Разработчик:
логопед МБДОУ № 14
Варивода Карина Венадиевна
Паспорт проекта
2. Описание идеи проекта
2.1. Нормативно-правовое обоснование
Проект составлен в соответствии с федеральными и региональными документами, указывающими на становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному образованию:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08–10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее - План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)
Приказ министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08–5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательною деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрированного в Минюсте РФ от 12.05.2014 № 3220, вступил в силу 27.05.2014)
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр «Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года» (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 158-пр).
2.2. Актуальность проекта
Разработка проекта обусловлена изменениями приоритетов государственной политики в области воспитания, заключающиеся в создании условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.
Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. Развитие воспитания в системе образования предполагает развитие форм включения детей в физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
В системе образования важную роль играет использование здоровьесберегающих технологий. В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Использование здоровьесберегающих технологии в работе с детьми с ОВЗ позволяет решить несколько задач: способствует повышению речевой активности; развивает речевые умения и навыки; снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; активизирует познавательный интерес; улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Выявлены особенности физического развития детей - логопатов: нарушение дыхания и голосообразования; нарушения общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; нарушение темпоритмической организации движений.
В связи с этим, использование здоровьесберегающих технологий, как специально организованное взаимодействие детей и педагогов - это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В работе используются следующие группы приѐмов:
защитно-профилактические;
компенсаторно - нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж, психогимнастика);
стимулирующие (приемы психотерапии);
информационно-обучающие (для педагогов и родителей).
Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует физическому, психическому, личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
2.3. Цель проекта
Развитие компенсаторных возможностей детей с ОВЗ посредством приобщения к здоровому образу жизни.
2.4. Задачи проекта
Способствовать коррекции речи воспитанников, средствами здоровьесберегающих технологий.
Создать условия для развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и возможностей
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни: выработать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
Обобщить и расширить знания о здоровом образе жизни;
Приобщить к общечеловеческим ценностям.
2.5. Новизна проекта
Использование инновационных технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОНР.
3. Описание механизма реализации проекта
3.1. Участники, партнеры проекта
Логопед МБДОУ № 14 К.В. Варивода, воспитатели МБДОУ № 14 С.Л. Коваль, О.Г. Вдов, музыкальный руководитель Е.А. Фурлетова, воспитанники логопедической группы, родители обучающихся.
3.2. Структура, элементы реализуемого проекта
1. Обоснование актуальности проекта и его новизны.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Ожидаемые результаты, продукты, эффекты проекта.
5. Индикаторы проекта.
6. Механизм реализации проекта
7. Ресурсная база проекта.
8. Этапы реализации проекта.
9. Перспективы развития проекта.
4. Описание ресурсной базы
4.1. Успешный опыт (предыдущая деятельность по направлению)
Воспитатели имеют большой опыт работы с детьми-логопатами. Воспитатели логопедической группы, под руководством логопеда, музыкальный руководитель используют здоровьесберегающие технологии, решают коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагоги направляют свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Сроки |
Мероприятия |
Исполнители |
1 этап. Организационный (подготовительный) |
||
10.01.2017 – 10.02.2017 |
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» Мониторинг по областям «Физическое развитие», «Речевое развитие» |
Воспитатели логопедической группы, логопед |
2 этап. Основной. |
||
11.02.2017 - 11.12.2017 |
НОД по расписанию образовательной деятельности. Дополнительное образование в кружке «Волшебный завиток» 1 раз в неделю. Спортивная игра «Зарница». Работа по физическому развитию в режимных моментах, в совместной с воспитателем деятельности и в самостоятельной деятельности: Закаливающие мероприятия Гимнастика после сна Логоритмика Логопедические гимнастики Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Участие в внутрисадовских и районных спортивных состязаниях. Летний спортивный праздник День Нептуна. Чтение литературы, заучивание пословиц и поговорок о здоровом образе жизни. Работа с родителями. Тематические родительские собрания: «Гиперактивный ребенок в семье», «Растим детей здоровыми» Буклет «Что должен знать ребенок, чтобы защитить себя», «Режим дня» Памятки для родителей «Делаем артикуляционную гимнастику», «Физическое развитие будущего первоклассника» Информационный стенд «Здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома». Конкурс рисунков «ЗОЖ» |
Воспитатели логопедической группы, логопед, музыкальный руководитель. |
3 этап. Анализ работы. Подведение итогов. Презентация проекта. |
||
20.12. 2017. |
Фотоотчет об итогах реализации проекта. Выступление на педсовете, защита проекта |
В ДОО созданы условия для полноценного развития детей. Работа педагогов направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, предметно-пространственная организация среды ДОО соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Организация и расположение предметов развивающей среды, мебели отвечают возрастным особенностям и потребностям детей, требованиям техники безопасности.
В логопедической группе имеются условия для самостоятельных, активных и целенаправленных действий детей во всех видах деятельности: игровой, интеллектуальной, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной. В группе есть достаточное количество игрушек, разнообразного материала для развивающих игр и занятий, настольно-дидактических игр.
4.3. Информационно - методическое обеспечение (в том числе с указанием сайта с размещенной информацией о проекте)
Сайт МБДОУ № 14 svg14.detsad14.ru
http://svg14.detsad.27.ru/?page=70
5. Критерии эффективности.
1. Улучшение соматических показателей здоровья.
2. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей. У дошкольников повысится на 10 % уровень развития крупной и мелкой моторики.
3. Сформированность гигиенической культуры
4. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
5. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
6. Улучшатся на 5 % коммуникативные способности детей.
6. Планируемые результаты, продукты, эффекты, проекта
Разработана система здоровьесберегающей работы с воспитанниками с ОВЗ.
Дополнена развивающая среда здоровьесберегающими материалами и оборудованием.
Создан банк данных методических материалов в рамках реализации проекта.
Разработаны и созданы портфолио результативности обучающихся с ОНР.
7. Этапы реализации проекта.
Перспектива развития проекта.
Проект «Путь к здоровью» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогов, работающих с обучающимися с ТНР. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношений педагогов с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в группе по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Список использованных источников
www.edu27.ru Министерство образования Хабаровского края minobr.khb.ru
1. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12,2004.
2. Борисова Е.Б. Система организации физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками.Волгоград: Панорама,2006.
3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:Пособие для родителей и воспитателей.2е изд.М.:АРКТИ,2003.
4. Голицына Н.С., Шумова И. М.Воспитание основ здорового образа жизни у детей. Москва 2010.
5. Гладкова Ю. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования //Ребенок в д/с №4,2006.
6. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание №6,2005.
7. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.:ЛинкаПресс,2001.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.М.:Сфера,2005.
9. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ №1,2006.
10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М.:ВАКО,2005.
11. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности ДОУ: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ АРКТИ, 2004.
12. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ №7,2006.
13. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей /М.: Мозаика Синтез,2000. – 256с.
14. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Москва 2013.
12