Творческий проект «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
имени А.В.Филипченко
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
Творческий проект
Выполнила
Захарова Мария Ивановна
учитель русского языка и литературы
Острогожск 2020г.
Содержание
Введение
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы
1.1 Понятие об информационных и коммуникационных технологиях
1.2 Использование ИКТ при изучении литературы
Глава 2. Использование ИКТ при изучении разных разделов литературы 2.1 Устное народное творчество 2.2.Древнерусская литература
2.3. Русская литература XVIII века
2.4.Русская литература XIX века
2.5.Русская литература XXвека
2.6.Зарубежная литература
Заключение
Использованная литература
Научить человека жить в информационном мире —
важнейшая задача современной школы.
А.П.Семенов
С изобретением компьютера, с создания всемирной компьютерной сети Интернет человеческая жизнь очень существенно изменилась. Изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.
Применение информационных технологий на уроках литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Актуальность моей работы заключается в том, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может играть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. ИКТ можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках литературы. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний) и с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы и поделиться наработанным опытом.коммуникационный технология изучение литература
Исходя из цели работы, я выделила следующие задачи:
Изучение научной литературы по данной проблеме;
Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы;
Анализ применения компьютерных технологий при изучении каждого раздела литературы.
Данная тема неоднократно попадала в поле зрения таких исследователей как Иванова Ю.В.1, Махмутов М.И.2, Смелкова З.С.3, Селевко Г.К.4, Пахомова Н.Ю.5, Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. 6, Соколов Д.И.7 и многих других.
Между тем, очень интересно проследить особенности использования компьютерных технологий на уроках литературы.
При написании работы мною были использованы многочисленные публикации из журналов «ИКТ в образовании», «Школьные технологии» и литература в школе». Структура и объем работы обусловлены спецификой поставленных задач. Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Таким образом, тема моей творческой работы посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературы – использованию компьютерных технологий.
Понятие об информационных и коммуникационных технологиях
Информационные и коммуникационные технологии в школе (ИКТ) - общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. 8
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании9:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Виды мультимедиа и их применение на уроках литературы
Информационные технологии используются на уроках литературы на следующих этапах:
во вступительном слове учителя или учащихся;
на этапе предъявления учебной информации;
на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;
во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;
при подготовке к ЕГЭ и ГИА.10
Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы биографии писателей, и интерактивной доски на уроке литературы
В кабинете, оснащенном компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях.
Технические возможности кабинета русского языка и литературы – это наличие интерактивной доски, коллекции дисков, обучающих программ, выход в Интернет. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).11
Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности.
Сейчас в распоряжении учителя имеется много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.
На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Работая с этими тестами, ученики встретятся с различными заданиями, разнообразие которых объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.12
Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов.
На уроках литературы можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ литературе». Достоинство электронного учебника в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.
С помощью мультимедийного проектора учитель может демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.
Коллекция дисков виртуальной школы «BCM»13, предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» 14 материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты позволяют разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно послушать арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, проникнуться романсом «И скучно, и грустно». Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предложить кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.
Издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной), где учащиеся могут прослушать актерское чтение произведений и ответить на вопросы, которые им задает компьютер.15
На уроке литературы также можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, на родине С.Есенина, П.П.Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты (klassika.ru - электронная библиотека русской классической литературы, litera.ru, litera.edu.ru ), просмотреть шедевры советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также является проектная деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Невозможно обойтись без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по литературе, в научно-исследовательской работе. Подготовка презентаций — это творческий процесс, совместная деятельность учителя и ученика. Результатом проектной работы могут стать электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.
Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Применение компьютерных технологий позволило наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.16
Использование компьютера позволяет формировать и такие виды познавательной деятельности учащихся, как работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы (http://slovar.lib.ru, http://www.gramota.ru и т.д.), создание творческих работ.
2.3. Использование ИКТ при изучении разных разделов литературы
1. Устное народное творчество
Тема «Сказка как жанр фольклора» 5 класс
Первый урок изучения русских народных сказок в 5 классе, на котором ребята вспоминают изученные ранее сказки, знакомятся с типами сказок, их героями, особенностями. Урок завершает анимированный тест. В архиве, кроме презентации, вы найдёте методическое сопровождение. (Приложение 1.)
2. Древнерусская литература
Тема « Древнерусская литература. «Повесть временных лет». 7 класс
Первый большой раздел в 7 классе - древнерусская литература, и мы снова изучаем "Повесть временных лет". На этот раз мы знакомимся с "Похвалой Ярослава книгам" и "Поучением Владимира Мономаха". Поэтому презентация включает два урока по этим двум произведениям. Презентация, как всегда, дополнена видео-файлами: "История учения книжного", "Мономах" и "Ярослав Мудрый".(Приложение2.)
3. Литература XVIII века
В данном архиве находится презентация и необходимые для её работы видеофайлы. Обращайте внимание на ссылки, по которым необходимо переходить. Видео работает по щелчку (то есть встроен триггер).( Приложение3)
4. ЛитератураXIXвека
Тема « В гостях у дедушки Крылова.» 5 класс. Внеклассное чтение
Урок-игра по басням Крылова представляет собой Свою Игру. С игрового поля вы попадаете на слайды с вопросами. В архиве, кроме презентации, вы найдёте методическое сопровождение.(Приложение4.)
5.Русская литература XX века
Тема «А.И.Куприн. «Поединок». Проверочная работа» (Приложение5)
6. Зарубежная литература
Система уроков по трагедии Шекспира «Гамлет».Презентация и ролики из кинофильма и спектакля на Таганке.(Приложение 6.)
Проделав данную работу, я пришла к следующим выводам:
ИКТ ‑ это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. А также это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам литературы;
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• развивают творческий потенциал учащихся;
• осовременивают урок.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках
• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
• Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
• Тренажёр
• Контроль за умениями, навыками учащихся
• Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует
повышению качества обучения;
эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
развитию самостоятельности учащихся;
развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация).
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001, № 3.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии, 2000, № 6.
Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения литературе.-М., 2010.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.
Иванова Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск, 2007.
Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов. - М., 1978. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004, № 6.
Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога.- М., 2005.
Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий.- ИЯШ.-2007.- №6.- с 2-7.
Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М., 2008.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.
Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л., 1990.
Соколов Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе.- М.,2009.
Тогиев Т. Будем работать по-старинке? // ИКТ в образовании, 2004, № 5.
Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении литературе: метод пособие. Пермь, 2007.
www.bcm.ru
www.drofa.ru
Размещено на Allbest.ru
1 Иванова Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск, 2007.
2 Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов. - М., 1978.
3 Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л., 1990.
4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.
5 Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога.- М., 2005.
6 Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М., 2008.
7 Д.И. Соколов. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе.- М.,2009.
8 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008.-с. 51-52
9 Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий.- ИЯШ.-2007.- №6.- с 2-7.
10 Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении литературе: метод пособие. Пермь, 2007.-с.27
11 Д.И. Соколов. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе.- М.,2009.-с. 73
12 Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения литературе.М., 2010.- с.81
13 www.bcm.ru
14www.drofa.ru
15 http://slushai-knigi.ru
16 Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.-с. 68