Статья из опыта проектной деятельности «Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников»
Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников в проектной деятельности.
Из опыта работы Шутковой Татьяны Михайловны, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №33», город Нижний Новгород.
В декабре накануне Нового года в группе был осуществлён проект «К нам приходит Новый год». Цель проекта: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе проектирования и реализации новогодних праздников.
В рамках проекта в подготовительной к школе группе был проведён конкурс совместных детско-родительских творческих работ по теме «Снегурочка и её друзья». Ребятам и их родителям было предложено выполнить творческую работу (на выбор): открытку, мини-книжку, рисунок, аппликацию, сюжетную композицию, поделку.
По итогам конкурса каждая работа была рассмотрена, оценена, все работы представлены на выставке в группе для обозрения детьми и родителями. Воспитанники (участники конкурса) рассказали о своей поделке: что это, из чего сделана поделка, почему выбран именно такой вид продуктивной деятельности, что делал сам ребёнок, как помогли взрослые.
Представлены были работы разной степени сложности, но все дети старались. Конечно, каждому участнику хотелось, чтобы его работа была признана лучшей. По результатам открытого (корректного!) обсуждения победителем была признана работа Алёны Горбуновой и её мамы «Снегурочка и её друзья» как наиболее соответствующая условиям конкурса. Но никто из ребят не был обижен: все участники получили грамоты и сладкие призы.
Очень радует такая активность родителей и желание детей поддерживать инициативу педагогов. Такой отклик означает, что были решены задачи по вовлечению родителей в образовательный процесс, развитию воображения и творческой активности, повышению уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, налажено живое позитивное общение детей с родителями.
Очень важным для всех участников проекта стало создание условий для эмоционального подъёма и ощущения приближающегося праздника, в том числе и выставка творческих работ, и красиво украшенные своими руками групповое помещение и групповая ёлка. Огромную работу проделали педагоги, дети, родители, готовясь к новогоднему утреннику «Книга Сказок: в поисках Деда Мороза»: почти каждый ребёнок получил роль, разучивал её, отрабатывал ролевые диалоги, вместе с родителями готовил соответствующий костюм и атрибуты. Дети вспоминали сказки, сказочных персонажей, их наряды, обсуждали поступки, поведение героев сказок, мимику, жесты, манеру разговора.
Развитие эмоциональной сферы детей подразумевает и развитие навыков адекватного социального поведения, формирование позитивных способов общения как с членами своей семьи, так и с ровесниками, и с другими взрослыми людьми. Радует, что в ходе проектной деятельности такие задачи были решены, а цель проекта достигнута.
На фото: наша ёлочка. Снежинки из бумаги сделаны родителями.
Предлагаю ознакомиться с предновогодними совместными детско-родительскими работами конкурса «Снегурочка и её друзья», осуществлённому в подготовительной к школе группе в декабре 2019 года.
На фото работа Алёны Горбуновой и её мамы «Снегурочка и её друзья» (вата, картон, искусственный мех, ткань, игрушка-кукла) - победитель конкурса.
Ниже: На фотографиях работы детей и их родителей, выполненные в различных техниках, из разных материалов (бумага, пластилин, природный и бросовый материал, ткань и пр.). В этом году появилось больше работ с использованием ткани. Ребята и родители стали брать для поделок и тесьму, и искусственный мех, и пуговицы, и бусины, что, несомненно, обогащает тактильный опыт детей и способствует познавательному развитию.
На фото: работа Коли Байгулова «Снежная поляна» (бумага, природный материал, пластилин, вата).
На фото: работа Василисы Колосовой «Новогоднее поздравление символа года» (картон, бумага, вата, бусины).
На фото: работа Таи Земляницыной «У новогодней ёлки» (бумага, природный материал, вата, пластилин, игрушка-Дед Мороз).
На фото: Книжка-малышка Симы Турусовой «Подарки Деда Мороза» (бумага, нить, ткань, вата, тесьма) и поделка Даши Рябышевой «Снеговик спешит на праздник» (природный материал, искусственный мех, пуговицы).
На фото: новогодняя композиция Даши Гришиной (ёлочная мишура, ёлочные шарики, бусины, вата, игрушки из киндер-сюрприза).
На фото: «Снеговик» Пети Ефимова (вата, ткань), «Ёлка» Егора Околова (окрашенный пластик, новогодняя игрушка-звезда, тесьма), «Снеговик» Егора Махрова (нить, ёлочная мишура, бумага, ткань).
На фото: новогодняя композиция Миланы Ноженкиной (природный материал, бумага, пластилин), работа Елисея Давыдова «Зимняя сказка» (пластилин, стеклянный шар на подставке, блёстки).
Ниже: на фотографиях групповая выставка творческих работ детей и родителей.
Проект всеми был оценен как очень удачный: выставка творческих работ – очень хорошая, утренник получился отличный, все детки справились с волнением и роли отыграли великолепно; и взрослые, и дети ушли на новогодние каникулы в прекрасном настроении и с желанием и дальше познавать и творить, а это самое главное для гармоничного развития ребёнка.
При планировании и организации проекта была использована литература:
А.М.Вербенец, О.В.Солнцева, О.Н.Сомкова. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб. - метод. пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 272 с.
Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А.В.Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / авт.-сост. Н.П.Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.