План урока по русскому языку в 4 классе «Правописание имён существительных третьего склонения»

0
0
Материал опубликован 13 November 2020

Русский язык. 4 класс

Тема: Повторяем правописание имён существительных третьего склонения.

Цель:

Формирование умения определять тип склонения имён существительных;

Совершенствование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных.


Задачи:

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение видеть ошибку; умение оценивать свои ответы и ответы других учащихся.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

Формироватьумение слушать и понимать задания учителя; вступать в диалог; общение при работе в парах, умение оценивать себя, работу в паре;

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся определять тип склонения имён существительных и правильно писать окончания имён существительных.

Тип урока: урок повторения материала.

Основные методы-объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная, работа в паре,дифференцированная работа, диалог.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник, тетрадь, лист самооценки, карточки.



План урока

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Учебная деятельность учеников

Орг. момент.


Проверка готовности к уроку.

-Улыбнёмся друг другу, настроимся на работу, откроем ладошки к новым знаниям и произнесём фразу : «Хочу много знать!»

Отметьте при помощи фигурки человечка своё настроение, с которым вы пришли на урок.

Оформление рабочей записи.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Настрой на учебную деятельность.




Запись в тетради числа, классная работа.

Работа над

каллиграфией



- Сегодня мы будем отрабатывать написание строчной буквы д

1.Анализ элементов буквы.

2. Анализ соединений.

3. Показ учителем слов дочь, дочка, доченька.

4. Чтение и запись слов.

5.Выделите орфограмму.


Списывание образца с доски.

Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограммы.


Словарная работа

Вставьте пропущенные буквы. Назвать орфограммы.

хотник, т…йга, а...етит,шо…е,иску…тво,кро…ворд, а…ея.

Запишите ещё два слова с удвоенными согласными. Проверка по образцу

Дети вставляют пропущенные буквы, находят орфограммы.

Повторение окончаний имён существительных 1и 2 склонения.

- Соберите предложение. Определите существительные, выделите окончания, обозначьте склонение. Работа в паре.

В сентябре краснеет листва у рябины..

Шли мы с мамой по парку.


Дети составляют предложение.

Проверка.

Актуализация имеющихся знаний.

Постановка цели урока.



Найти имена существительные в предложении. Определить падеж у слов по улице, по площади.

Машина едет по широкой улице и по красивой площади. (Д.п.)

-Почему падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны? Какова цель сегодняшнего урока?

- Падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны, потому, разные склонения.





Ответыучащихся.Дети формируют цели и задачи урока.


Изучение нового материала.

Решение проблемы.


Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации.



На слайде слова:

Конь, вода, Юра, земля, печь, море, тётя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.













Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)



(Вода, земля)




(Юра, дядя)


(Стол, конь)


(Окно, море)

-существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце.

-по роду и окончанию

- с помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

Физминутка

Выполнение упражнений для глаз

Дети повторяют за учителем

Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного 3 склонения



- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Образец рассуждения

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

-Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Определить род.

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.


Первичное закрепление.

Воспроизведение

изученного

материала.



Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: дед, дедушка, мама, дочь, яблоко, ягода, класс, лошадь, конь, книга, заяц,пони

Для определения склонения используют веер.





Работа по учебнику(с.24, упр.2)

Работа в паре. Выпишите словосочетания с существительными 3 склонения .Проверка по шаблону

Дети выписывают словосочетания.

Разноуровневая самостоятельная работа.


- Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках.

1 группа: Запиши слова в 3 столбика:

акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус.

2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения.

Взаимопроверка. Проверка с помощью сканера по одной работе каждого варианта.

Анализ ошибок.

Самостоятельная работа с последующий проверкой (раздаточный материал), анализ допущенных ошибок.

1 группа: Запиши слова в 3 столбика:

Акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус.

2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения.

Итог урока.




- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

Повторите алгоритм, по которому вы будете работать дома.

Существительное улица-первого склонения, существительное площадь- третьего склонения.


-Чтобы правильно писать окончания существительных.

Рефлексия

учебной деятельности на уроке



Систематизация знаний на уроке.Дом задание. Упр.1, с. 23

Дети подводят итоги своей работы на уроке, Используется оценочный лист.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации