Панченко Любовь Алексеевна

педагог дополнительного образования, МБОУ ДО ДМЦ, г. Краснодар

pancenkolubov840@gmail.com, 8-988-477-03-27


Развитие исследовательской деятельности дошкольников (из опыта работа)


Аннотация: Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Они пытаются самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.   Дети включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, используют опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». В этом возрасте будет уместно вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность.


Ключевые слова: вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность; развитие поисковых умений; любознательность, обогащение словарного запаса; алгоритм построения исследовательской  деятельности; мыслительную деятельность детей.


Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

По своим характеристикам головной мозг пяти-шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека - расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра-раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т. д.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?».

Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный и социальный  мир, необычные события и факты. У них появляется интерес к обитателям лесов и джунглей, морей и  океанов, других стран и космоса и многое другое.

Дети 5-6 лет пытаются самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет ребенок начинает «философствовать» о происхождении солнца, луны, Земли и другого. В наш век современных компьютерных гаджетов дети «берут» знания из фильмов, телевизионных программ, с интернет-ресурсов.

  Под руководством педагога пяти-шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы: «Проверю!»: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». И тут главное, не начать делать за них!

Тут должно сыграть большую роль умение педагога в этот момент поддержать и направить любопытство и интерес ребенка в «нужное» русло.

Исходя из выше изложенного, в этом возрасте будет уместно вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность. Это могут быть как индивидуальные проекты, так и групповые.

Чем хороши групповые проекты в этом возрасте? Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Такой активный интерес к сотрудничеству приводит совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Педагогу необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Детская исследовательская деятельность на практике в ДОУ, в центрах дополнительного образования используется недостаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Исследованием, экспериментированием  пронизаны все сферы детской деятельности. Дошкольник сам по себе исследователь, он проявляет интерес к разным видам исследовательской деятельности. Например, экспериментирование позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе, развивать мышление, логику, творческую направленность ребенка.

Одна из целей ФГОС ДО звучит так, что на завершающем этапе дошкольного образования «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать». Данные качества эффективно формируются посредством исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее развивается его речевой словарь и процесс формирования умения использовать его в конкретных условиях общения.[1]

Конечно, руководство за таким видом деятельности ребенка лежит на взрослом. При выборе темы исследования не стоит полностью отдавать власть выбора ребенку, можно учитывать его интерес. Тема должна быть доступной для изучения, она должна принести ему пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности. И хорошо, если тема оригинальна.

В принципе, все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений,

 эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов,

теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. [2]

Мною разработан ряд занятий, направленных на исследовательскую деятельность с детьми 5-6 лет и объединенных в методическое пособие «Знайка», реализуемый на базе МБОУ ДО «Детского морского центра имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова»
г. Краснодара.

Данная исследовательская деятельность направлена на:

- стимулирование стремления дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов.

- обеспечение постепенное овладение детьми исследовательскими умениями;

-  создание ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опыта самостоятельного экспериментирования/исследования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска;

- создание обстановки «радости общего открытия нового» в процессе исследовательской  деятельности;

- обеспечения развитие творческого мышления, активной субъективной позиции и самостоятельности в решении возникающих проблем, выработке гипотез, предположений;

- активизирование речевое развитие детей.

Методы исследовательской деятельности, которые используются при работе с детьми:

  1. Различные эксперименты и опыты с  водой (процесс изменения при разной температуре), песком, снегом, бумагой, с выращиванием овощей, фруктов, проращиванием различных семён и другими веществами.
  2. Наблюдение за живой и неживой природой: за поведением животных, птиц, насекомых; за ростом растений, изменений на почве в различные времена года и т.д.
  3. Коллекционирование камней, минералов, изготовление гербария т т.п.
  4. Изучение наглядного материала. Например, макеты планет, солнечной системы, моделей техники. Самостоятельное изготовление моделей.
  5. Работа с фотографиями, иллюстрациями, видеоматериалами. Изготовление своих видеофильмов на различные тематики.

Алгоритм построения исследовательской  деятельности: [3]

- интересное начало – «точка удивления»;

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

Модель построения исследовательской  деятельности может меняться в зависимости от задачи.

Занятия разделены на блоки:

- живая природа;

- неживая природа;

- физические явления;

- рукотворный мир (изготовление моделей).

При работе используются приемы, которые стимулируют мыслительную деятельность детей, это использование произведений устного народного творчества, поэтических и прозаически произведений, произведения искусства, кинематографии.

Данная методическая разработка  обеспечивается методическими рекомендациями и разработками системы занятий для старшей и подготовительной к школе группы.

Удовлетворяя свой интерес в процессе активной исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Формирование исследовательских умений дошкольников — одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС. Современный мир меняется стремительно, и порой руководствоваться  наработанными стереотипами уже невозможно, и тут на помощь приходит умение проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому педагогам необходимо постоянно находиться в поиске новых форм и методов, новых программ и технологий.










Список использованной литературы

  1. Мисякова, Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности / Л. В. Мисякова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 13-15.
  2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Савенков А. И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.













Комментарии
Комментариев пока нет.