Урок обществознания в 9 классе «Право выше власти»
Пояснительная записка к презентации
Урок обществознания в 9 классе социально-гуманитарного предпрофиля
Учитель: Фурлова Ольга Ивановна, МАОУ СОШ № 20 г.Липецка
Тема урока: «Право выше власти»
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Технологии: технология критического мышления , ИКТ
Оборудование:
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1454250226.pptx (Презентация урока «Право выше власти")
/data/files/r1454250270.doc (Приложения)
Конституция РФ 1993 года
УМК: Программа: Обществознание. Программа курса. 8-9,10-11 классы. Автор - А.И.Кравченко. - М., Русское слово,2012
Учебник «Обществознание». 9 класс. Под ред. А.И.Кравченко.- М., 2012
Обществознание. 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- Новый диск, 2004
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися признаков и сущности правового государства; выяснение причинно-следственных связей между силой государства и справедливостью права; раскрытие смысла положения «право выше власти».
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков социологического анализа.
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к Конституции и законам, формирование активной жизненной позиции.
ЭПИГРАФ:
«Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права».
ХОД УРОКА:
1. ЭТАП ВЫЗОВА:
Учитель: - Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость?
-Что мы вообще считаем государством? – Что такое право?- Как взаимосвязаны между собой государство и право?- (кадр 2,3 презентации).
-Обратите внимание на эпиграф: Какое отношение он имеет к нашему уроку?
Представление о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни.
Итак, тема нашего урока…
О каком государстве мы будем говорить?
Откройте презентацию, кадр 6, 7-13
- Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права.
(Аристотель)
- Только там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.
(Платон)
- Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью, и чтобы она не подвергалась опасности.
(Цицерон)
- Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице исполнителя, правящая согласно закону, и судебная власть. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа.
(И. Кант)
- Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной.
(Ш. Монтескьё)
- Государство всё более склоняется перед властью права. Во имя права
всемогуще е некогда государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность.
(П. И. Новгородцев)
- В конституционном государстве власть приобретает правовой характер.
Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна.
(Б. А. Кистяковский)
-Что имели в виду мыслители, говоря о правовом государстве?- Какое определение мы дадим правовому государству? – (кадр 14 презентации).
Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации власти положен принцип «разделения властей».
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ:
-Откройте мультимедийный учебник, тема «Правовое государство», пункт о признаках правового государства, выполните задания по группам.
(Кадры презентации): 15-26. Определите суть правового государства, выделите его основные признаки.
/data/files/r1454250270.doc (Приложения)
- В чем же суть правового государства?
Верховенство права и закона во всех сферах жизни.
Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг.
Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.
-Поясните смысл реального действия признаков правового государства, используя схемы презентации, (кадры презентации 27-35).
Таким образом, в правовом государстве право выше власти.
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ:
-Обратите внимание на эпиграф, прокомментируйте и подумайте над вопросом: Что такое «идеальное государство»?
"Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". (М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН)
-как вы прокомментируете эти слова?
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
-Откройте мультимедийный учебник, раздел «Проверь себя» - задание 1,3,5, творческое задание 3.
Закончить урок я хочу словами И.Канта: «Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание".
Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России. Но я надеюсь, что, став взрослыми, вы сможете сказать: "Да, мы живем в правовом государстве".
НА ДОМ: НАПИСАТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС-ЗАДАНИЕ.
Михеева Лариса Александровна
Мещеряков Андрей Геннадьевич