Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Труд и право»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Падунская средняя общеобразовательная школа
имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова»
(МАОУ «Падунская СОШ»)
Конспект урока обществознания в 9 классе
с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки
по теме «Труд и право»
Вальтер Надежда Константиновна,
учитель истории и обществознания
Эпиграф.
«Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды»
Вольтер
Цели:
Дидактическая:
Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека. Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы «Труд и право».
Образовательная: Закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, используя нормативно-правовые акты. Актуализировать знания о порядке приёма на работу
Развивающая: Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации человека.
Воспитательная: Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга (слайд 2)
Основные понятия: Право, отрасли права, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, трудовой договор, работодатель работник, безработный, отрасли права (слайд 3)
Тип урока: Урок - практикум.
План урока
Трудовое право.
Источники трудового права
Трудовые отношения в документах.
Трудоустройство.
Безработица
Ход урока:
I, Организационный момент
Актуализация знаний:
Учитель, сообщая цель урока, Этот урок поможет ребятам уточнить знания о труде, стать более уверенным в том, что ни один работодатель их не обманет.
Работа с эпиграфом:
Формирование эмоционального настроя: «Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер) (слайд 4)
Высказывания учеников:
- О значении труда как деятельности.
II. Закрепление изученного на предыдущем уроке.
1. Право. Отрасли права.
Учитель: - Что такое право? (уточнить признаки права) (слайд 5)
Труд – понятие, которое входит в систему правовых отношений.
- Какие отрасли права известны?
Предлагается выполнить задание: «Вставьте пропущенные термины», проверить его выполнение. Закрепить названия отраслей права и их характеристики (слайд 6-7).
1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует __?_ право.
2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает ___?__ право.
3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает ___?__ право.
4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует __?__ право.
5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет __?__ право.
III. Основная часть урока. Изучение нового материала.
Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Труд и право»
Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)
Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока (слайд 8)
УТВЕРЖДЕНИЕ |
ДО |
ПОСЛЕ |
По статье Конституции 37, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию |
||
По статье Конституции 37, принудительный труд разращён |
||
По статье Конституции 37, Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск |
||
Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет. |
||
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. |
1.Трудовое право
- Работа с картиной Моисея Спиридонова «Тракторная жатва в колхозе»
Используется обучающая структура СИ – ФИНК - УАНДЭ (обучающаяся структура критического мышления) – Учитель представляет визуальный раздражитель классу (картина), ученики рассматривают его и описывают свои наблюдения, размышляют и делятся своими идеями, углубляются в изучение темы.
- Что я вижу? Что я об этом думаю? О чем заставляет задуматься? (слайд 9) (самостоятельная работа учащихся, обсуждение)
Вывод: люди трудились всегда, но отношение к труду не было одинаковым. Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги.
До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работодатель – свободные люди и могут сами регулировать свои отношения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику самые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому, государство в первой половине XX в., перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рассматриваемой сфере публичный интерес (например, сохранение социальной стабильности, охрана здоровья человека, поддержание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому договору. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятельную отрасль права – трудовое право.
Трудовое право – это система норм права, регулирующих отношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду.
Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем. Такие правила регламентируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение участников (слайд 10).
Беседа по вопросам:
1.Кто из вас когда-либо трудился?
2.Кто даст определение, что такое труд?
3.Кто имеет опыт работы на предприятии, в организации?
4.Отличаются ли отношения вас, как работника с работодателем, от отношений с мамой, когда вы помогаете ей по дому? Чем?
5.В какой форме должны оформляться отношения работника и работодателя?
2. Источники трудового права
- Какие источники трудового права вы знаете? Учащиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах отражены вопросы трудового права (Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные законы) (Слайд 11)
Работа в командах. Работа с источниками. (Практическая работа).
Для работы с документами используется обучающая структура - ТОКИН – МЭТ (обучающаяся структура критического мышления) (Слайд 12)
|
Задание: Учитель задает тему «Право на труд», ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме, команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между идеями и задать вопросы по работе другой команды, затем возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников, презентуют свои работы друг другу. Задание выполняется на листах А 4, после презентации листы вывешиваются на доску.
Работа с источниками: статьи 23, 24 Всеобщей декларации прав человека (Слайд 13)
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск
Работа с источниками: статья 37 Конституции РФ (Слайд 13)
Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
3. Трудовые отношения в документах
- Не всякая трудовая деятельность регулируется правом. Юриспруденция вторгается в эту сферу, чтобы упорядочить, систематизировать взаимоотношения сторон. Для трудовых отношений важен сам процесс труда.
Учащиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к трудовым отношениям. Ответ свой аргументируют (приложение 2) (Слайд 14)
1. На своём дачном участке Павел выращивает овощи.
2. Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Заря» по направлению Центра занятости.
3. Света делает уборку в квартире.
4. Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлинике
Работа с документами: КонсультантПлюс "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)Работа в командах.
Задание: заполнить таблицу: (Слайд 15)
Работа со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации (приложение 3) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
№ статьи |
Задание. |
Ответ. |
Ст. 63 |
1.Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора. 2.Перечислить условия заключения трудового договора с лицами, не достигшими 16 лет. |
|
Ст. 65 |
Перечислите документы, которые необходимо с собой взять при трудоустройстве. |
|
Ст.56 |
О чем договариваются работодатель и работник? |
|
Ст. 57 |
Что характеризуют существенные условия трудового договора? |
|
Ст.58 |
На какие сроки можно заключать трудовые договора? |
. |
Ст. 81 |
1.Чем грозит увольнение работника по инициативе работодателя? 2.Какими качествами должен обладать работник, чтобы не быть уволенным по таким основаниям? |
|
Ст. 91 |
Сколько часов в день работает работник при пятидневной рабочей неделе? |
|
Ст. 114 |
Как часто предоставляются отпуска, и что гарантируется работнику во время отпуска? |
|
Глава 42 |
Характеристика главы и объяснение отдельных позиций дается учителем. |
Работа с документами: Работа со статьями Конституции Российской Федерации. (приложение 4) Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
№ статьи |
Задание. |
Предполагаемый ответ. |
Ст. 37 |
1.Какое право закреплено за гражданами РФ 2.Что гарантируется конституцией. |
1.Право на труд, на выбор профессии и род деятельности, на безопасные условия труда, на отдых. 2.Гарантии: продолжительность рабочего времени, установленная законом, время отдыха (выходные, праздничные дни), оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Проверка и анализ выполнения задания, каждая группа выступает с результатами работы по заданию.
4. Трудоустройство и необходимые документы.
- Вы пришли устраиваться на работу. Назовите, что из перечисленного на слайде презентации необходимо обязательно предъявлять при трудоустройстве (слайд 16-17).
- Паспорт
- Справка о доходах семьи
- Трудовая книжка
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН
- Справка из милиции
- Военный билет (для военнообязанных)
- Характеристика с последнего места работы
- Медицинская справка
- Документ о специальном образовании
5. Безработица
В судьбе каждого человека может случиться много непредвиденных обстоятельств, среди них немаловажным становится потеря работы.
Право оказывает помощь людям, оказавшимся безработными.
Для того, чтобы помочь желающим работать и работодателям найти друг друга, созданы специальные центры занятости, а также Федеральная государственная служба занятости. Каждый безработный может обратиться туда за помощью. Для этого нужно предъявить паспорт, трудовую книжку, справку о среднем заработке за последние 3 года, а тем, кто впервые ищет работу, - документ об образовании. Безработным выплачивается пособие, предоставляется возможность получить другую профессию. Даже возмещаются затраты в связи с переездом в другую местность для трудоустройства (слайд 18-19).
IV. Закрепление изученного материала
- Многие подростки хотят самостоятельно заработать деньги. Что нужно знать, чтобы не оказаться обманутым непорядочным работодателем?
- Как защитить себя от непорядочных работодателей? Какой должна быть продолжительность рабочего времени подростка? Как заключить трудовой договор? Какие пункты обязательно должны быть указаны в трудовом договоре?
Проверь себя:
В жизни бывают разные ситуации. Отметьте в примерах правомерность или нарушение законности трудовых отношений. (Работа с индивидуальными карточками) (приложение 5)
16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа
На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.
При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах
При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок (слайд 20-23).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка задания на дом. Выставление оценок.
Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Труд и право» (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)
Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ПОСЛЕ».
По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?
Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?
Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.
Рефлексия:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…(слайд 24).
Завершение урока: Оценка деятельности обучающихся на уроке
Домашнее задание.
- Составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия (Использовать опыт родителей)
- п.14 (слайд 25).
В завершение прочитать стихотворные строки Генриха Акулова
- Гласит нам заповедь Христова
“Трудись не покладая рук”,
Труд на земле всему основа,
Жизнь на земле венчает труд. (слайд 26).
Приложение 1
ЭЙ/АР ГАЙД
Тема «Труд и право»
Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока.
В графе «ДО» и «ПОСЛЕ» записываем «ДА», «НЕТ» или «СОГЛАСЕН», «НЕ СОГЛАСЕН».
УТВЕРЖДЕНИЕ |
ДО |
ПОСЛЕ |
По статье Конституции 37, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию |
||
По статье Конституции 37, принудительный труд разращён |
||
По статье Конституции 37, Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск |
||
Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет. |
||
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. |
Кратко ответьте на вопросы.
По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
1. На своём дачном участке Павел выращивает овощи.
2. Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Заря» по направлению Центра занятости.
3. Света делает уборку в квартире.
4. Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлинике
Приложение 3
Работа со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации
№ статьи |
Выдержка из статьи (статья дается в урезанном виде, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, возможностями их понимания). |
Задание. |
Предполагаемый ответ. |
Ст. 63 |
Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушая процесса обучения… |
1.Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора. 2.Перечислить условия заключения трудового договора с лицами, не достигшими 16 лет. |
1.16 лет. 2.Согласие одного из родителей. Свободное от учебы время. Легкий труд. |
Ст. 65 |
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: - Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые … - Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - Документы воинского учета для военнообязанных - Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний… |
Перечислите документы, которые необходимо с собой взять при трудоустройстве. |
Паспорт. Трудовую книжку ( оговорить условие). Страховое свидетельство. Военный билет (для военнообязанных). Диплом. |
Ст.56 |
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда…выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию … |
О чем договариваются работодатель и работник? |
Работник, в соответствии с полученной профессией – выполнять работу, а работодатель обеспечить условия труда и выплачивать заработную плату. |
Ст. 57 |
В трудовом договоре указываются: Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физическое лицо), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются: Место работы; Дата начала работы. Наименование должности, специальности, профессии... Права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Характеристика условий труда. Режим труда и отдыха. Условия оплаты труда… |
Что характеризуют существенные условия трудового договора? |
Место работы – где работник будет трудиться. Дата начала работы – с какого времени он приступит к работе – с 01.02.13. Примут в должности учителя, врача… в соответствии с дипломной специальностью… Хар. условий труда – где я буду трудится, мое рабочее место (светло, тепло, холодно и. т.д.) Режим – во сколько начало рабочего дня, сколько дней в неделю работать, сколько отдыхать. Условия оплаты – сколько раз в месяц и в каком размере (5 тысяч или 25). |
Ст.58 |
Трудовые договоры могут заключаться: 1)на неопределенный срок. 2)на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор)…. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. |
На какие сроки можно заключать трудовые договора? |
До 1 года На 1,2,3,4,5 лет. Не оговорен срок, пока не захочу уволиться с работы. |
Ст. 81 |
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: …5)неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. 6)однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: А)прогула Б)появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного… опьянения Г)совершения по месту работы хищения… |
1.Чем грозит увольнение работника по инициативе работодателя? 2.Какими качествами должен обладать работник, чтобы не быть уволенным по таким основаниям? |
1.Увольнение грозит потерей работы и отсутствием средств для существования. 2.Рабоник должен быть ответственным, трудолюбивым, честным, вести здоровый образ жизни. |
Ст. 91 |
Рабочее время – это время, в течение которого …он должен исполнять трудовые обязанности.. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. |
Сколько часов в день работает работник при пятидневной рабочей неделе? |
8 часов. |
Ст. 114 |
Работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. |
Как часто предоставляются отпуска, и что гарантируется работнику во время отпуска? |
1 раз в год, с сохранение места работы. Отпуск оплачиваем (работник отдыхает, но среднюю зарплату получает). |
Глава 42 |
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет |
Характеристика главы и объяснение отдельных позиций дается учителем. |
Приложение 4
Работа со статьями Конституции Российской Федерации.
№ статьи |
Выдержка из статьи, необходимая для работы по заданной теме. |
Задание. |
Предполагаемый ответ. |
Ст. 37 |
1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2.Принудительный труд запрещен. 3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ущемления- пояснение учителя)… 5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
1.Какое право закреплено за гражданами РФ . 2.Что гарантируется конституцией. |
1.Право на труд, на выбор профессии и род деятельности, на безопасные условия труда, на отдых. 2.Гарантии: продолжительность рабочего времени, установленная законом, время отдыха (выходные, праздничные дни), оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Приложение 5
16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа
На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.
При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах
При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок .