Трудности работы над полифоническим произведением в классе аккордеона и баяна и способы их преодоления.
МО Тосненский район Ленинградской области
МКОУ ДО « Тельмановская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Трудности работы над полифоническими произведениями в классе аккордеона и баяна и способы их преодоления»
Составитель:
Ковалевская Светлана Юрьевна
Преподаватель класса баяна
и аккордеона
п. Тельмана
2024г.
Полифония – один из самых сложных разделов в музыкальном образовании учащегося. Начиная с младших классов обучения, и до становления взрослого музыканта, полифонические произведения являются основой развития музыкального слуха обучающегося, эстетического вкуса начинающего музыканта, понимания музыкальной фактуры произведений.
Многотембровый баян , аккордеон как никакой другой музыкальный инструмент позволяет исполнителю погрузиться в красоты и глубину полифонии. Использование готово-выборной клавиатуры, яркой регистровки, многократно расширяет возможности музыканта аккордеониста для исполнения самых сложнейших многоголосных произведений. И в то же время, невозможность динамического разделения голосов, а только использование пальцевой артикуляции является большой трудностью в исполнении полифоний на баяне и аккордеоне.
Полифонические произведения в музыкальной школе мы начинаем играть уже с младших классов. Сначала это песенная подголосочная полифония, небольшие полифонические пьесы на остинатном басу. Такие произведения позволяют расширить и обогатить слуховой багаж ребенка, научить его плавному ведению меха, правильной смене меха, четкой правильной штриховой работе с фразами и мелкими мотивами, правильной пальцевой артикуляции.
В средних классах добавляются более серьезные двух и частично трехголосные клавирные произведения. В основном, это Менуэты, Сарабанды, Маленькие прелюдии И. Баха, Генделя и их современников.
.Произведения эпохи барокко характеризуются сложной полифонической структурой, разнообразной имитационной техникой, сложностью мотивного развития , богатством штрихового и динамического плана. Также эти произведения имеют непростой философский смысл, что дает огромную возможность не только для музыкального, но и духовно - нравственного развития учащегося.
В старших классах полифонический репертуар усложняется – добавляются развернутые произведения органных мастеров – И. Баха ,Д. Букстехуде, П. Хиндемита. Укрупнение фактуры, увеличение количества голосов, усложнение голосоведения приводит к более тщательной работе над техникой исполнительства на инструменте.
Играя произведения И. Баха мы должны помнить об особенностях переложения его различных произведений. Органные, клавирные и оркестровые произведения интерпретируются по - разному. Перед разбором нового произведения, учащемуся необходимо прослушать его в аудиозаписи, проанализировать форму, штриховую и динамическую палитру, стилистические особенности произведений той эпохи. Имея в голове некий эталон звучания произведения, легче приступать непосредственно к практической работе над пьесой.
Также кроме полифонических произведений мастеров эпохи барокко в средних и старших классах мы используем произведения современных композиторов и композиторов-баянистов. Произведения А. Холминова, Н. Чайкина, Г. Шендерева. М. Ефимова, А. На Юн Кина. Эти произведения интересны своим мелодизмом, необычными гармоническими созвучиями, общим динамическим развитием, близостью к народной песенной музыке
В отличие от работы над гомофонными произведениями, в которых на начальном этапе предпочтительнее разбор осуществлять сразу двумя руками, что способствует у обучающегося видения фактуры нотного текста, развития гармонического слуха, развития навыков чтения с листа и др., а подробную проработку мотивов, штрихов, динамики , артикуляции оставить на последующие этапы работы над произведением над полифоническим произведением мы работаем по- другому. Это связано с тем, что при работе над гомофонным произведением мы пытаемся достичь вертикального видения текста и понимания гармонической основы произведения. В полифонических произведениях учащийся должен мыслить в горизонтальной плоскости, поэтому на первом этапе знакомства с текстом идет серьезная проработка каждого голоса с правильной мотивной артикуляцией, штрихами, проработанной аппликатурой и др.
На следующем этапе работы идет соединение голосов с сохранением пальцевой артикуляции и объединение их в единую ткань при помощи осмысления созвучия голосов, добавления меховой артикуляции для достижения общего динамического и смыслового плана произведения.
На последнем этапе идет работа над формой произведения, над общим динамическим развитием, стилистическими особенностями, раскрытием образов и замыслов автора произведения.
Используемая литература:
Т. И. Юсупова «На пути к строгому стилю»
С.С. Скребков «Полифония»
В. Протопопов «Полифония в русской музыке»