Творческая разработка «Метод запоминания информации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

7
0
Материал опубликован 24 January 2020 в группе










Творческая разработка



«Метод запоминания информации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»


















Автор:


Созонова Екатерина Ивановна,

учитель биологии МБОУСОШ № 4 г. Советский

Тюменская обл. ХМАО г. Советский, ул.Северная , 30

3-77-24; 8(904)478-59-80




г. Советский

2020


Введение

Актуальность темы.

Скоро наступит пора выпускных экзаменов, при сегодняшнем авторитете и популярности высшего образования многим выпускникам средних школ приходится конкурировать друг с другом за результаты ЕГЭ. Для успешной сдачи экзаменов необходимо запомнить большую массу знаний и не по одному предмету, а по 2-3 как минимум. Учитывая то, что количество информации по всем предметам школьной программы растет из года в год, возникает потребность в применении, при запоминании учебного материала особых технологий и методов, которые бы решили данную задачу.

Интеллектуальные возможности человека ограничены. Выпускник среднего интеллектуального уровня развития (коим является большинство) способен запомнить ограниченное количество информации. Часто для поступления в специализированные ВУЗы необходимо получить очень высокие баллы по биологии. Биология – наука точная. В биологии очень много разных терминов, определений, законов, теорий, гипотез, процессов, явлений, закономерностей и даже задач. И все это основано на фактическом материале. Так что при ответе на вопросы необходимо придерживаться строгой точности, ни какие рассуждения здесь не помогают. Многие учащиеся не знают особых приемов, способов запоминания информации, кроме как «зубрежки» или выборочного запоминания, т.е. самого главного. Кроме того, выпускники сдающие биологию, как экзамен по выбору вообще не имеют представления о том, как можно запомнить все сложные биологические определения, термины, закономерности, процесс и явления, чтобы все вспомнить на экзамене. Поэтому я сделала вывод, что использование ассоциативных памяток или как я их назвала «Биологических запоминалок», будет эффективным и актуальным в связи с увеличением количества учебной информации. Для кого будет полезна данная разработка:

Материал может быть полезен учащимся, выпускникам школ, родителям, педагогам, работающим в образовательных учреждениях, а так же студентам педвузов.

Метод ассоциативных связей.

Для запоминания нужной модели можно использовать метод ассоциативных связей или метод «мест». Метод ассоциативных связей кодирует информацию для эффективного запоминания и воспроизведения, основан на ассоциациях. Суть метода заключается в том, что невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину и при воспроизведении одного образа непроизвольно вспоминается другой образ.

Для того, что бы хорошо запомнить что-либо новое, нужно соотнести это новое с уже известным, то есть установить ассоциативную связь. Для установления прочной ассоциативной связи придется задействовать воображение. Реалистичные образы, которые мы «видим своими глазами» отражаются, «записываются» в ассоциативной коре головного мозга. Впоследствии воображение работает именно с этими образами. Метод ассоциативных связей также позволяет запоминать длинные ряды невзаимосвязанных слов. Этот метод называют цепной метод. Он строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций.

Для того же, чтобы научиться управлять своим процессом запоминания и овладеть техниками эффективного усвоения информации - то есть уметь встречать любую информации активно (а не рассчитывать только на свою натуральную, природную память) вам необходимо научиться создавать связи (или ассоциации) между любыми двумя фактами. Одним словом, первое чему необходимо научиться - это создавать ассоциации.

Не всякая ассоциация позволяет неразрывно связать между собой некоторые факты. Существуют так называемые принципы правильного ассоциирования, которые позволяют свести риск потери информации к нулю.

Как создавать ассоциации?

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

«Ассоциативные памятки или Биологические запоминалки»


Ассоциативные памятки или «запоминалки» – это фраза или образ не несущий сам по себе смысловой нагрузки, но позволяющий запомнить порядок, названия, цифры, правила, слова и многое другое. Использовать их удобно и увлекательно.

Ассоциативные памятки облегчают запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.

Использование таких памяток позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) использование ассоциативных связей обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.


При создании своих собственных «ассоциативных памяток» по биологии я использовала все перечисленные способы запоминания информации:



Ассоциирование;

Воображение;

Запоминание порядка элементов;

Построение опорных списков;

Способ последовательных ассоциаций (цепочка);

Способ связных ассоциаций;

Стихотворный текст в качестве опорных списков.

Цель создания ассоциативных памяток по биологии– способствовать установлению ассоциативной цепочки, и, как следствие, безошибочный воспроизведение определенной информации.



Гt1579842892aa.jpg лава 3.





Сборник

«Биологических

запоминалок»






Биология растений (Ботаника):


Ассоциативная памятка

Что означает




В ПОЛОСОЧКУ


t1579842892ab.jpg

В данном словосочетании зашифрованы все способы вегетативного размножения растений:

Ввегетативное размножение

П- прививкой

О- отводками

Л- луковицами, листьями

О- отпрысками (корневыми)

С- стеблями

О - одревесневшими побегами

Ч-черенками

К- клубнями, корневищами

У- усами







Л-ОР


t1579842892ac.jpg


Учащимися всегда забывается, по какой части стебля передвигаются вещества – вода с минеральными веществами и органические вещества. Данное слово – ЛОР, помогает запомнить данную информацию:

Л - луб

ОР - органические вещества

Если это воспроизвести, то понятно, что если по лубу движутся только органические вещества, то по сосудам древесины передвигается вода.



ДРЕВЕСИНКА


t1579842892ad.jpg



У луба и древесины есть еще и другие названия. Дети всегда их путают. Поэтому я придумала такую ассоциацию. Взяла уменьшительное слово «древесины» - «древесинка», выделила букву «К», что стало означать:


К- ксилема,

Если древесина – это ксилема, то

луб- это флоэма.


t1579842892ae.gift1579842892af.gif

t1579842892ag.gift1579842892ag.gif

П

Т


t1579842892ah.gif


t1579842892ai.gif

Т + П





t1579842892aj.png

Однодомные и двудомные растения.

На однодомных растения развиваются, как пестичные, так и тычиночные цветки. На двудомных либо, те либо другие.

Когда зарисовываешь такие домики, все сразу вспоминаешь.


Один домик и в нем буквы Т+Поднодомные.

Два домика с разными буквами Т или Пдвудомные.









БОБ

2 Б

t1579842892ak.jpg

Плод боб и стручок.

Дети часто забывают, у какого из этих плодов семена располагаются на створках плода, а у какого на перегородке створок. Вот какие ассоциации помогают запомнить данную информацию:

БОБ – 2 буквы Б – 2 створки – на них семена.

Если у бобов семена на створках, значит у стручков на перегородке.

Все просто!


Фотосинтез Происходит

Путем

Образования Органических Молекул

Ткани растений.

Бывает так, что учащиеся очень часто какую- нибудь ткань растений возьмут да и забудут.

Данное предложение помогает запомнить все ткани растений:

Ф- фотосинтезирующая

П- проводящая

П- покровная

О- образовательная

О- основная (фотосинтезирующая)

М- механическая



В высоту растет трава,

Листья дуговые.

Семядоля лишь одна,

Корни «мочковые».


t1579842892al.jpg

Однодольные и двудольные растения. Данные классы растений обладают определенными признаками. Такой стишок, с легкость помогает запомнить признаки данного класса.

Расшифровка стишка:

1.В высоту растет трава – для однодольных характерен вставочный рост, т. е. рост в высоту. Практически все однодольные травы.

2. Листья дуговые – листья имеют дуговое (тут же вспоминаешь где дуга там и параллель) и параллельное жилкование .

3. Семядоля лишь одна – 1 семядоля в семени.

4. Корни «мочковые» - корневые системы однодольных- МОЧКОВАТЫЕ.


Золушка

на Бал,

Платье

Яркое

Одела

и в Карету

Села.

Плоды покрытосеменных растений.

В этом мини-стишке зашифрованы названия сухих и сочных плодов растений отдела покрытосеменные.

Расшифровка стишка:

З- зерновка

Б-боб

П- померанец (цитрусовые)

Я- ягода, яблоко

О- орех, орешек

К- костянка, коробочка

С- семянка, стручок. t1579842892am.png

П Я Т К А


t1579842892an.jpg

Признаки семейств отдела Покрытосеменные.

Самая трудно запоминаемая информация относится к данной теме. Семейств много, признаков еще больше. Постоянно забываешь, что к чему относится. Вот некоторые ассоциации, помогающие расставить все на свои места:

Семейство Пасленовые.

П- пять (чашелистиков, лепистков и тычинок)

Я- плод Ягода

Т- представители Томат(вспоминаешь сразу, где томат, там и баклажан и картофель)

К- еще один плод : Коробочка

А- первая буква алфавита (1) – 1 пестик

Биология Животных (Зоология):


Ассоциативная памятка

Что означает

Император

Царственный

Торжественно

Корону

Отдает

Свою

Республике

Великой

Систематика животных.

Данное предложение помогает запомнить, то, что обычно путают и забывают все учащиеся – это основные таксономические единицы (или единицы систематики) и порядок их расположения.

Расшифровка:

И- империя

Ц- царство

Т- тип

К- класс

О- отряд

С- семейство

Р- род

В- вид

Хелицеры- верх


Педипальпы- ногощупальца


t1579842892ao.png

Класс Паукообразные:

Это конечности паукообразных, что верхняя челюсть, а что ногощупальца дети не могут прочно запомнить. В данной ассоциативной памятке я сделала ориентир на буквы алфавита и выделила их. После этого стало все легко вспоминать.

Расшифровка:

Хелицеры-верх - (буква Х в данном случае означает верхняя челюсть)


Педипальпы- ногощупальца ( ориентир на буквы ЛЬ, они есть и в слове ногощупальца)



У Эвглены хвостик-жгутик,


Сарконожки у Амебы,


Инфузория в ресничках,


А Кокцидия спортсмен.


t1579842892ap.png

Подцарство Одноклеточные . Основные классы подцарства.

Часто забывается, какой из представителей одноклеточных к какому классу относится. И еще часто путаешь у инфузории и эвглены органоиды передвижения – реснички или жгутики. Данный «стишок» помогает, легко все вспомнить.

Расшифровка:

ЭВГЛЕНА – ЖГУТИК (Жгутиконосцы)

САРКОНОЖКИ – АМЕБА

( Саркодовые)

ИФУЗОРИЯ – РЕСНИЧКИ (Инфузории или Ресничные)

КОКЦИДИЯ – СПОРтсмен

(СПОР- Споровики)












Биология Человека:


Ассоциативная памятка

Что означает

t1579842892aq.gift1579842892aq.gif - темнота

t1579842892ar.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gif

t1579842892as.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gif - свет

t1579842892ar.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gift1579842892ar.gif

t1579842892ar.gif t1579842892at.jpg

Зрительный анализатор.

На сетчатке глаза располагаются зрительные рецепторы, это палочки и колбочки. Одни отвечают за зрение на свету, другие в сумеречном свете. Учащиеся их постоянно путают.

Расшифровка:

1) Т- буква «Т» состоит из палочек, «Т»- это первая буква слова – ТЕМНОТА (сумерки), значит палочки отвечают за зрение в сумеречном свете.

2) Овал с лучиками- вызывает 2 ассоциации:

Овал- колбочка (колбы обычно круглые или овальные)

Лучики – солнце, а солнце это свет.

Вот такая цепочка ассоциаций. И все сразу легко запоминается.

Больщая лужа превращается в пруд.

Б_- Л_-Ж - П -П

t1579842892au.jpg

Круги кровообращения.

С трудом запоминается (в связи с обилием всей биологической информации) пути большого и малого кругов кровообращения, правое или левое предсердие, левый или правый желудочек? Такое предложение позволяет легко все запомнить.

Расшифровка:

Больщая Большой круг

лужа Левый Желудочек

превращается в -Правое

пруд Предсердие.

Это означает, что кровь по большому кругу кровообращения движется – от левого желудочка до правого предсердия ( по малому наоборот из правого желудочка до левого предсердия).

Маленький пирожок лопает Петя.


М- П- Ж- Л- П


t1579842892av.jpg

Круги кровообращения.

То же самое, только теперь это предложение дает возможность запомнить путь движения крови по малому кругу кровообращения ( если не может запомнить предыдущее предложение). Расшифровка:

Маленький - Малый круг

пирожок – Правый Желудочек

лопает - Левое

Петя- Предсердие.

По малому кругу движение крови идет из правого желудочка до левого предсердия.

Кt1579842892aw.jpgаждый

Рядовой

Солдат

Ох,

как Желает

Стать

Великим

Главнокомандущим

Опорно-двигательная система. Мышцы.

Такое предложение помогает запомнить мышцы головы ( по школьной программе).

Расшифровка:

Каждый Круговые глаза и

Рядовой - Рта

Солдат - Смеха

Ох,- Опускающая угол рта

как Желает - Жевательные

Стать - Скуловая

Великим - Височная

Героем –Грудино-ключично-сосцевидная

Общая Биология:


Ассоциативная памятка

Что означает


АМИНОКИСЛОТА


t1579842892ax.jpg

Нуклеиновые кислоты.

В молекуле ДНК, азотистые основания (аденин,тимин, цитозин и гуанин) располагаются (стыкуются) друг с другом по принципу комплементарности. Чтобы никогда не путать, достаточно воспроизвести в памяти одно слово- Аминокислота.

Расшифровка:

В слове АминокислоТа две буквы являются заглавными для двух азотистых оснований

АДЕНИНА и ТИМИНА.

Это значит, что :

АДЕНИН располагается напротив ТИМИНА (А-Т), соответственно:


ЦИТОЗИН только напротив ГУАНИНА(Ц-Г).

t1579842892ay.gift1579842892az.gift1579842892ba.gif

- 3 палочки

t1579842892bb.gift1579842892bc.gif

- 2 палочки

Нуклеиновые кислоты.

Между азотистыми основаниями Аденином, Тимином, Гуанином и Цитозином располагаются водородные связи. Количество их разное, либо 2 либо 3. Часто путаю, но данная памятка мне помогает.

Расшифровка:

Г- состоит из 3 палочек.

3 палочки = 3 связи

Т – состоит из 2 палочек.

2палочки – 2 связи.

Это значит, что между-

Т и А (они комплементарны только друг другу) – 2 связи

Г и Ц (они комплементарны только друг другу)3 связи

П - П

В - В

Т – Д


t1579842892bd.jpg

Белок. Связи в белковой молекуле.

4 структуры белковой молекулы и множество связей (водородные, пептидные, ионные, дисульфидные, гидрофобные), как запомнить? Данная ассоциация связана с буквами алфавита.

Расшифровка:

П-П- Первичная – Пептидные связи

В-В – Вторичнная – Водородные

Т –Д- (у буквы Т парная согласная Д) Третичная – Дисульфидные,

Ну а на Четвертичную остаются – Гидрофобные связи.

Все просто!


Пригласил

Миша

Аню

Танцевать

t1579842892be.png

Фазы митоза и мейоза.

Названия фаз деления клетки и их последовательность легко запомнить по этому предложению.

Расшифровка:

Пригласил -Профаза

Миша - Метафаза

Аню - Анафаза

Танцевать -Телофаза



Литература:



Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.

Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

Виктор Пекелис. «Твои возможности, человек.». М., Знание, 1986.

В.Козаренко «Эффективные и неэффективные способы запоминания». М «Знание», 2004, выпуск 57.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.

www.language-secrets.ru/hooks_example.php

www.upgradememory.ru/pg/metod_associacij.htm

www.ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника






16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.