Урок по русскому языку по теме «Твёрдые и мягкие звуки и буквы для их обозначения» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 4 November 2020

Урок по русскому языку по теме "Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Цель:

повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

развивать речевой слух учащихся, устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки

Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся:

Определять и различать твердые и мягкие согласные.

Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

Познают глубины русского языка.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

 Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и

доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, ИКТ, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, макеты корзинок, рисунок елочки, тетрадь на печатной основе, «светофорики» для самоанализа.

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, поприветствуем дорогих гостей! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите число, «классная работа» в тетради.

II. Чистописание. Актуализация знаний.

На доске запись: В л_су от м_роза тр_щат веточки д_рев_ев. Прочитайте. Что нужно сделать? 1 ученик работает у доски: вставляет пропущенные буквы, доказывает. Списывают предложение. Подчеркните в слове ВЕТОЧКИ согласные буквы. Проверка - 1 ученик называет в слове согласную букву и его звук.

- Сверьте с образцом на доске. Оцените свою работу: сигнальные карточки.

III. Самоопределение к деятельности. (слайд 1)

- Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?

нос – нёс

мыл – мил

ел – ель

- Определите тему урока.

«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения». (СЛАЙД 2) – Какую учебную задачу поставим?

Дети: -Определять и различать твердые и мягкие согласные.

IV.  Работа по теме урока.

- Ребята, какое сейчас время года? Какой праздник приближается? Что является главным украшением новогоднего праздника? Как вы считаете, лучше искусственную елку ставить, или срубить растущую елочку в лесу? Обоснование ответа. А давайте мы отправимся в сказочный лес к елочке, чтобы её украсить в конце урока. Закрываем глазки, открываем, и вот мы в гостях у елки. ( На доске появляется рисунок ёлки.)

- Встречают нас гномики Тим и Том. (слайд 3). Угадайте, где Том, а где Тим? Почему? Тим и Том с заданиями для вас. Работа в группах. Ответы нужно вписать в наши корзиночки, показываю, объясняю: каждая корзинка соответствующего цвета, почему? Корзинки волшебные: ваши знания – это подарки жителям леса. Карточки с заданиями 3 группам.

1группа, 3 группа:

1) Какие гласные буквы делают мягкими согласные звуки? Напишите. (е, ё, ю, я, и)

2) Напишите согласные буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (ч, й, щ)

2группа:

1) Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласных звуков? Напишите. (а, о, у, ы, э)

-2) Какие согласные буквы обозначают всегда твёрдые согласные звуки. Напишите.(ж, ц, ш). Проверка по слайдам. Оцените свою работу.

2). Работа в в тетради на печатной основе. Р/т.

Следующее задание Тима и Тома в Р/т. на с.55, упр. 120. Прочитайте задание. Самостоятельно выполняют, проверка (комм.)

Подумайте, какое здесь слово лишнее и почему? Самооценивание «светофориком».



VI. Физ. минутка. По рядам «Камень», «Вата». Если твердый согласный звук в начале слова, встает ряд камней, т.д. Село, солнце, март, Миша, парта, ряд, собака, киса, тетя, мама.

Следующее задание от Тима и Тома.

VII. Работа по учебнику.

С. 122, упр. 197.

Задание прочитать вслух.

- Какие три группы слов по лексическому значению образуют данные слова? (птицы, деревья, цветы.)

- Работаем по вариантам: 1 вариант записывает названия птиц, 2 в. – названия деревьев.

1 – у доски: названия цветов.

Фронтальная проверка. По учебнику: назовите слова, в которых есть мягкие согласные, докажите. Самооценивание «светофориком».

Тим и Том прислали задание на карточках. Самостоятельная работа в парах по карточкам: ЦИРК, ШЕСТЬ, ЧАЙНИК, ЖИЗНЬ, ЩУКА. Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Проверка: назовите слово, букву, которую подчеркнули, и звук, который она обозначает. Оцените себя.

Тим и Том с заданиями для групп.

VIII. Работа   в группах. /карточки/ применение знаний.

1 группа:

Внимательно прочитайте слова:   выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.

Слова: репа, рядом, часы, банка, камыши, жир, щавель.

2 группа: Внимательно прочитайте слова:   выберите в корзинку слова с твёрдыми согласными, подчеркните твёрдые согласные синим фломастером.

Слова: репа, гном, часы, банка, камыши, жир, щавель.

3 группа / карточка / Внимательно прочитайте слова:   выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.

Слова: утюг, Петя, шило, стучат, роща, крот, жир. Проверка по слайду. Самооценивание.

Ученики крепят свои «корзинки» на доску. Защита работы по одному человеку. Комментируют свою запись. Вопросы 1 группе: почему в слове ЩАВЕЛЬ, подчеркнули букву Щ?, ведь после неё стоит гласная А?, ЧАСЫ? Доказывают.

Корзинки с знаниями превратились в подарки для лесных жителей.. Ребята, в корзинке осталась строка, какая ещё буква смягчает согласные? (Постановка учебной задачи на следующий урок): -Продолжим работу о мягком знаке на следующем уроке.

 VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите тему нашего урока.

- Чему научились?

- Где пригодятся наши знания?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? Оценивание себя: выбираем шарики: зелёный- было все отлично, понятно, жёлтый – хорошо, красный – плохо; и украшаем елочку!

- Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.

Д/з: с.122,упр.199. ИНСТРУКТАЖ.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.