План урока по русскому языку в 4 классе «Правописание имён существительных третьего склонения»
Русский язык. 4 класс
Тема: Повторяем правописание имён существительных третьего склонения.
Цель:
Формирование умения определять тип склонения имён существительных;
Совершенствование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи:
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение видеть ошибку; умение оценивать свои ответы и ответы других учащихся.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные УУД:
Формироватьумение слушать и понимать задания учителя; вступать в диалог; общение при работе в парах, умение оценивать себя, работу в паре;
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся определять тип склонения имён существительных и правильно писать окончания имён существительных.
Тип урока: урок повторения материала.
Основные методы-объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная, работа в паре,дифференцированная работа, диалог.
Оборудование: ноутбук, экран, учебник, тетрадь, лист самооценки, карточки.
План урока
Этап урока | Ход урока Деятельность учителя | Учебная деятельность учеников |
Орг. момент. | Проверка готовности к уроку. -Улыбнёмся друг другу, настроимся на работу, откроем ладошки к новым знаниям и произнесём фразу : «Хочу много знать!» Отметьте при помощи фигурки человечка своё настроение, с которым вы пришли на урок. Оформление рабочей записи. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Настрой на учебную деятельность. Запись в тетради числа, классная работа. |
Работа над каллиграфией | - Сегодня мы будем отрабатывать написание строчной буквы д 1.Анализ элементов буквы. 2. Анализ соединений. 3. Показ учителем слов дочь, дочка, доченька. 4. Чтение и запись слов. 5.Выделите орфограмму. | Списывание образца с доски. Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограммы. |
Словарная работа | Вставьте пропущенные буквы. Назвать орфограммы. …хотник, т…йга, а...етит,шо…е,иску…тво,кро…ворд, а…ея. Запишите ещё два слова с удвоенными согласными. Проверка по образцу | Дети вставляют пропущенные буквы, находят орфограммы. |
Повторение окончаний имён существительных 1и 2 склонения. | - Соберите предложение. Определите существительные, выделите окончания, обозначьте склонение. Работа в паре. В сентябре краснеет листва у рябины.. Шли мы с мамой по парку. | Дети составляют предложение. Проверка. |
Актуализация имеющихся знаний. Постановка цели урока. | Найти имена существительные в предложении. Определить падеж у слов по улице, по площади. Машина едет по широкой улице и по красивой площади. (Д.п.) -Почему падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны? Какова цель сегодняшнего урока? | - Падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны, потому, разные склонения. Ответыучащихся.Дети формируют цели и задачи урока. |
Изучение нового материала. Решение проблемы. Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации. | На слайде слова: Конь, вода, Юра, земля, печь, море, тётя, стол, окно, степь. - Прочитайте слова, найдите общее. - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания: - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? - По каким признакам мы сгруппировали существительные? - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению. | Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже) (Вода, земля) (Юра, дядя) (Стол, конь) (Окно, море) -существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце. -по роду и окончанию - с помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. |
Физминутка | Выполнение упражнений для глаз | Дети повторяют за учителем |
Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного 3 склонения | - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Образец рассуждения Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения. | -Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. |
Первичное закрепление. Воспроизведение изученного материала. | Упражнение в определении склонения имен существительных. Определите склонение следующих существительных: дед, дедушка, мама, дочь, яблоко, ягода, класс, лошадь, конь, книга, заяц,пони | Для определения склонения используют веер. |
Работа по учебнику(с.24, упр.2) | Работа в паре. Выпишите словосочетания с существительными 3 склонения .Проверка по шаблону | Дети выписывают словосочетания. |
Разноуровневая самостоятельная работа. | - Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. 1 группа: Запиши слова в 3 столбика: акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус. 2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения. Взаимопроверка. Проверка с помощью сканера по одной работе каждого варианта. Анализ ошибок. | Самостоятельная работа с последующий проверкой (раздаточный материал), анализ допущенных ошибок. 1 группа: Запиши слова в 3 столбика: Акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус. 2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения. |
Итог урока. | - Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания? - С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? Повторите алгоритм, по которому вы будете работать дома. | Существительное улица-первого склонения, существительное площадь- третьего склонения. -Чтобы правильно писать окончания существительных. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Систематизация знаний на уроке.Дом задание. Упр.1, с. 23 | Дети подводят итоги своей работы на уроке, Используется оценочный лист. |