12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда Вальтер60

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова»

(МАОУ «Падунская СОШ»)

Конспект урока обществознания в 9 классе

с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки

по теме «Труд и право»

 

Вальтер Надежда Константиновна,

учитель истории и обществознания

 

Эпиграф.

«Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды»

Вольтер

Цели:

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека. Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы «Труд и право».

Образовательная: Закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, используя нормативно-правовые акты. Актуализировать знания о порядке приёма на работу

Развивающая: Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации человека.

Воспитательная: Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга (слайд 2)

Основные понятия: Право, отрасли права, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, трудовой договор, работодатель работник, безработный, отрасли права (слайд 3)

Тип урока: Урок - практикум.

План урока

Трудовое право.

Источники трудового права

Трудовые отношения в документах.

Трудоустройство.

Безработица

Ход урока:

I, Организационный момент

Актуализация знаний:

Учитель, сообщая цель урока, Этот урок поможет ребятам уточнить знания о труде, стать более уверенным в том, что ни один работодатель их не обманет.

Работа с эпиграфом:

Формирование эмоционального настроя: «Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер) (слайд 4)

Высказывания учеников:

- О значении труда как деятельности.

II. Закрепление изученного на предыдущем уроке.

1. Право. Отрасли права.

Учитель: - Что такое право? (уточнить признаки права) (слайд 5)

Труд – понятие, которое входит в систему правовых отношений.

- Какие отрасли права известны?

Предлагается выполнить задание: «Вставьте пропущенные термины», проверить его выполнение. Закрепить названия отраслей права и их характеристики (слайд 6-7).

1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует __?_ право.

2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает ___?__ право.

3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает ___?__ право.

4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует __?__ право.

5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет __?__ право.

III. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Труд и право»

Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)

Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока (слайд 8)

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

По статье Конституции 37, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

   

По статье Конституции 37, принудительный труд разращён

   

По статье Конституции 37, Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

   

Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет.

   

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

   

1.Трудовое право

- Работа с картиной Моисея Спиридонова «Тракторная жатва в колхозе»

Используется обучающая структура СИ – ФИНК - УАНДЭ (обучающаяся структура критического мышления) – Учитель представляет визуальный раздражитель классу (картина), ученики рассматривают его и описывают свои наблюдения, размышляют и делятся своими идеями, углубляются в изучение темы.

- Что я вижу? Что я об этом думаю? О чем заставляет задуматься? (слайд 9) (самостоятельная работа учащихся, обсуждение)

Вывод: люди трудились всегда, но отношение к труду не было одинаковым. Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги.

До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работодатель – свободные люди и могут сами регулировать свои отношения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику самые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому, государство в первой половине XX в., перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рассматриваемой сфере публичный интерес (например, сохранение социальной стабильности, охрана здоровья человека, поддержание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому договору. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятельную отрасль права – трудовое право.

Трудовое право – это система норм права, регулирующих отношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду.

Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем. Такие правила регламентируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение участников (слайд 10).

Беседа по вопросам:

1.Кто из вас когда-либо трудился?

2.Кто даст определение, что такое труд?

3.Кто имеет опыт работы на предприятии, в организации?

4.Отличаются ли отношения вас, как работника с работодателем, от отношений с мамой, когда вы помогаете ей по дому? Чем?

5.В какой форме должны оформляться отношения работника и работодателя?

2. Источники трудового права

- Какие источники трудового права вы знаете? Учащиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах отражены вопросы трудового права (Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные законы) (Слайд 11)

Работа в командах. Работа с источниками. (Практическая работа).

Для работы с документами используется обучающая структура - ТОКИН – МЭТ (обучающаяся структура критического мышления) (Слайд 12)

Право

на труд


 

Задание: Учитель задает тему «Право на труд», ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме, команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между идеями и задать вопросы по работе другой команды, затем возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников, презентуют свои работы друг другу. Задание выполняется на листах А 4, после презентации листы вывешиваются на доску.

Работа с источниками: статьи 23, 24 Всеобщей декларации прав человека (Слайд 13)

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск

Работа с источниками: статья 37 Конституции РФ (Слайд 13)

Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==&lang=ru-RU

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3. Трудовые отношения в документах

- Не всякая трудовая деятельность регулируется правом. Юриспруденция вторгается в эту сферу, чтобы упорядочить, систематизировать взаимоотношения сторон. Для трудовых отношений важен сам процесс труда.

Учащиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к трудовым отношениям. Ответ свой аргументируют (приложение 2) (Слайд 14)

1. На своём дачном участке Павел выращивает овощи.

2. Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Заря» по направлению Центра занятости.

3. Света делает уборку в квартире.

4. Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлинике

Работа с документами: КонсультантПлюс "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

Работа в командах.

Задание: заполнить таблицу: (Слайд 15)

Работа со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации (приложение 3) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/

статьи

Задание.

Ответ.

Ст. 63

1.Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора.

2.Перечислить условия заключения трудового договора с лицами, не достигшими 16 лет.

 

Ст. 65

Перечислите документы, которые необходимо с собой взять при трудоустройстве.

 

Ст.56

О чем договариваются работодатель и работник?

 

Ст. 57

Что характеризуют существенные условия трудового договора?

 

Ст.58

На какие сроки можно заключать трудовые договора?

.

Ст. 81

1.Чем грозит увольнение работника по инициативе работодателя?

2.Какими качествами должен обладать работник, чтобы не быть уволенным по таким основаниям?

 

Ст. 91

Сколько часов в день работает работник при пятидневной рабочей неделе?

 

Ст. 114

Как часто предоставляются отпуска, и что гарантируется работнику во время отпуска?

 

Глава 42

Характеристика главы и объяснение отдельных позиций дается учителем.

Работа с документами: Работа со статьями Конституции Российской Федерации. (приложение 4) Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==&lang=ru-RU

статьи

Задание.

Предполагаемый ответ.

Ст. 37

1.Какое право закреплено за гражданами РФ

2.Что гарантируется конституцией.

1.Право на труд, на выбор профессии и род деятельности, на безопасные условия труда, на отдых.

2.Гарантии: продолжительность рабочего времени, установленная законом, время отдыха (выходные, праздничные дни), оплачиваемый ежегодный отпуск.

Проверка и анализ выполнения задания, каждая группа выступает с результатами работы по заданию.

4. Трудоустройство и необходимые документы.

- Вы пришли устраиваться на работу. Назовите, что из перечисленного на слайде презентации необходимо обязательно предъявлять при трудоустройстве (слайд 16-17).

- Паспорт

- Справка о доходах семьи

- Трудовая книжка

- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН

- Справка из милиции

- Военный билет (для военнообязанных)

- Характеристика с последнего места работы

- Медицинская справка

- Документ о специальном образовании

5. Безработица

В судьбе каждого человека может случиться много непредвиденных обстоятельств, среди них немаловажным становится потеря работы.

Право оказывает помощь людям, оказавшимся безработными.

Для того, чтобы помочь желающим работать и работодателям найти друг друга, созданы специальные центры занятости, а также Федеральная государственная служба занятости. Каждый безработный может обратиться туда за помощью. Для этого нужно предъявить паспорт, трудовую книжку, справку о среднем заработке за последние 3 года, а тем, кто впервые ищет работу, - документ об образовании. Безработным выплачивается пособие, предоставляется возможность получить другую профессию. Даже возмещаются затраты в связи с переездом в другую местность для трудоустройства (слайд 18-19).

IV. Закрепление изученного материала

- Многие подростки хотят самостоятельно заработать деньги. Что нужно знать, чтобы не оказаться обманутым непорядочным работодателем?

- Как защитить себя от непорядочных работодателей? Какой должна быть продолжительность рабочего времени подростка? Как заключить трудовой договор? Какие пункты обязательно должны быть указаны в трудовом договоре?

Проверь себя:

В жизни бывают разные ситуации. Отметьте в примерах правомерность или нарушение законности трудовых отношений. (Работа с индивидуальными карточками) (приложение 5)

16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа

На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.

При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах

При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок (слайд 20-23).

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка задания на дом. Выставление оценок.

Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Труд и право» (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)

Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ПОСЛЕ».

По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?

Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

Рефлексия:

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…(слайд 24).

Завершение урока: Оценка деятельности обучающихся на уроке

Домашнее задание.

- Составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия (Использовать опыт родителей)

- п.14 (слайд 25).

В завершение прочитать стихотворные строки Генриха Акулова

- Гласит нам заповедь Христова
“Трудись не покладая рук”,
Труд на земле всему основа,
Жизнь на земле венчает труд.
(слайд 26).

 

Приложение 1

ЭЙ/АР ГАЙД

Тема «Труд и право»

Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока.

В графе «ДО» и «ПОСЛЕ» записываем «ДА», «НЕТ» или «СОГЛАСЕН», «НЕ СОГЛАСЕН».

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

По статье Конституции 37, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

   

По статье Конституции 37, принудительный труд разращён

   

По статье Конституции 37, Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

   

Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет.

   

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

   

Кратко ответьте на вопросы.

По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

1. На своём дачном участке Павел выращивает овощи.

2. Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Заря» по направлению Центра занятости.

3. Света делает уборку в квартире.

4. Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлинике

Приложение 3

Работа со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации

статьи

Выдержка из статьи (статья дается в урезанном виде, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, возможностями их понимания).

Задание.

Предполагаемый ответ.

Ст. 63

Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушая процесса обучения…

1.Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора.

2.Перечислить условия заключения трудового договора с лицами, не достигшими 16 лет.

1.16 лет.

2.Согласие одного из родителей.

Свободное от учебы время.

Легкий труд.

Ст. 65

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые …

- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- Документы воинского учета для военнообязанных - Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…

Перечислите документы, которые необходимо с собой взять при трудоустройстве.

Паспорт.

Трудовую книжку ( оговорить условие).

Страховое свидетельство.

Военный билет (для военнообязанных).

Диплом.

Ст.56

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда…выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию …

О чем договариваются работодатель и работник?

Работник, в соответствии с полученной профессией – выполнять работу, а работодатель обеспечить условия труда и выплачивать заработную плату.

Ст. 57

В трудовом договоре указываются:

Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физическое лицо), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются:

Место работы;

Дата начала работы.

Наименование должности, специальности, профессии...

Права и обязанности работника.

Права и обязанности работодателя.

Характеристика условий труда.

Режим труда и отдыха.

Условия оплаты труда…

Что характеризуют существенные условия трудового договора?

Место работы – где работник будет трудиться.

Дата начала работы – с какого времени он приступит к работе – с 01.02.13.

Примут в должности учителя, врача… в соответствии с дипломной специальностью…

Хар. условий труда – где я буду трудится, мое рабочее место (светло, тепло, холодно и. т.д.)

Режим – во сколько начало рабочего дня, сколько дней в неделю работать, сколько отдыхать.

Условия оплаты – сколько раз в месяц и в каком размере (5 тысяч или 25).

Ст.58

Трудовые договоры могут заключаться:

1)на неопределенный срок.

2)на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор)….

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

На какие сроки можно заключать трудовые договора?

До 1 года

На 1,2,3,4,5 лет.

Не оговорен срок, пока не захочу уволиться с работы.

Ст. 81

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

…5)неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

6)однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

А)прогула

Б)появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного… опьянения

Г)совершения по месту работы хищения…

1.Чем грозит увольнение работника по инициативе работодателя?

2.Какими качествами должен обладать работник, чтобы не быть уволенным по таким основаниям?

1.Увольнение грозит потерей работы и отсутствием средств для существования.

2.Рабоник должен быть ответственным, трудолюбивым, честным, вести здоровый образ жизни.

Ст. 91

Рабочее время – это время, в течение которого …он должен исполнять трудовые обязанности..

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Сколько часов в день работает работник при пятидневной рабочей неделе?

8 часов.

Ст. 114

Работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Как часто предоставляются отпуска, и что гарантируется работнику во время отпуска?

1 раз в год, с сохранение места работы. Отпуск оплачиваем (работник отдыхает, но среднюю зарплату получает).

Глава 42

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

Характеристика главы и объяснение отдельных позиций дается учителем.

 

Приложение 4

Работа со статьями Конституции Российской Федерации.

статьи

Выдержка из статьи, необходимая для работы по заданной теме.

Задание.

Предполагаемый ответ.

Ст. 37

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещен.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ущемления- пояснение учителя)…

5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1.Какое право закреплено за гражданами РФ .

2.Что гарантируется конституцией.

1.Право на труд, на выбор профессии и род деятельности, на безопасные условия труда, на отдых.

2.Гарантии: продолжительность рабочего времени, установленная законом, время отдыха (выходные, праздничные дни), оплачиваемый ежегодный отпуск.

Приложение 5

16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа

На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.

При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах

При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.