Классный час для учащихся 10–11 классов на тему «Турнир знатоков права»
Классный час «Турнир знатоков права»
Цель: развивать интерес к нравственно-правовым вопросам; способствовать формированию правовой культуры и гражданской активности; воспитывать уважение к закону; развивать навыки участия в дискуссии.
Оформление: цитаты по теме на плакатах. «Поворот дороги – это ещё не конец… ещё вы можете повернуть.» / К. Роджерс/, «У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать» / И.В. Гёте. /, «Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов» /Вольтер/.
Оборудование: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.
I. Блиц-опрос для команд. Для каждой команды 5 вопросов.
1) Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое бандитами путём угроз и насилия. (Рэкет).
2) Уголовное преступление, описанное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих» (Киднеппинг).
3) Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор).
4) Назовите, какие отрасли (составные части) права вы знаете? (Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право, Семейное право, Административное право.
5) Назовите самые известные имена российских адвокатов.
6) Лицо, приглашённое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий. (Понятой).
7) Лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец).
8) Что такое алиби? (В уголовном процессе обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)
9) Что такое презумпция невиновности? (Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законе порядке.)
10) Назовите Основной закон государства. (Конституция).
II. Конституционное право. Учащимся предлагаются карточки.
Ветви власти
Законодательная
| ? | Судебная |
Формы национального государственного устройства
? | Федерация | Конфедерация |
III.Уголовное право. Кроссворд.
1 | | | | | | | | | | | | |||||
2 | | | | | | | | | ||||||||
3 | | | | | | | | | | | | | ||||
4 | | | | | | | | | | | | |||||
5 | | | | | | | | | | |
Вопросы к кроссворду
1.Мера государственного воздействия, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. / Наказание/
2. Открытое хищение чужого имущества. /Грабёж/
3 Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. /Банкротство/
4. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей. / Терроризм/
5. Мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступление, сущность которого заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или прекращение уголовного преследования. / Амнистия/
IV. Конкурс « Юридическая консультация» для капитанов команд.
Ситуация 1.
В 2005 году гражданка Л. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 2010 году она вступила с гражданином С. в законный брак. В 2015 году супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?
Ситуация 2.
Безработные К. и Л. выпили дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу. На улице они стали ругаться, дебоширить, приставать к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?
V. Семейное право.
1. Зачеркните неправильный ответ.
Чумаков обратился с иском в суд к сыну о взыскании денег на своё содержание. Ответчик иска не признал и заявил, что отец ушёл из семьи , когда ему было 3 года , не платил алиментов, никогда не проявлял заботу о нём.
Удовлетворит ли суд требование Чумакова? | ДА | НЕТ |
2. Зачеркните неправильный ответ.
Петров обратился с иском в суд о разделе имущества: пианино, мебельного гарнитура, телевизора, библиотеки. Петров просил выделить ему большую часть из состава названного имущества, так как его заработок составлял более 300 тысяч рублей, притом на протяжении совместного проживания она работала всего 5 лет, а остальное время вела хозяйство и воспитывала детей
Влияет ли величина заработка супругов на величину их доли при разделе совместного имущества? | ДА | НЕТ |
2) Удовлетворит ли суд просьбу Петрова? | ДА | НЕТ |
VI. Уголовное и уголовно – процессуальное право.
Определите последовательность действий при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
1.Выступление защитника.
2.Выяснение события преступления.
3.Допрос свидетелей.
4.Вынесение приговора.
5.Оглашение обвинительного заключения.
6.Выяснение состава преступления.
7.Выступление обвинителя.
| | | | | | |
VII. Трудовое право.
Предлагаются тесты по трудовому праву.
1.Трудовое право есть совокупность норм:
А) регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности;
Б) регулирующих трудовые отношения;
В) регулирующих семейные отношения;
Г) регулирующих гражданские отношения.
2.В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права?
А) в Трудовом кодексе;
Б) в Уложении о трудовых отношениях;
В) в пакте о запрете эксплуатации в сфере трудовых отношений;
Г) в постановлении правительства РФ.
3.Какие воздействия предусмотрены трудовым законодательством для тех,кто совершает дисциплинарные проступки?
А) штраф;
Б) ссылка;
В) арест на 15 суток;
Г) увольнение с работы.
4. Акты нарушения трудовой дисциплины (трудового законодательства) называются :
А) дисциплинарными проступками;
Б). преступлениями;
В) провинностями;
Г) трудовыми повинностями.
VIII. Совместное обсуждение вопроса «Что возникло раньше – государство или право? »
Юлия Васильевна Воробьева
Кошелева Ирина Александровна
Елена Владимировна
Кошелева Ирина Александровна