Из опыта работы учителя биологии
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
В настоящее время происходит переход на новые технологии обучения и стандарты в связи с изменениями условий существования и развития общества, требующих новых подходов к образованию.
По словам философа и педагога Джона Дьюи «Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся.
Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся. Большую помощь в этом оказывает применение современных педагогических технологий, изучению и применению которых и был посвящен межаттестационный период. В условиях реализации требований ГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Арт-технология
Технология визуализации учебного материала
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Выбор технологии зависит от целей урока, уровня подготовленности обучающихся, их образовательных возможностей и возрастной категории.
В своей работе я использую:
Информационно – коммуникационную технологию. Ее цель - формирование умения работать с информацией, компьютерной техникой; оптимизация учебного процесса; развитие исследовательского интереса; подготовка личности «информационного общества».
Так, в урочной деятельности обучающиеся готовили мультимедийные презентации. Во внеклассной работе эта технология реализуется в подготовке обучающихся к интернет-конкурсам и онлайн-олимпиадам.
Технология развития критического мышления. Цель технологии - научить самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, т. е. развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Основные методические приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках биологии, это:
Синквейн
«Ромашка вопросов»
«Корзина идей»
«Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
«Толстый и тонкий вопросы»
Во внеурочной деятельности основной формой является эссе.
Проектная технология. Цель технологии заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Овладение обучающимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность учебной деятельности; реализации творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии. Цель технологии - сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитания у учащихся культуры здоровья. Реализуется в виде релаксации, физминуток, упражнений для глаз.
Групповые технологии. Цель технологии - создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Технология визуализации учебного материала. Цель технологии - графически представить идеи, концепции, состоящие из ключевых тем. Представлена:
кластерами
фишбоуном
ментальными картами
Технология интегрированного обучения. Цель технологии - повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока; органичная связь и рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; активное познание окружающей действительности, осмысление и нахождение причинно-следственных связей, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей. Были проведены интегрированные уроки и внеклассные мероприятия 9 класс «Биохимия любви» (биология+литература), 8 класс «Алгоритм Цицерона» (биология+информатика), 9-11 классы «Что?Где?Когда?» (биология+география).
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - в конце XIX века русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя.
В стремительно меняющемся мире педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам умение учиться. Лучший пример для подражания – это личный пример, поэтому учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Современный учитель находится в поиске новых методов, технологий, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для развития детей.
Школа – это цветущий сад, где много самых разнообразных цветов и каждый бутон раскрывается по-своему, каждый несет в себе индивидуальную красоту, свой потенциал, свой успех, свой талант. Применение и сочетание различных технологий позволяет развивать интерес у обучающихся к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, мероприятиям, конкурсам, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу.