Конспект урока русского языка «Третье склонение имён существительных» (4 класс)
ПрезентацияODP / 3.9 Мб
ПрезентацияODP / 3.9 Мб
/data/files/x1749303065.odp (Презентация)
карточки к уроку(уровни)DOC / 19.5 Кб
/data/files/x1749303092.doc (карточки к уроку(уровни))
самостоятельная работаDOC / 14.5 Кб
/data/files/h1749303112.doc (самостоятельная работа)
работа в пареDOC / 14.5 Кб
/data/files/y1749303133.doc (работа в паре)
конспект урокаDOC / 43 Кб
/data/files/p1749303165.doc (конспект урока)Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания
Ход урока
I Организационный момент.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
-Ребята, давайте вспомним наше игровое приветствие пальчиками.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)
Девиз дня: «Ученику-удача, учителю-радость»
II Актуализация опорных знаний.
1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Имя существительное изменяется по … и …
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги
- На какие вопросы отвечает Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
III Определение темы и цели урока:
Постановка проблемы. Исследовательская работа
-Откройте тетради. Запишите число.
Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в 2 группы в зависимости от склонения.
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь,
капуста, помидор, малина, соль, блюдце.
1 скл. |
2 скл. |
улица |
дерево |
деревня |
лагерь |
капуста |
помидор |
малина |
блюдце |
(Проверяют на доске)
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
-Что вы заметили? (остались слова)
-Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
- Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).
-Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
- 3 склонение имён существительных.
2. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (познакомиться с третьим склонением).
- Будем учиться определять склонение у имён существительных с помощью алгоритма.
3.Открытие нового знания
-Запишите оставшиеся слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.
Помощь, тетрадь, соль.
- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?
Дочь, помощь, тетрадь, соль.
3 скл. -ж.р. нулевое окончание!
-Сколько склонений у имён существительных? (три)
V. Первичное закрепление УУД
Учитель.
Тему новую опять
Надо нам запоминать.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
Работа с учебником. С.96, упр 169
Произнесите слова. Запишите данные слова.
Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.
Укажите род этих слов, выделите окончания.
Прочитайте правило на с.97 вслух.
Релаксация. Физминутка.
Вы сказали, что вы дружные и умные, а значит внимательные. Сейчас мы с вами это проверим. (топают и хлопают в стиле футбольных фанатов)
Игра «Доскажи словечко»:
- Если я произнесу имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши;
если имя существительное 2 склонения – два притопа;
если имя существительное 3 склонения – присесть.
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
Его рукою не возьмёшь.
Кто же это? Это … (ёж) два притопа
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) присесть
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) хлопок
Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь) присесть
VI Работа в паре Составление алгоритма.
Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.
-Ребята , а если сущ. стоит в косвенной форме, например: от радости, то как определить склонение? Давайте вместе составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) Слайд 1
Перед вами красная карточка– Пользуясь алгоритмом, определите в паре склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.
Приближался к деревне (1 скл.),освещался солнцем (2 скл.),в снежную пыль (3 скл.).
Проверка по эталону. Слайд 2
VII. Включение нового знания в систему знаний.
-А теперь небольшая самостоятельная работа. Возьмите желтую карточку. Задание выполняем в тетради.
Определение склонений имён существительных
Самостоятельная работа в тетрадях Слайд 3
Запишите предложения. Определите склонение имён существительных
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.
Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга.Слайд 4
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.
-Перед вами лежит белая карточка.
-Возьмите карточку, прочитайте сначала задание, а потом выберете то задание, с которым вы лучше всего справитесь.
Оцените свою работу.Слайд 5, 6, 7, 8, 9.
IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель.
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
-Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)
X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-С каким склонением мы познакомились на уроке?
-Давайте повторим алгоритм определения склонения .
XII Информация о домашнем задании по выбору
Цель: дифференцируемый выбор.
1.Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря записать по 5 существительных 1, 2, 3 склонения.
2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить упр. 173с. 98
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»
Вы получили новое знание, и я рада за вас.