Урок русского языка по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
Хайрутдинова Роза Тальгатовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Хасаншаихская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ.
Тема: Сложные предложения с различными видами связи.
Цели урока:
систематизация знаний по теме «Сложное предложение»;
формирование новых знаний о сложных синтаксических конструкциях;
Задачи урока:
знать орфограммы «-н- и –нн- в разных частях речи»,
уметь различать предложения по структуре и способам связи, объяснять постановку знаков препинания, составлять схемы предложений;
уметь работать с текстом;
научить использовать в речи подобные синтаксические конструкции; научить соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
развивать навыки самостоятельной деятельности; совершенствовать коммуникативные способности.
Урок получения новых знаний.
Презентация к уроку.
Ход урока.
Приветствие. Актуализация знаний.
- Какие виды сложных предложений используются в русском языке?
- Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения.
- Сегодня мы повторим наши знания, умения и навыки по теме «Сложное предложение», в то же время узнаем и новые сведения о сложных предложениях. Сначала повторим орфографию.
2. Словарный диктант « Орфограмма «–н- и –нн- в суффиксах разных частей речи»
Деревянный сруб, дерево срублено, ледяной дом, крашеный пол, некрашеные стены, построенный дом, ветреный день, выдуманная история, сваренный борщ, истинный друг, украшена рисунком, письмо написано, старинный дом, услышанный рассказ, книга прочитана. (Взаимопроверка по слайду)
3.Дополнить своими примерами. Структура ДЖОТ ТОТС
Каждый член команды берет 4 листочка бумаги, на каждом листочке:
Проговорите для членов вашей команды слово с одной –н- (для первой команды) и слово с –нн- (для второй команды) и запишите на одном листочке.
Положите на центр стола лицевой стороной вверх.
Повторите шаги 1-2, пока не используете все листочки.
Участник под номером 1 читает слова своей команды, обе команды проверяют.
4. Структура ТИК- ТЭК- ТОУ
Перемешайте и разложите листочки в формате 3х3.
Каждый член команды составляет сложное предложение, используя любые три слова с одной линии.
Участник под номером 2 читает предложение, и т. д. Выбирается лучшее предложение, учащиеся хлопают победителю.
В тетради записывают ССП, СПП, БСП, определяют вид СП, объясняют постановку знаков препинания. А теперь, ребята, запишем моё предложение.
День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато- оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.
Давайте подчеркнем грамматические основы, выделим простые предложения, укажем способы связи и определим вид сложного предложения, составим схему.
Это сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной, союзной подчинительной связью. Учитель сообщает, что такие сложные конструкции выражают сложные мысли. Они часто употребляются в научной речи, но возможны в публицистической и художественной речи. Использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
Итак, новая тема сегодняшнего урока «Сложные предложения с различными видами связи».
5. Упражнение 191.
Прочитайте выразительно текст. О чем в нем рассказывается? Сформулируйте главную мысль текста. Определите, как связываются предложения этого текста. Как называется такая связь?
( Текст о великом писателе Л. Н. Толстом. Он не только учит детей писать, но и развивает в них самостоятельность.
Предложения связываются с помощью местоимений, лексических повторов, такая связь называется цепной).
Письменное задание.
1 группа выписывает СПП с придаточным определительным, подчеркивает грамматические основы, составляет схему, указывает союз, аргументирует свой выбор.
(Был один случай, когда Лев Николаевич занимался со мной чтением вместе с другими ребятами).
2 группа выписывает СПП с придаточным изъяснительным, подчеркивает грамматические основы, составляет схему, указывает союз, аргументирует свой выбор.
( Он хотел, чтобы мы высказывались сами).
Все находят и выписывают СП с разными видами связи и аргументируют свой выбор.
(Не помню, что именно он говорил, но Лев Николаевич похвалил меня и сказал, что отвечал я правильно и искренне).
Все находят и выписывают предложение с несколькими придаточными и объясняют, какое подчинение придаточных здесь представлено.
(Лев Николаевич читал вслух свои произведения, чтобы мы говорили откровенно, что думаем о его вещах. Здесь представлено последовательное подчинение придаточных).
Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
(При этом он только отдельными словами, замечаниями подводил к правильному выводу, не высказывая до конца собственного).
6. На доске афоризмы Л. Н. Толстого. Нужно правильно проставить знаки препинания. Объяснить смысл высказывания.
«Доброта для души то же что здоровье для тела она незаметна когда владеешь ею и она дает успех во всяком деле».
(«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»).
«Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал».
(«Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал»).
«Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку на его нравственное самосовершенствование. »
(«Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку: на его нравственное самосовершенствование. »)
7. Как вы можете объяснить, что такое самосовершенствование?
Самосовершенствование – это (Учащиеся дают свои определения слову, своё понимание).
8. Д/з. Написать сочинение - рассуждение 15.3 «Что такое самосовершенствование?»
9. Итог. Рефлексия.
Сегодня я узнал.. Я уже знал, что …Было интересно.. Было трудно.. Я понял, что.. Я попробую… У меня получилось.. Я смог… Мне захотелось..
Екатерина