Материал к уроку русского языка в 4 классе «Три склонения имени существительного»
ПриложениеDOCX / 16.25 Кб
/data/files/f1683884983.docx (Приложение)Тип урока: открытие нового знания.
Цель: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных.
Задачи:
– актуализировать знания обучающихся об имени существительном;
– сформировать у обучающихся представление о трёх типах склонений имён существительных;
– формировать первоначальные умения определять склонение имён существительных по роду и окончанию;
– развивать внимание, умение анализировать, группировать и делать выводы;
– воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе, прививать уважение и интерес к предмету.
Формируемые УУД
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации;
– анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
– подведение под понятие, выведение следствий.
Регулятивные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
– умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Подготовка: обучающиеся рассаживаются по группам (6 групп по 4 человека), дополнительно класс делится на две дифференцированные группы (номер группы за спинкой стула).
Справа от доски композиция Урок сопровождается демонстрацией слайдов.
Ход урока
1 СЛАЙД.
Орг. момент.
Я очень рада войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда — сиянье ваших добрых глаз.
Я знаю — каждый в классе — гений.
Но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
Планирование предстоящей деятельности.
— Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (На столе у каждого ученика карточка «Тучка-солнышко»)
2 СЛАЙД.
—Девизом нашего урока будет пословица: Ученье — путь к успеху.
3 СЛАЙД.
— Предлагаю нам спланировать свою работу на уроке. Определите последовательность этапов урока. (На доске план урока в неверной последовательности)
Повторяем, что мы знаем об имени существительном.
Формулируем тему и цели урока.
«Открываем» тему урока.
Применяем новые знания.
Подводим итог.
— Обратите внимание, Я приготовила вам необычные листы-самооценки. Это зачётные книжки, как у студентов.
№ | Этапы работы | Оценка |
1 | Повторяем, что мы знаем об имени существительном. Формулируем тему и цели урока. | |
2 | Открываем» тему урока | |
3 | Применяем новые знания. | |
4 | Подводим итоги. (Оцени себя за весь урок) | |
«5» — успешно справился с заданием, «4» -хорошо справился с заданием, немного затруднялся, «3» — испытывал много трудностей, «2» — ничего не смог выполнить. |
- Откройте их, посмотрите — вы будете оценивать себя на каждом этапе работы. Отложите их на край стола.
— Прошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.
— Запишите каллиграфически правильно и аккуратно наш девиз урока. Подчеркните орфограммы.
4 СЛАЙД.
— Какие орфограммы встретились в словах? ( Мягкий знак показатель мягкости, разделительный мягкий знак)
- Давайте вспомним правило, когда пишем разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И)
Актуализация знаний и постановка темы и целей урока.
— Работаем по плану.
— Повторяем то, что нам уже известно об имени существительном.
— Назовите имена существительные в пословице
— Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.
Для этого поработаем в больших группах по вариантам.
— Первый вариант — ваше задание на доске ( стоять за стеной ) Морфологический разбор имени существительного. Один ученик делает за створкой доски.
Схема разбора имени существительного (Морфологический разбор) | |
Назови часть речи | |
Начальная форма ( в И.п. в ед.ч) | |
Постоянные признаки: | |
Собственное или нарицательное | |
Одушевленное или неодушевлённое | |
Род | |
Склонение | |
Непостоянные признаки: | |
падеж | |
число | |
Член предложения |
— Второй вариант работают со мной по слайду.
5 СЛАЙД.
Имя существительное – это_____, которая обозначает ______, отвечает на вопросы_________.
Имена существительные бывают _____,_______и_____ рода. Бывают ______и______(одуш.и неодуш.) Изменяются по _____и______. (числам, родам, падежам)
В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на три ………..
— Что вы видите на слайде? Какую работу мы можем выполнить? Выполняем.
— Какое предложение мы не смогли закончить? Почему?
— А что из этой фразы мы узнали? (Что есть ещё какие- то три группы имен существительных) — Давайте проверим, как справились первые номера.
— Почему поставил вопрос? (мы не смогли определить склонение имен сущ.) Почему не смогли?
— Можно объединить две проблемы в одну? Попробуйте продолжить последнюю фразу на экране.
6 СЛАЙД.
— Сформулируйте тему урока. (Три склонения имён существительных)
- Сформулируйте задачи и цель урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных.)
— Где можно проверить правильность поставленной темы урока?
— Откройте учебник. Правильно мы сформулировали тему урока?
— Оцените свою работу на зачётном листке за данный этап.
Физминутка.
Совместное «открытие» знания . Работа по учебнику.
1)- Проведем исследовательскую работу в группах . (Раздаю таблицы для исследования)
Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении. Определить род существительных каждой группы.
1группа: лиса, папа.
2 группа: окно, волк.
3 группа: пыль, мышь.
ПРОВЕРКА 7 СЛАЙД.
- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.)
- Какого рода имена существительные каждой групп? (1 группа мужского и женского, 2 группа мужского и среднего, 3 группа женского рода)
Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Оценивание на листе достижений.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три.)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.)
2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. 8 СЛАЙД.
- Сейчас вы будете работать в группах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных | |
Капля, братишка, дядя, зима. | |
Вопросы | Ответы |
К какой части речи относится? | |
В какой форме эти существительные? | |
Определите число, падеж | |
Определите род | |
Выделите окончания |
8 СЛАЙД. Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).
- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.
2. Работа с учебником. 9 СЛАЙД
-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).
-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).
Оценивание на листе достижений
Физминутка
IV. Применение опорных знаний.
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ. Встаньте, пожалуйста. Я буду назвать вам слова, если вы слышите слово 1-ого склонения хлопайте в ладоши 1 раз.
Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.
-Мы открыли новое знание? Молодцы! Оцените свою работу на зачётных листах.
V. Закрепление новых знаний.
1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
Например: Сельдь – селёдка, метель, ночь, цепь, кость, ель.
8 слайд (Проходит проверка, оценивание)
IX. Подведение итогов урока
Теперь давайте вернемся к началу урока:
1. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
Оцените себя на последнем этапе урока.
Поднимите руки, кто испытывал трудности и ничего не смог выполнить на уроке.
Поднимите руки те, кто успешно справился с заданиями, кто хорошо справился с заданием .
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!!!
Ирина Владимировна Казарцева
Файзрахманова Дина Равилевна