Предварительный просмотр презентации

Творческие письменные работы в средней и старшей школе в рамках подготовки к ГИА МАОУ «СОШ №6» Леонтьева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

5 класс

Работа с текстом. Знакомство с понятием «абзац» Прочтите учебный материал. Выделите ключевые мысли. Докажите, что это текст. Выделите абзацы. Каждый текст содержит тему и основную мысль. Они могут отражаться в заголовке текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, к чему призывает, на что обращает внимание. Главная мысль может быть также сформулирована в одном или нескольких предложениях текста. Иногда её необходимо сформулировать самостоятельно. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. Поэтому текст часто состоит из нескольких частей. Эти части называют абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит основную мысль, микротему. Поскольку основная тема распадается на несколько микротем, то и текст делится на несколько абзацев. Слово «абзац» немецкого происхождения. Оно имеет два значения: 1) Отступ от начала строки, который называется красной строкой. 2) Группа предложений между двумя отступами.

В древних книгах отступ от начала строки выделялся красной краской (киноварью) и специально оформленной первой буквой – буквицей. Её не только писали красным цветом, но и украшали, поэтому и называли её красной, то есть красивой. Абзац, как группа предложений между двумя отступами, часто имеет определённую структуру: зачин, в котором заключается новая мысль, разработка или развитие мысли и концовка, свидетельствующая о том, что микротема исчерпана.

Выделяем ключевые слова, мысли Каждый текст содержит тему и основную мысль. Они могут отражаться в заголовке текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, к чему призывает, на что обращает внимание. Главная мысль может быть также сформулирована в одном или нескольких предложениях текста. Иногда её необходимо сформулировать самостоятельно. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. Поэтому текст часто состоит из нескольких частей. Эти части называют абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит основную мысль, микротему. Поскольку основная тема распадается на несколько микротем, то и текст делится на несколько абзацев. Слово «абзац» немецкого происхождения. Оно имеет два значения: 1) Отступ от начала строки, который называется красной строкой. 2) Группа предложений между двумя отступами. В древних книгах отступ от начала строки выделялся красной краской (киноварью) и специально оформленной первой буквой – буквицей. Её не только писали красным цветом, но и украшали, поэтому и называли её красной, то есть красивой. Абзац, как группа предложений между двумя отступами, часто имеет определённую структуру: зачин, в котором заключается новая мысль, разработка или развитие мысли и концовка, свидетельствующая о том, что микротема исчерпана.

Каждый текст содержит тему и основную мысль. Они могут отражаться в заголовке текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, к чему призывает, на что обращает внимание. Главная мысль может быть также сформулирована в одном или нескольких предложениях текста. Иногда её необходимо сформулировать самостоятельно. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. Поэтому текст часто состоит из нескольких частей. Эти части называют абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит основную мысль, микротему. Поскольку основная тема распадается на несколько микротем, то и текст делится на несколько абзацев. Слово «абзац» немецкого происхождения. Оно имеет два значения: 1) Отступ от начала строки, который называется красной строкой. 2) Группа предложений между двумя отступами. В древних книгах отступ от начала строки выделялся красной краской (киноварью) и специально оформленной первой буквой – буквицей. Её не только писали красным цветом, но и украшали, поэтому и называли её красной, то есть красивой. Абзац, как группа предложений между двумя отступами, часто имеет определённую структуру: зачин, в котором заключается новая мысль, разработка или развитие мысли и концовка, свидетельствующая о том, что микротема исчерпана.

Как бы Вы разделили этот текст на абзацы? ДВА ПЛУГА Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу. Другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось так, что через несколько лет оба земляка опять встретились. Плуг земледельца блестел, как серебро. Он был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской. А плуг, который пролежал без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. Скажи, пожалуйста, почему ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого. Тот отвечал:— От труда, дружок. А ты заржавел потому, что все это время пролежал на боку, ничего не делал. (По К. Ушинскому)

Деталь в тексте; Деформированный текст: собери пазл; Сжимаем текст; Составляем цепочку ключевых слов; Составляем из ключевых слов предложения, микротекст; Пишем биографический очерк или статью по ключевым словам

Художественный повествовательный текст композиция; завязка; кульминация; развязка; иллюстрации; устное словесное рисование.

Рассуждение цепочка тезисов; тезис – аргументы – вывод; отличие развёрнутого ответа на вопрос от сочинения.

Три кита текста Вступление Основная часть Заключение

Сочинение на лингвистическую тему Лингвистическая сказка Рассуждение по цитате Толкование слова или термина Бестолковый словарь Научный перевод пословиц и поговорок Связный текст из словарных слов или слов на изученную орфограмму Бином фантазии

10 класс

Формулировка задания 27 (сочинительная часть) «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ( избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями, проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора. Обоснуйте своё отношение к позиции. Объём не менее 150 слов. Работа без опоры на текст или пересказанная не засчитывается».

Критерии проверки и оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом Нормы оценивания Типичные ошибки Примерная структура работы с опорой на критерии

Анализ текста Речеведческая терминология; Средства изобразительной выразительности; Лингвистический анализ; Целостный и комплексный анализ текста;

Банк заданий Небольшие по объёму тексты - для речеведческого анализа, - как материал для написания сочинения, - как литературные аргументы для обоснования своей позиции.

Л. Улицкая. Бумажная победа Сопоставительный анализ Роль детали в выражении авторской позиции Полная версия рассказа _____________________ Отрывок текста ___________________ Анализ сочинений по этому произведению других учеников ( 4 варианта) с опорой на критерии. Создание собственного текста и проверка по критериям работ друг друга.

Сопоставительный анализ художественного и публицистического текста на одну проблему А . Генис «Памяти книги» _____________________ М. Гелприн «Свеча горела» _____________________

«С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную» М. М. Пришвин