12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касьянова Зоя Владимировна60
Стаж работы более 30 лет
Россия, Омская обл., Омск

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики и математики МКОУ «Желанновская СШ» Касьяновой Зои Владимировны.

«Инновационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения ».

Учителем физики работаю в данной школе с 1983 года. Общий педагогический стаж составляет 37 лет, стаж работы в данной школе – 36лет, 1 квалификационная категория.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физике использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному обучению. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.



Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность педагогического опыта учителя (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

Задача любого педагога — пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках физики. Реализация в России государственных программ «Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса — учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности , также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Наличие теоретической базы опыта:

С 2010 года я работаю над проблемой: «Инновационные методики в процессе обучения физике учащихся в условиях личностно — ориентированного обучения»

Уроки физики планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю 9 класс, 2-х часовая нагрузка 7, 8, 10, 11классах. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных учебных ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физики, разъясняю при этом важность регулярных и систематических выполнений различных заданий по физике. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.

В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М.Фридман, В.И. Маху и др.), технология блочно – модульного обучения (М.А. Чошанов, П.Я. Юцявичене и др). “Личностный подход в обучении (Афанасьева Н.А.), “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока” (Лукьянова М.И.); познакомилась с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В.,) Также использую литературу: Журнал «Физика в школе»

Методику коллективного способа обучения разработал и применил на практике А. Г. Ривин. Суть его в следующем. Ученики работают в парах. Состав пар постоянно меняется: каждый по очереди работает со всеми учащимися класса или группы, каждого при этом обучали, чему-то у каждого учились. Если же брать всю группу, то все работают с каждым и работают индивидуально. Изучив эту методику, я применяю ее на практике.

С первых уроков я объясняю ученикам, как работать с учебником, где находятся оглавление, предметно-именной указатель, вопросы для самоконтроля, где расположены домашние задания, ответы к упражнениям, примеры решения задач. На каждом уроке ученики самостоятельно переписывают определения из учебника, зачитывают ответы на заданные вопросы. Постоянно учатся поиску необходимой информации. Конечно, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Тот, кто нашел информацию раньше, называет страницу, абзац.

Как правило, ученики сидят за партами парами, так что деление класса уже проведено. Если учеников не рассаживать, то они сами выбирают места в классе по уровню самооценки, по отношению к предмету, к учителю, по уровню готовности к уроку. Некоторые пары меняют местоположение в классе при повышении уровня своих знаний, обычно пересаживаются ближе к доске, другая группа учащихся не меняет своего положения, не желает повышения уровня знаний или их устраивает выбранный уровень обучения. Наблюдая за перемещениями учащихся по кабинету, можно легко определить уровень подготовки к уроку.

Обычно ученики создают равные по знаниям пары. Целесообразно составлять пары из сильного и слабого ученика. Сильный ученик должен сидеть слева от товарища, потому что левая рука мешает прочитать написанное. Таким образом, сильный ученик, играя роль наставника и объясняя материал своему «напарнику», с одной стороны помогает ему, а с другой стороны, еще раз повторяет тему. Говорят, человек лучше всего понимает что-либо, если сам объяснит это другому .

Пары на уроках физики используется в основном при выполнении лабораторных работ, но возможны и другие варианты.

Решение задач возможно в парах. Чтобы решить задачу её нужно запомнить. В процессе решения ученики обсуждают его между собой, что так же способствует улучшению качества знаний. Я использую карточки, содержащие одновременно два варианта, но на первом этапе одна из задач в обоих вариантах совершенно одинаковая. Она может быть расположена под одним номером или под разными номерами, но ученики привыкают прочитывать все задачи, учатся определять уровень сложности, выбирать для решения наиболее легкую задачу, контролируют прохождение материала. В следующий раз я составляю по три задачи в каждом варианте подобные тем, что мы решали в классе, изменив числовые значения, остальные задачи — повышенной сложности. Ученики могут решать задачи по аналогии, по одним и тем же формулам, при выполнении растет уверенность каждого ученика, возрастает самооценка. В дальнейшем в задания добавляю одну - две задачи на повторение и одну задачу опережающего характера. В классе всегда есть группа учеников, которые могут решить задачу опережающего характера. Иногда задачи снабжаю ответами. Ученики постоянно работают над скоростью выполнения задач. За урок решаем от четырёх до шести задач. При решении у доски, когда выполняю расчеты, намеренно допускаю ошибки, чтобы ученики не привыкали списывать решение с доски, проверяю решение у каждого ученика, отмечаю ошибки, но не исправляю их. У каждого ученика на парте должен быть черновик.

Презентация6,7,

Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи в моей работе является парное и групповое обучение.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Презентация 11,12,13

Видео ролик 67

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий.





Проблемно-поисковое обучение.

Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Видео ролики 2121 и 98, презентация 4,5

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология использования игровых методов.

На своих уроках в 7-8 классах я широко применяю дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Я использую их на разных этапах урока. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, школе проходят предметные недели. Учащиеся 7 — 8-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.

Презентация 9,10

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-соревнования, уроки-состязания, КВН, »Я юный физик»

В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления .

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках физики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, проектов.

Для меня компьютер на уроке — это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам.

Также на своих уроках использую Интернет.

Здоровье сберегающие технологии обучения.

Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкультминуток. Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Применяю также и физкультминутки с включением упражнений для глаз. Они обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление

Модульно-рейтинговая технология.

Модульно-рейтинговая технология позволяет привить интерес к предмету физика в начале обучения.

Средством модульного обучения служат учебные модули. Модулем может считаться также программа обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу обучения. Отличительная черта этих разработок заключается в том, что модульные курсы направлены на компетентный подход в обучении. Компетентностью принято называть выполнение работы на определенном уровне.

Рейтинговая система контроля (100-бальная) учитывает всю активную деятельность обучения. Применение рейтинговых систем позволяет использовать принцип систематического контроля знаний и умений и индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию»

Я применяю элементы из этой методики вот так.

В течение первой четверти ребята получают оценки только за лабораторные работы и контрольные. Остальные работы: (устная работа, презентация, сообщение, домашняя работа, диктант, эксперимент) оцениваются баллами. После каждого урока заработанные жетончики прикрепляются на экран достижения. Чем больше баллов набирает учащийся, тем лучше оценку получает за четверть.

Презентация 16,17,18

Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении физики и математики, повышают познавательный интерес к предмету.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к физике. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровье сбережения детей. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться владеть фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие.

Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем физическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к физике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по физике, в физических викторинах, в выпуске физических газет, сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных физических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой физике и в дальнейшем поступлению в вузы.

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. На своих уроках развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки.

В настоящее время на уроках физики использую такие средства ИКТ: «Физика». 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия»,видео ролики. Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

-научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

-повысить качество знаний учащихся. Использование данной методики за три учебных года способствовало:

- повышению качества усвоения знаний по физике школьниками до 62 %;

- развитию самостоятельности;

- повышению их творческой активности.

Результативность применения данной проблемы проявляется:

- в результатах итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;

- в участии детей в предметных олимпиадах;

- при поступлении в учебные заведения.



Презентация и видео ролики прилагаются.



Опубликовано


Комментарии (1)

Сорокина Светлана Валерьевна, 17.11.20 в 18:36 0Ответить Пожаловаться
Презентация и видео ролики прилагаются.
А где они?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.