Тренинговое занятие для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Тренинговое занятие для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
Передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
Содействие формированию позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Ход встречи:
Знакомство игра «Никто из вас не знает, что я или у меня…»
Просмотр видеоролика «Один день из жизни учителя»
- Вот какая насыщенная наша жизнь! Действительно, довольно часто наша профессиональная деятельность начинается задолго до первого звонка и заканчивается, когда за окном давно уже смеркалось. Но есть в этом и положительный момент – мы всегда в тонусе, мы востребованы, мы умеем все!
- А теперь давайте посмотрим на себя со стороны, внешне мы все разные, а как внутри? Экспресс диагностика
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
- Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и учимся в одной школе, в одном классе и поэтому… мы должны принимать друг друга такими как есть. И у каждого из вас разные интересы, способности, хобби
- Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, называется
«Аплодисменты»
Попрошу встать тех, кто умеет:
кататься на коньках;
умеет вязать;
вышивать;
сочинять стихи;
играть в футбол;
танцевать;
умеет водить машину;
играть в шахматы;
играть на гитаре;
рассказывать смешные истории;
умеет и любит петь (Остальные участники аплодируют)
- Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет на гитаре, кто-то любить плавание, но нам всем хорошо вместе, тем ценнее каждый из вас для коллектива.
Игра-разминка
Педагогам предлагается, стоя в кругу и бросая друг другу мяч, называть глаголы, характеризующие их деятельность.
Эта игра позволяет взглянуть на профессию педагога как с точки зрения качеств, которыми он обладает или должен обладать, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения.
Упражнение «Идеальный педагог». На листе бумаги записываются качества идеального педагога. Затем зачитываются вслух. Вопрос психолога: где и когда вы видели такого человека? Верно, идеальным педагогом стать очень сложно, но возможно.
Универсальный, просто блестящий совет А.С. Макаренко:
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
- Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
- В завершении тренинга, предлагаю вам взять по 3 листочка. Прочитайте позитивные установки на каждый день, которые вы можете себе внушать для уверенности в себе. Они действительно работают! Пусть каждому достанется именно то, чего не хватает!
Аффирмации для радостной жизни:
1. Я осознаю мощь настоящего момента.
2. Я всегда помню, что моя жизнь прекрасна, а сейчас особенно.
3. Я живу в настоящем. Я принимаю настоящее с любовью и благодарностью.
4. Я радостный и свободный человек.
5. Я люблю себя таким, какой я есть Здесь и Сейчас!
6. Я свободный от прошлого человек, я живу осознанно в настоящем!
7. Я извлекаю мудрые уроки из своего прошлого.
8. Я прощаю себя, людей и жизнь легко и осознанно.
9. Мне легко жить.
10. Мне легко изменить свое отношение к прошлым событиям.
11. Моя жизнь - счастье, радость, удача, успех.
12. Я наслаждаюсь настоящим и благодарю себя за прошлое, благословляю будущее.
13. Я ценю каждый миг между прошлым и будущим. Я живу в нем!
14. Я живу настоящим и планирую счастливое будущее.
15. Я свободен от жестких оценок себя и других.
16. Я допускаю возможность ошибки для себя и людей.
17. Я прощаю всех и благословляю за любой опыт!
18. Мне радостно жить в настоящем моменте!
19. Мое божественное начало так же прекрасно, как божественное начало любого живого существа!
20. Я принимаю себя и других с любовью и благодарностью в любой момент жизни -в прошлом, настоящем и будущем!
21. Я люблю себя и я люблю людей!
22. Я легко управляю потоком мыслей и осознанно выбираю тему размышления.
23. Я принимаю изменения в себе и других радостно и искренне.