Творческая синергия: опыт организации летнего городского практикума учителей изобразительного искусства
Творческая синергия: опыт организации летнего городского практикума
учителей изобразительного искусства
Лето – время, когда природа щедро одаривает нас яркими красками и вдохновением. Именно в этот период особенно остро ощущается необходимость в новых идеях и креативных подходах, особенно в сфере образования. Представляем уникальный опыт организации летнего городского практикума для учителей изобразительного искусства, который стал настоящим примером творческой синергии.
Синергия (греч. συνεργία «сотрудничество,помощь, содействие» — это явление, при котором несколько объектов во время взаимодействия усиливают свойства друг друга.
Командная синергия - это взаимодействие людей в команде для достижения общей цели. Основные элементы: чёткое распределение ролей, эффективная коммуникация и поддержка внутри коллектива.
Педагогам необходимо постоянно профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки и компетенции в современных условиях быстро меняющейся образовательной среды. Педагогам необходимо знать, уметь и применять новые техники в разных видах искусств. С помощью практикума можно решить проблемы, как обновить и углубить знания в предметной области, освоить современные образовательные технологии и методы обучения, расширить возможности для творческой деятельности учащихся, повышение мотивации и уверенности в своих силах.
Практикум собрал педагогов, стремящихся поделиться своими знаниями и открыть для себя новые горизонты в преподавании изобразительного искусства. Это стало не просто образовательной площадкой, а настоящим пространством для обмена идеями, где каждый участник мог почувствовать себя частью большого творческого процесса. В рамках практикума учителя не только получают знания и умения, но и помощь наставника, который помогает разобраться в новой технологии. Данная практика реализуется для педагогов ежегодно.
За годы проведения летнего практикума рассматривались следующие темы: работа с природными материалами, соленое тесто, фелтинг, мокрое валяние, модульное оригами, декупаж, работа с глиной, рисование на планшетах, аэрография, игрушки из ваты, вязание крючком, лепка из фарфора и полимерной глины, бумагопластика, работа с бисером и многое другое.
Для проведения практикума была поставлена цель – обеспечение профессионального роста педагогов, развитие их творческого потенциала и повышение качества образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение компетентности педагога в вопросах развития творчества детей.
- Оказание системной практической помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов.
- Мотивирование педагогов на творческую деятельность.
- Освоение новых материалов и работа с ними.
Летний практикум реализуется по следующей модели.
- В течение года на заседаниях ГМО (городского методического объединения) учителей изобразительного искусства разрабатывается и на весенней сессии утверждается план практикума.
- Каждый педагог предлагает какую-либо технику рисования, технологию, которую активно использует в своей практике, происходит обсуждение, общим решением выбираются те технологии, которые вызвали наибольший интерес педагогов.
- По мере необходимости приглашаем творческих людей нашего города и планируем экскурсии.
- На практикуме происходит обмен опытом, актуализация знаний участников практикума.
- Для практикума заранее составляется список необходимых инструментов и материалов для каждого занятия.
- На практикуме педагоги приобретают практические навыки, закрепляют и углубляют знания.
Основной формой реализации проекта является мастер-класс – это технология трансляции педагогического опыта, которая демонстрирует обучение новому навыку или методу.
Занятие практикума обычно проходит по плану:
- Теоретическая часть: теория о базовых понятиях и принципах работы, актуализация.
- Практическая часть: создание изделия по заданной теме, коллеги делятся успехами и трудностями, с которыми столкнулись во время выполнения задания.
- Подведение итогов: обсуждение и анализ результатов, возможности использования технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Пример из опыта реализации практики – мастер-класс «Брошь из бисера»
План мастер -класса:
- Теоретический материал: участники узнают о материалах, необходимых для изготовления изделия и популярных техниках.
- Актуализация знаний: выполнение эскиза своего варианта броши.
- Демонстрация приемов изготовления броши. Методы и приемы, позволяющие реализовать на занятиях данную технику.
- Практическая работа. Технология изготовления, последовательность, приемы работы, организация рабочего места.
- Подведение итогов, анализ результатов, акцентирование внимания на проблемах и успехах, предложение эффективных мер для улучшения технологии изготовления изделия.
Эффективность летних практикумов оценивается по следующим критериям:
- Взаимодействие педагога с коллегами, помощь при создании изделия.
- Создание творческой рабочей атмосферы
- Активная творческая работа
- Возможность применения новых технологий.
По итогам практикума участники отмечают рост профессиональных компетенций, новые знания в современных техниках декоративно- прикладного искусства, расширение кругозора и укрепление связей между образовательными учреждениями. Полученные знания и опыт коллеги активно используют в дальнейшей работе, что приводит к новым успехам в обучении подрастающего поколения.
Приложение 1
План городского летнего практикума
Программа городского практикума учителей изобразительного искусства
Тема: Технологии, применяемые в прикладном творчестве.
Цель: знакомство с различными художественными технологиями, применение различных материалов в ДПИ, приёмы и методы работы при изготовлении игрушек из пряжи и природных материалов, использование игр во внеурочной деятельности, создание условия для формирования практических навыков при работе с разнообразными материалами, создание анимации с использованием графического планшета. Знакомство с опытом работы педагогов методического объединения города.
Тема | Дата | Материалы | Ответственный |
1.Приёмы и методы работы при изготовлении вязанных игрушек крючком. 2.Использование игр для развития дизайнерских навыков учащихся 6-8 классов. | 26 июня | Пряжа цветная, крючок для вязания, иголки, фурнитура для оформления. | Учителя ИЗО образовательных организаций города |
1. Приёмы и методы работы при изготовлении вязанных игрушек крючком. Оформление игрушек, завершение работы. 2. Графический дизайн. Анимация. | 27 июня | Пряжа цветная, крючок для вязания, иголки, фурнитура для оформления. Планшет. | |
1. Применение природных материалов для создания новогодних игрушек в экостиле. Изготовление основы игрушки. 2.Игровые моменты на занятиях во внеурочной деятельности. | 28 июня | Ножницы, картон, фольга, клей «Момент. Кристалл» или клеевой пистолет, сизаль светлых и тёмных оттенков. | |
1. Применение природных материалов для создания новогодних игрушек в экостиле. Оформление игрушки. 2. Графический дизайн. Анимация. | 29 июня | Ножницы, картон, фольга, клей «Момент. Кристалл» или клеевой пистолет, сизаль светлых и тёмных оттенков. Планшет | |
Творческая копилка. Подведение итогов практикума. | 30 июня | По согласованию. |
Приложение 2
Работы коллег в технике «Применение природных материалов для создания новогодних игрушек в экостиле»
Приложение 3
Работы коллег по теме «Брошь из бисера»