Урок по обществознанию (правоведению) на тему «Мои права» (10–11 классы)
Березники, 2015
ПЛАН УРОКА
Дисциплина: Обществознание, право.
Тема урока: «Мои права».
Класс: 10-11.
Тип урока: урок-игра.
Цель (задачи) урока:
Обучающая: научить обучающихся пользоваться нормативно-правовыми актами, решать ситуационные задачи, умению работать в команде.
Развивающая: развитие у обучающихся познавательных способностей внимания, восприятия, наблюдательности, аналитического мышления, коммуникативных навыков.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к дисциплине; воспитание умений общаться: слушать других, адекватно реагировать на замечания; развитие культуры речи.
Оборудование: аудиторская доска, проекционный экран, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Publisher)
I. Организационный момент.
II. Первый тур – блиц-опрос.
III. Второй тур.
IV. Третий тур.
V. Четвертый тур.
VI. Заключительная часть.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава. Разбить учебный коллектив на 3 подгруппы. Обучающиеся составляют столы таким образом, чтобы в аудитории получилось три стола, за которые присаживаются команды. Озвучить тему и цели урока. Преподаватель объясняет обучающимся правила игры. В каждой команде необходимо выбрать капитана, придумать название команды и девиз, которые каждая команда представляет затем по очереди. Игра посвящена теме «Мои права» и состоит из четырех туров. На проекционном экране открыта презентация к уроку с правилами игры.
II. Первый тур – блиц-опрос.
В этом туре преподаватель задает вопросы по теме «Мои права», задача каждой команды дать как можно больше верных ответов. По итогам этого тура подсчитывается количество верных ответов в каждой команде. Задача каждой команды – дать как можно больше правильных ответов.
Задание для первого тура.
№ п/п |
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Как называется система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством? |
Право |
2 |
Как называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений? |
Отрасль права |
3 |
Как называется отрасль права закрепляющая основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.? |
Конституционное право |
4 |
Назовите нормативно-правовой акт, регулирующий конституционное право? |
Конституция |
5 |
Когда была принята Конституция РФ? |
12 декабря 1993 г. |
6 |
Как называется отрасль права которая не входит в систему права ни одного государства? |
Международное право |
7 |
Как называются установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений? |
Нормы права |
8 |
Как называется часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы? |
Санкция |
9 |
Как называется изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства? |
Нормативно-правовой акт |
10 |
Как называются права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо? |
Права человека |
11 |
Как называются права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу? |
Гражданские (личные) права |
12 |
Как называются права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны? |
Политические права |
13 |
Как называются права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности? |
Культурные права |
14 |
Как называется международный нормативно-правовой акт в котором отражены права и свободы человека? |
Всеобщая декларация прав человека |
15 |
Как называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей? |
Гражданство |
16 |
Как называется международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились? |
Конвенция |
17 |
Какой нормативно-правовой акт был принят 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН? |
Конвенция о правах ребенка |
18 |
Какое право реализует учащийся или студент, обучаясь в учебном заведении? |
Право на обучение |
19 |
Какое право реализует работник, когда он устраивается на работу? |
Право на труд |
20 |
Какое право реализуется когда подразумевается проживание жильца на жил. площади? |
Право на жилище |
III. Второй тур.
Во втором туре необходимо расписать схему «Права и свободы человека и гражданина». Каждая команда выдвигает игрока-представителя своей команды. Игроки-представители команд выходят к доске и получают от преподавателя по одному заданию, вытягивая карточки в которых указано какие права им необходимо расписать на доске (личные, политические, культурные), затем, определившись с вопросом, игроки в течение 5-7 минут расписывают каждый свой вопрос. По истечении времени каждый игрок-представитель объясняет устно свое выполненное задание. По итогам этого тура каждая команда получает баллы, количество которых зависит от своевременности выполнения задания, его правильности и полноты.
Задание для второго тура.
IV. Третий тур.
В третьем туре каждой команде задается по одному вопросу. По истечении установленного времени капитан команды или тот, кого выдвинет капитан, должен дать ответ который предусматривает приведение примеров относительно заданного вопроса. По итогам этого тура, команды получают балл, если дают верный ответ. Соответственно, если команда с заданием не справляется, балл она не получает.
Задание для третьего тура.
1 команда
Какова роль государственных органов в защите прав человека?
2 команда
Назовите отрасли права и объясните их назначение?
3 команда
Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?
V. Четвертый тур.
В четвертом туре от каждой команды выходят капитаны и вытягивают по конверту, которые разложены на столе преподавателя. В каждом конверте лист с ситуационной задачей. Вытянув конверты, капитаны возвращаются в свои команды и, в течение установленного времени, команды решают полученные задачи. По истечении времени капитаны команд или те, кого выдвинут капитаны, должны зачитать задачу и объяснить решение, ссылаясь на нормативно-правовые акты и статьи законодательства. По итогам этого тура выставляются баллы командам, количество которых зависит от правильности решения задачи, полноты и развернутости ответа.
Задание для четвертого тура.
Задание 1.
Маша любит красиво одеваться. Как-то раз она купила платье, но когда пришла домой, то поняла, что оно плохо сочетается с её новыми босоножками. На следующий день она пошла в магазин обменять платье, но его отказались принять и обменять, так как платье относится к товарам личного пользования, и потому оно не подлежит обмену и возврату. Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Задание 2.
Компания нетрезвых молодых людей, решив подыскать дополнительные средства для продолжения веселья, договорилась совершить грабеж. С этой целью один самый крепкий из них (Петров) попытался выхватить сумку у прохожего и убежать. Но прохожий оказал сопротивление. Тогда Петров перешел к более решительным действиям: он ударил прохожего бутылкой по голове. От полученного удара прохожий скончался на месте.
Будут ли остальные члены компании нести ответственность за содеянное Петровым? Ответ обоснуйте.
Задание 3.
Несовершеннолетние Дворников 16 лет и Васильев 17 лет, угнав автомобиль, принадлежащий Дмитриеву, разбили его в результате нарушения правил дорожного движения. Дмитриев предъявил к Дворникову и Васильеву иск о возмещении вреда. Поскольку ни у Дворникова, ни у Васильева не было собственных средств, истец просил привлечь к солидарной ответственности их родителей. Последние возражали против солидарной ответственности, полагая, что ст. 1080 ГК устанавливает солидарную ответственность только самих причинителей вреда. Поскольку сами родители вред не причиняли, правило ст. 1080 ГК на них не распространяется, и они должны нести не солидарную, а долевую ответственность. Кроме того, родители Дворникова и Васильева полагали, что ст. 1080 ГК устанавливает солидарную ответственность лишь для случаев причинения вреда организациями - юридическими лицами, а не гражданами. Разберите доводы родителей Дворникова и Васильева и решите дело.
VI. Заключительная часть.
По завершению игры подсчитывается количество баллов во всех командах за все четыре тура. Затем распределяются места среди команд – I, II, III место в зависимости от количества набранных баллов. Каждая команда получает наградной диплом в соответствии с занятым местом.
Список использованной литературы
Основные источники:
Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.
Никитин, А. Ф. Право. 10—11 кл. Профильный уровень : учебник для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 414с.
Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / Клименко А.В., Румынина В.В. – М.: Дрофа, 2004. – 199с.
Интернет-источники:
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=834
http://books.house/osnovyi-prava-pravovedenie/zadachi-grajdanskomu-pravu-26721.html