12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна2051
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Открытые уроки 2015-2016»

Урок обществознания в 9 классе социально-гуманитарного предпрофиля

Учитель: Фурлова Ольга Ивановна, МАОУ СОШ № 20 г.Липецка

Тема урока: «Право выше власти»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технологии: технология критического мышления , ИКТ

Оборудование: 

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1454250226.pptx (Презентация урока «Право выше власти")

Здесь будет файл: /data/edu/files/r1454250270.doc (Приложения)

, Конституция РФ 1993 года.

УМК: Программа: Обществознание. Программа курса. 8-9,10-11 классы. Автор - А.И.Кравченко. - М., Русское слово,2012

Учебник «Обществознание». 9 класс. Под ред. А.И.Кравченко.- М., 2012

Обществознание. 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- Новый диск, 2004

Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися признаков и сущности правового государства; выяснение причинно-следственных связей между силой государства и справедливостью права; раскрытие смысла положения «право выше власти».
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков социологического анализа.
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к Конституции и законам, формирование активной жизненной позиции.

ЭПИГРАФ:

«Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права».

ХОД УРОКА:

1. ЭТАП ВЫЗОВА:

Учитель: - Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость?

-Что мы вообще считаем государством? – Что такое право?- Как взаимосвязаны между собой государство и право?- (кадр 2,3 презентации).

-Обратите внимание на эпиграф: Какое отношение он имеет к нашему уроку?

Представление о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни.

Итак, тема нашего урока…

О каком государстве мы будем говорить?

Откройте презентацию, кадр 6, 7-13

- Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права.

(Аристотель)

- Только там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.

(Платон)

- Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью, и чтобы она не подвергалась опасности.

(Цицерон)

- Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице исполнителя, правящая согласно закону, и судебная власть. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа.

(И. Кант)

- Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной.

(Ш. Монтескьё)

- Государство всё более склоняется перед властью права. Во имя права

всемогуще е некогда государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность.

(П. И. Новгородцев)

- В конституционном государстве власть приобретает правовой характер.

Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна.

(Б. А. Кистяковский)

-Что имели в виду мыслители, говоря о правовом государстве?- Какое определение мы дадим правовому государству? – (кадр 14 презентации).

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации власти положен принцип «разделения властей».

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ:

-Откройте мультимедийный учебник, тема «Правовое государство», пункт о признаках правового государства, выполните задания по группам.

(Кадры презентации): 15-26. Определите суть правового государства, выделите его основные признаки.

Приложение 1

- В чем же суть правового государства?

Верховенство права и закона во всех сферах жизни.

Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг.

Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.

-Поясните смысл реального действия признаков правового государства, используя схемы презентации, (кадры презентации 27-35).

Таким образом, в правовом государстве право выше власти.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ:

-Обратите внимание на эпиграф, прокомментируйте и подумайте над вопросом: Что такое «идеальное государство»?

"Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". (М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН)

-как вы прокомментируете эти слова?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

-Откройте мультимедийный учебник, раздел «Проверь себя» - задание 1,3,5, творческое задание 3.

   Закончить урок я хочу словами И.Канта: «Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание".

   
Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России. Но я надеюсь, что, став взрослыми, вы сможете сказать: "Да, мы живем в правовом государстве".

НА ДОМ: НАПИСАТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС-ЗАДАНИЕ.


 

Опубликовано в группе «Открытые уроки 2015-2016»

Комментарии (1)

Михеева Лариса Александровна, 08.02.16 в 20:05 0 Ответить Пожаловаться
Не поняла с гиперссылкой Приложение 1?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.