспитателю необходимо уделять достаточное количество времени и сил формированию психологического климата, знать и применять на практике способы его формирования и поддержания. Если классный руководитель уже завоевал авторитет среди учеников, то он вполне может регулировать, изменять и поддерживать комфортный для развития и продуктивной работы психологический климат.[3]

 

Для формирования и поддержания психологического климата, использую такие способы:

Работа с родителями:

проведение родительских собраний;

анкетирование в начале и конце учебного года («Отношение родителей к образовательному учреждению» (цель – узнать от родителей, как ребёнок чувствует себя в группе сверстников, каковы его интересы, желания, взаимоотношения с учителями, чему он научился на уроках в течение года, пожелания педагогу в его будущей работе, возможные формы сотрудничества семьи и школы, ответы и пожелания будут использованы для совершенствования педагогической работы вклассе и школе в целом, для создания атмосферы психологической защищенности; опрос проводится только анонимно, что исключает давление педагогов на родителей; «Интересы и увлечения вашего ребёнка» цель- выявить интересы и увлечения учащихся, возможности и условия их реализации);

изготовление буклетов по проблемам родительских собраний;

уголок для родителей (наглядно-педагогическая пропаганда);

общеклассные мероприятия (праздники, открытые мероприятия);

Проведение внеклассных мероприятий (классные, общешкольные, совместные с другим классом 4г («День именинника», «День матери», к 23 февраля, 8 марта, Новый год, Прощание с начальной школой).

Анкетирование учащихся (в начале учебного года «Игра – путешествие по морю любимых занятий» составлена профессором И.М. Витковской. Цель -определение интересов и потребностей младших школьников. На сладе море, постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое и интересное дело. Провожу эксперимент «Два домика» (социометрический эксперимент) по методике Я.Л. Коломинского. Цель - определение статусного положения детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков. Каждому из детей давалась следующая инструкция:

- Посмотри на эти домики. Представь, что красивый домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своего класса ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Напиши имена ребят по домикам (каждому ребенку предложили выбрать не более 3 детей в каждый домик).

После инструкции учащиеся записывали в домики, кого хотят взять к себе в красивый дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента просила ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов. Обработка данных: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Подсчитывание следующих данных:

количество положительных выборов (выборов);

количество отрицательных выборов (невыборов);

количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);

количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).

На основании данных определили статусное положение каждого ребёнка и распределили всех детей по условным статусным категориям:

I «Предпочитаемые» («лидеры») дети, получившие 6-7 выборов;

II «Принятые» дети, получившие 3-5 выборов;

III «Непринятые» дети, получившие 1-2 выбора;

IV «Изолированные» дети, не получившие ни одного выбора.

Вывод:

«предпочитаемых» детей не выявлено,

80% детей отнесено к категории «принятых»;

20% оказалось в категории «непринятых»;

«изолированных» не выявлено.

Цель для меня, как классного руководителя, хотелось бы понять и выявить основные причины категории «непринятых». Я считаю, что причинами являются: более высокий уровень интеллекта, наиболее высокие антропометрические параметры, нарушение поведенческого аспекта. В конце учебного года проведу контрольный эксперимент, сделаю окончательные выводы по эксперименту.

Совместная работа со специалистами школы: учителями слуховой работы, психологом, социальным педагогом, медицинским работником.

Участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня (в течение 4 лет сотрудничаем с всероссийским центром развития творчества «Жар – птица», с международным обществом детского и юношеского творчества «Моя первая рыба», с межрегиональный с международным участием конкурсе «Родник знаний», с межрегиональными, областными учреждениями).

Походы разных уровней: в лес, парк, цирк, театр и т.д.

Ведение «Портфолио», дневников наблюдений, паспортов здоровья, карт индивидуального развития.

Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. [1]

 

 

Электронные источники

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/07/08/formirovanie-blagopriyatnogo-psihologicheskogo

https://e-koncept.ru/2013/13226.htm

https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4139/

https://infourok.ru/organizaciya-sovmestnoy-deyatelnosti-detey-informirovanie-ih-o-hode-realizacii-sovmestnih-zadach-pooschrenie-aktivnosti-iniciati-980292.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации