1. Задание на развитие восприятия (методика поиска информации)
Таблица музыкальных жанров
Предлагается таблица, заполненная музыкальными жанрами.
ЗАДАНИЕ: подсчитать, сколько раз встречается каждый из жанров.
При выполнении задания фиксируется время.
балет |
сюита |
романс |
соната |
марш |
романс |
танец |
песня |
песня |
опера |
марш |
симфония |
песня |
сюита |
романс |
симфония |
баллада |
соната |
баллада |
симфония |
кантата |
опера |
кантата |
балет |
танец |
сюита |
романс |
балет |
танец |
соната |
концерт |
марш |
опера |
баллада |
концерт |
песня |
кантата |
сюита |
песня |
романс |
соната |
опера |
соната |
сюита |
кантата |
опера |
марш |
симфония |
соната |
концерт |
кантата |
танец |
марш |
кантата |
баллада |
балет |
баллада |
кантата |
опера |
баллада |
марш |
кантата |
романс |
концерт |
сюита |
кантата |
сюита |
баллада |
марш |
соната |
кантата |
опера |
соната |
романс |
песня |
танец |
марш |
симфония |
романс |
симфония |
сюита |
симфония |
балет |
соната |
опера |
баллада |
танец |
соната |
кантата |
романс |
опера |
баллада |
опера |
песня |
кантата |
песня |
баллада |
концерт |
песня |
концерт |
2. Творческое задание на развитие целостного восприятия образа произведений искусств
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями разной тематики. Звучит музыка (связанная с темой), по окончанию прослушивания дети открывают конверты, читают и выбирают то стихотворение, которое по их мнению созвучно прозвучавшему музыкальному произведению.
3. Творческие задания на развитие воображения
- школьнику предлагается в танце под музыку выразить какой-либо образ: «бабочка», «кошка», «лошадка», «конфета» и т.д.
- учащимся дана картинка с изображением какой-либо ситуации, нужно придумать, что предшествовало этой ситуации (её причины) и что произойдёт в дальнейшем. Задание можно выполнять по группам. Затем разыграть эти ситуации.
4. Сочинение музыкальной сказки и рисование иллюстрации к этой сказке. Потом вместе с учителем составляется книжечка авторских сказок.
5. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о темпе
- использование карточек с различными рисунками, где изображено движение. После прослушивания произведения дети поднимают карточку, соответствующую темпу музыкального произведения;
пример карточек:
- передача мяча под музыку ускорения и замедления (при быстром темпе музыкального произведения мяч передаётся быстро из рук в руки и наоборот при медленном темпе музыки);
- составление рассказа, где герои или предметы подчиняются по каким-то причинам агогике (изменению темпа). При этом дети могут употреблять музыкальные термины, связанные с темпом музыки (аллегро, адажио, престо, анданте и т.д.).
Например:
Мы с классом пошли в лес. Медленно прогуливаясь по лесу, вдруг заметили, как быстро пробежал заяц, и не спеша прыгала белка… и т.д.
6. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о ладе как средстве музыкальной выразительности
- использование карточек с тёмными и светлыми цветами. Дети на слух определяют лад и поднимают карточку, соответствующую данному ладу. Также использование карточек, где изображены разные рисунки,
пример:
- досочинить заданную мелодическую интонацию на определённые слова, соблюдая ладовую окраску, предложенную первоначально.
7. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о динамике
- мимикой и жестами изобразить динамический характер: форте, меццо форте, пиано;
- передать в рисунке через явления природы динамические оттенки;
- использование игровой ситуации: ведущий выходит за дверь, класс прячет игрушку. Ведущий, вернувшись, находит игрушку по звуку (чем громче поёт класс, тем ближе игрушка и наоборот)
8. Вокальная импровизация:
- мини-рассказы (учитель читает или нараспев рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры вокальных импровизаций)
пример:
Пошли дети в лес, чтобы не потеряться, стали аукаться … (вокальный пример детей). В лесу они услышали пение кукушки … и стук дятла. Закапал дождик… А потом тучки ушли и запел соловей…
9. Ритмико-двигательная импровизация
Учитель рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры ритмико-двигательной импровизации.
Пример:
- дети собрались на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице… и пошли по улице пешком… Придя к другу, каждый из детей поздравил его… Потом они танцевали вальс (звучит музыка вальса) … и польку (музыка польки) …
- Это деревья в лесу,
Ветер сбивает росу.
Это птицы летят,
Крылья сложили назад.
10. Игра «Музыкальная карусель»
Дети рассаживаются по группам. Учитель объявляет тему, 1 группа вспоминают одну из песен на эту тему, поют 1-2 строчки и передают эстафету другой группе. Время на раздумье- 15 секунд. Если какая-то группа не отвечает, то сходит с карусели. Выигрывает та группа, которая остаётся.
Темы «музыкальной карусели»
- песни, в которых упоминаются города,
- вода, в любом состоянии,
- родственники (мама, папа и т.д.)
- музыкальные инструменты.
11. Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан»
Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу: «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой.
- Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту
- 1 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку
- 2 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано
- 3 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и гитару
и т. д.
Проговаривая свой инструмент, учащиеся имитируют игру на этом инструменте.