Творческий проект по тестопластике «Веселые мукосольки»

0
0
Материал опубликован 15 January




Творческий проект по тестопластике

«Веселые мукосольки»

Срок реализации: сентябрь 2024г.



Ум ребенка находится 

на кончиках его пальцев

 В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делают данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применяется для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».

Преимущества соленого теста:

1. Можно приготовить в любой момент

2. Легко отмывается и не оставляет следов

3. Безопасно при попадании в рот

4. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о важности работы с воспитанниками в данном направлении.

Цель проекта: приобщать детей к народному искусству тестопластики, создать условия для «открытия» свойств теста и освоения базовых способов лепки; поддержать первые радостные проявления художественного творчества.

Задачи:

Познакомить с солёным те­стом как пластичным мате­риалом, помочь выявить его свойства.

Поддержать интерес к экс­периментированию с солё­ным тестом и накоплению начального художественного опыта.

Создать условия для освоения базовых способов лепки и их свободного применения в ху­дожественной деятельности.

Инициировать мотивирован­ное включение в совместную деятельность со взрослым и другими детьми в процессе создания фигурок и рельефных «картин» из солёного теста.

Развивать восприятие, ассо­циативное и наглядно-образ­ное мышление, воображение, речь.

Повышать педагогическую компетентность родителей посредством консультативной поддержки и совместной творческой деятельности.

Методическое обеспечение проекта

2. «Арт – методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»(от двух месяцев до трех лет)/ под редакцией И.А. Лыковой. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.

3. Антипова М.А. Соленое тесто : необычные поделки и украшения : красивые вещи своими руками / М. А. Антипова. - Москва: РИПОЛ классик; Ростов-на-Дону: Владис, 2007.

4. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто», Дрофа Плюс, 2009 г.

5. Лыкова И.А. , Грушина Л.В. «Подарки из соленого теста. Тестопластика» Издательство: Карапуз, 2008 г.

Целевая аудитория и управление проектом: родители (законные представители), воспитанники, педагогические работники

Организация развивающей предметно-пространственной (образовательной) среды

Взаимодействие с детьми и родителями в рамках проекта осуществляется посредством различных современных форм и методов в открытых образовательных пространствах:

открытое образовательное фойе

открытое пространство творческой деятельности

творческий центр «Мукосольки»


Назначение и специфика помещений

Таблица 1


Наименование помещения




Целевое назначение



Открытое пространство творческой деятельности



Развитие творческих способностей, самовыражение



Открытое образовательное фойе



Расширение опыта общения,

формирование социально-

коммуникативных способностей



Творческий центр «Мукосольки»




Активизация и реализация игровых

интересов, индивидуализация

решаемых задач



Для реализации творческого проекта использовались следующие активные формы и методы взаимодействия с детьми: краткосрочные образовательные практики, творческие мастерские, экспериментирование с материалами и веществами.

Краткосрочная образовательная практика - это организованная совместная деятельность (воспитатель - ребенок), имеющая конкретный (конечный) образовательный результат.

Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая создает условия для получения каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия.

Экспериментирование с материалами и веществами -  это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента.


Стратегия и механизм реализации проекта

Таблица 2


Цель

Содержание деятельности





Подготовительный

Выявление образовательных потребностей и запросов

1. Изучение литературы по данной теме

2. Постановка целей и задач проекта для педагоговдетей и родителей, подборка видов работы в соответствии с поставленными задачами.

3.Создание творческого центра «Мукосолька», оснащение его необходимым для работы оборудованием.

4. Создание картотеки опытов и экспериментов.

Основной


Формирование эффективной системы взаимодействия


Краткосрочные образовательные практики:

1.Лепка- экспериментирование «Тили- тили тесто…» (знакомство с пластическими материалами)

2.Лепка и рисование на тесте «Игрушки – мукосольки» (картинки на тесте)

3.Лепка предметная «Вкусное печенье» (картинки из теста)

4.Игры с тестом в свободной деятельности 

Творческая мастерская «В гостях у Мукосольки»

Экспериментирование с тестом «Веселые поварята»

Итоговый

Изучение удовлетворенности родителями качеством взаимодействия

1.Украшение детского сада и группы совместно с родителями

2.Выставка детских работ «Веселые Мукосольки»




Результаты реализации проекта:

1. Формирование интереса детей к тестопластике. 

2.Творческое развитие детей.

3.Развитие у детей мелкой моторики рук.

4.Заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.


Приложение 1

Азбука лепки: формование деталей

На примере мукосолек пе­дагог в доступной форме знакомит детей с искусством тестопластики. Создает условия для освоения базовых способов леп­ки доступных детям образов.

Базовые формы в лепке:

- шар и валик (колбаска, столбик, ци­линдр). Берём кусочек теста, слег­ка разминаем в руках, чтобы стало более пластичным. Раска­тываем круговыми движениями ладоней (малыши могут сначала покатать настоящий орешек), что­бы получился шар. Валик раска­тываем прямыми возвратными движениями ладоней «туда- сюда». На основе шара дети по своему желанию лепят мячики, яблочки, апельсины, орешки, кон­феты, колобков и другие фигурки. На основе валика лепят каран­дашики, конфетки, палочки, ве­точки, хлопушки и другие ново­годние игрушки и др.

-диск (лепёшка) получается из шара. Самый простой способ: раскатать шарик и равномерно сдавить его обеими ладошками. Второй вариант: положить шарик на доску и надавить на него ла­дошкой или каким-то предметом (кубиком, кружкой с плоским донцем). На основе диска дети лепят тарелочки, печенье, пря­ники, элементы пирамидки, пу­говицы, колесики и др.

-боб (огурчик) получается из шара или валика. Катаем шар и затем равномерно раскатываем его ладонями «туда-сюда», будто катаем валик. Если же базовой формой для лепки является ва­лик, достаточно слегка округлить его концы. На основе боба дети лепят разные овощи, фрукты, животных (жук, гусеница, рыбка, мышка и др.), игрушки (н-р, пеле­нашка).

Много одинаковых мелких де­талей можно получить из солё­ного теста, если скатать тонкую колбаску (валик) и затем нарезать её стеком на кусочки. Таким спо­собом получаются элементы раз­ных композиций (бусы, витаминки, снежные комочки) и детали пер­сонажей (глаза, носы, уши).



Приложение № 2



Оснащение  творческого центра «Мукосолька»


1.Подкладные дощечки или клеенки

2.Формочки из детских наборов

3.Стеки

4.Мука

5.Соль

6.Пищевой краситель

7.Мерная кружка

8.Пластиковые контейнеры для муки, соли и замешивания теста

9.Скалка

10.Разделочная доска

11.Коробочка с мелкими предметами: бусинки, бисер, пайетки, пуговицы, бросовый материал, природный материал и т. д.

12.Подставка для готовых работ.

13 Оборудование для придания формы тесту: формочки от печенья; пасочки из песочницы; крышки разных диаметров; самостоятельно изготовленные трафареты из картона.

14. Оборудование для придания рельефа и создания всевозможных отпечатков:

-Кружево бумажное и текстильное;

-Колпачки от фломастеров;

-Вилка;

-Коктейльная трубочка 

-Палочки разного диаметра;

15. Для украшения поделок:

-Макароны разных форм;

-Крупа (фасоль, горох, нут);

-Семена растений (арбуза, подсолнечника, тыквы);

-Приправы (черный перец, гвоздика);

-Пуговицы и бусины.

Приложение № 3



Конспект занятия «Ёжик из солёного теста»


Цель: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом, передавая характерные особенности внешнего вида. Развивать чувство формы, способности к композиции.

Оборудование: соленое тесто для лепки, стеки, клеенки для лепки, салфетки, кисти, картон - «полянка», ножницы, игрушечный ежик.

Ход занятия:

Воспитатель в корзинке вносит игрушку ёжика и говорит«К вам пришел гость, но чтобы показаться, просит отгадать о нем загадки».

Воспитатель загадывает детям загадку:

Ползёт, иглы на себе несет; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок – ни головы, ни ног.

Педагог предлагает рассмотреть игрушечного ежа, т. к. лесные ежики еще спят. Поясняет: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яйцо. А как такую форму вылепить?» Выслушивает ответы детей. У ежика вытягивается мордочка и носик приподнимается вверх, еще у ежика есть ушки. Ежику можно сделать лапки из четырех шариков из теста, прикрепив их внизу туловища. Как же можно изобразить иголки у ежика(ответы детей). Правильно, все эти способы очень хороши, если лепить ежика из пластилина, но ведь мы будем лепить из теста, поэтому сегодня я вам покажу новый способ изображения иголок, при помощи ножниц (показ).

Мой ёжик готов и уже спешит на полянку, и уже два ёжика будут ждать к себе друзей.

Физкультминутка «Топал ёжик»

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

Путем вопросов воспитатель уточняет последовательность операций.

В процессе работы педагог помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. («Что ты сейчас делаешь? Что тебе еще осталось сделать? Как ты это сделаешь? и т. п.) . Детям, быстро справившимся с заданием, воспитатель предлагает дополнить композицию грибочками или яблочками на спине ёжика, цветочками на поляне.

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на общей полянке. Педагог в каждом ежике находит что-нибудь особенное. Например: «Вот пришел маленький ежик с острым носиком… а вот появился колючий ежонок… а это худенький маленький ёжик, которую надо хорошенько покормить» и т. п.

В заключение (или после занятия) педагог предлагает игру «Ёжик»

Бежит ежик туп-туп-туп,

Весь колючий – острый зуб.

Ёжик, ежик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ежик ножками туп-туп,

Ежик глазками луп-луп.

Слышит ежик всюду тишь,

Чу, скребется где-то мышь.

Пляши, пляши ежик,

Не жалей своих ножек.

Ты лови себе мышей,

Развлекай наших детей.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.