12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Иванова Ольга Владимировна826
высшая категория
Россия, Марий Эл респ., Звенигово

Муниципальное образовательное учреждение

«Звениговская СОШ№3»

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

«Семейное право»

Автор:

Ольга Владимировна Иванова,

Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Тема урока: Семейное право

Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали;

совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов;

способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, ответственного отношения к семье.

Задачи урока: формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.

Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии модерации.

Ход урока(40)

- Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть!

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой класса (метод «Поздоровайся локтями»)

Подготовить карточки разных цветов – деление класса (инициация).

И несмотря на то, что мы сидим за разными столами – мы – одно целое!

2-3 минуты

И так ребята тема нашего сегодняшнего урока – это «Семеное право как отрасль»…Но скажите,ведь у каждого из Вас есть имя: Алина, Антон, Оля…Так вот ,давайте сейчас мы с вами вместе дадим имя и нашему уроку.

(Семья – это кристалл общества. (В.Гюго)

2 минуты

2. Вхождение или погружение в тему.

Метод- «Ульи». Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Каждой группе я предлагаю по три вопроса: 1) Что я уже знаю по теме урока? 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить? 3) Буду ли я использовать эти знания в своей жизни?

(Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.

2 минуты


 

3. Интерактивная лекция

1.Работа над эпиграфом

Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение”.

А.С. Макаренко

Составьте кластер со словом семья

Время – 5 минут

2.Этап: изучение нового материала

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

И так сейчас каждая группа получит карточку с заданиями, которые вы должны будете выполнить перед началом этой работы выберете педставителя, который будет защищать добытые группой знания.

Группа № 1.

Прочитать часть параграфа “Предмет семейного права” стр. 90-92.

Советуясь в группе, найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

В чём сущность, цели и принципы семейного права?

Что такое семейное право?

Что является основным источником семейного права?

Каковы основные цели семейного законодательства?

Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?

Сформулируйте определение понятия семейное право.

Группа № 2.

Прочитать пункт параграфа “ Юридическое понятие семьи и брака” стр. 92-93

Советуясь в группе, найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?

Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.

При ответе использовать статьи Семейного кодекса.

Группа № 3.

Прочитать пункт “ Правовое регулирование отношений супругов”. Стр.95-97

Советуясь в группе, найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?

Каковы имущественные права супругов?

Каковы личные не имущественные права супругов?

Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.

Группа № 4.

Прочитать пункт “ Брачный договор ”. Стр.97-98.

Советуясь в группе, найти ответы на вопросы, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?

Что такое брачный договор?

Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности

5 -6 минут

Заслушивание групп, подведение итогов

( семейное право-это…,брак - это..., брачный возраст – это…,законный режим имущества супругов – это…,личные права супругов – это…,имущественные права - это.., брачный договор – это…,договорной режим супружеской собственности – это..)

4.Физкультминутка

2 минуты

Решение правовых задач

Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности?

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?

(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?

Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.

Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните.

Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери?

Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

5- 6 минут

4. Рефлексия

Работа с афоризмами

Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. (У.Фосколо).

Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Я предлагаю вернуться к нашему методу «Ульи».Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале нашего занятия и вспомните ваши ответы на них. Изменились ли они?  (Обмен мнениями).

5 минут

5. оценивание себя группами ( метод «Светофор»)

2 минуты

5. Домашнее задание

Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…

Я даю вам это задание, потому что сегодня вы познакомились с практической частью этого вопроса и эссе поможет вам раскрыть свое мнение по одной из тем на выбор,а мне позволит увидеть насколько хорошо вы усвоили метериал урока.

- Благодарю всех учащихся этого замечательного класса за хорошую работу, а также всем учителям, членам жюри, которые сегодня присутствуют у нас на уроке. Спасибо всем.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.