Творческий проект по тестопластике «Веселые мукосольки»
Творческий проект по тестопластике
«Веселые мукосольки»
Срок реализации: сентябрь 2024г.
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране.
Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делают данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применяется для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».
Преимущества соленого теста:
1. Можно приготовить в любой момент
2. Легко отмывается и не оставляет следов
3. Безопасно при попадании в рот
4. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о важности работы с воспитанниками в данном направлении.
Цель проекта: приобщать детей к народному искусству тестопластики, создать условия для «открытия» свойств теста и освоения базовых способов лепки; поддержать первые радостные проявления художественного творчества.
Задачи:
Познакомить с солёным тестом как пластичным материалом, помочь выявить его свойства.
Поддержать интерес к экспериментированию с солёным тестом и накоплению начального художественного опыта.
Создать условия для освоения базовых способов лепки и их свободного применения в художественной деятельности.
Инициировать мотивированное включение в совместную деятельность со взрослым и другими детьми в процессе создания фигурок и рельефных «картин» из солёного теста.
Развивать восприятие, ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение, речь.
Повышать педагогическую компетентность родителей посредством консультативной поддержки и совместной творческой деятельности.
Методическое обеспечение проекта
2. «Арт – методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»(от двух месяцев до трех лет)/ под редакцией И.А. Лыковой. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
3. Антипова М.А. Соленое тесто : необычные поделки и украшения : красивые вещи своими руками / М. А. Антипова. - Москва: РИПОЛ классик; Ростов-на-Дону: Владис, 2007.
4. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто», Дрофа Плюс, 2009 г.
5. Лыкова И.А. , Грушина Л.В. «Подарки из соленого теста. Тестопластика» Издательство: Карапуз, 2008 г.
Целевая аудитория и управление проектом: родители (законные представители), воспитанники, педагогические работники
Организация развивающей предметно-пространственной (образовательной) среды
Взаимодействие с детьми и родителями в рамках проекта осуществляется посредством различных современных форм и методов в открытых образовательных пространствах:
– открытое образовательное фойе
– открытое пространство творческой деятельности
– творческий центр «Мукосольки»
Назначение и специфика помещений
Таблица 1
|
| |||
|
| |||
|
| |||
Творческий центр «Мукосольки» |
|
Для реализации творческого проекта использовались следующие активные формы и методы взаимодействия с детьми: краткосрочные образовательные практики, творческие мастерские, экспериментирование с материалами и веществами.
Краткосрочная образовательная практика - это организованная совместная деятельность (воспитатель - ребенок), имеющая конкретный (конечный) образовательный результат.
Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая создает условия для получения каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия.
Экспериментирование с материалами и веществами - это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента.
Стратегия и механизм реализации проекта
Таблица 2
| Цель | Содержание деятельности | |
Подготовительный | Выявление образовательных потребностей и запросов | 1. Изучение литературы по данной теме 2. Постановка целей и задач проекта для педагогов, детей и родителей, подборка видов работы в соответствии с поставленными задачами. 3.Создание творческого центра «Мукосолька», оснащение его необходимым для работы оборудованием. 4. Создание картотеки опытов и экспериментов. | |
Основной |
| Краткосрочные образовательные практики: 1.Лепка- экспериментирование «Тили- тили тесто…» (знакомство с пластическими материалами) 2.Лепка и рисование на тесте «Игрушки – мукосольки» (картинки на тесте) 3.Лепка предметная «Вкусное печенье» (картинки из теста) 4.Игры с тестом в свободной деятельности Творческая мастерская «В гостях у Мукосольки» Экспериментирование с тестом «Веселые поварята» | |
Итоговый | Изучение удовлетворенности родителями качеством взаимодействия | 1.Украшение детского сада и группы совместно с родителями 2.Выставка детских работ «Веселые Мукосольки» |
Результаты реализации проекта:
1. Формирование интереса детей к тестопластике.
2.Творческое развитие детей.
3.Развитие у детей мелкой моторики рук.
4.Заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.
Приложение 1
Азбука лепки: формование деталей
На примере мукосолек педагог в доступной форме знакомит детей с искусством тестопластики. Создает условия для освоения базовых способов лепки доступных детям образов.
Базовые формы в лепке:
- шар и валик (колбаска, столбик, цилиндр). Берём кусочек теста, слегка разминаем в руках, чтобы стало более пластичным. Раскатываем круговыми движениями ладоней (малыши могут сначала покатать настоящий орешек), чтобы получился шар. Валик раскатываем прямыми возвратными движениями ладоней «туда- сюда». На основе шара дети по своему желанию лепят мячики, яблочки, апельсины, орешки, конфеты, колобков и другие фигурки. На основе валика лепят карандашики, конфетки, палочки, веточки, хлопушки и другие новогодние игрушки и др.
-диск (лепёшка) получается из шара. Самый простой способ: раскатать шарик и равномерно сдавить его обеими ладошками. Второй вариант: положить шарик на доску и надавить на него ладошкой или каким-то предметом (кубиком, кружкой с плоским донцем). На основе диска дети лепят тарелочки, печенье, пряники, элементы пирамидки, пуговицы, колесики и др.
-боб (огурчик) получается из шара или валика. Катаем шар и затем равномерно раскатываем его ладонями «туда-сюда», будто катаем валик. Если же базовой формой для лепки является валик, достаточно слегка округлить его концы. На основе боба дети лепят разные овощи, фрукты, животных (жук, гусеница, рыбка, мышка и др.), игрушки (н-р, пеленашка).
Много одинаковых мелких деталей можно получить из солёного теста, если скатать тонкую колбаску (валик) и затем нарезать её стеком на кусочки. Таким способом получаются элементы разных композиций (бусы, витаминки, снежные комочки) и детали персонажей (глаза, носы, уши).
Приложение № 2
Оснащение творческого центра «Мукосолька»
1.Подкладные дощечки или клеенки
2.Формочки из детских наборов
3.Стеки
4.Мука
5.Соль
6.Пищевой краситель
7.Мерная кружка
8.Пластиковые контейнеры для муки, соли и замешивания теста
9.Скалка
10.Разделочная доска
11.Коробочка с мелкими предметами: бусинки, бисер, пайетки, пуговицы, бросовый материал, природный материал и т. д.
12.Подставка для готовых работ.
13 Оборудование для придания формы тесту: формочки от печенья; пасочки из песочницы; крышки разных диаметров; самостоятельно изготовленные трафареты из картона.
14. Оборудование для придания рельефа и создания всевозможных отпечатков:
-Кружево бумажное и текстильное;
-Колпачки от фломастеров;
-Вилка;
-Коктейльная трубочка
-Палочки разного диаметра;
15. Для украшения поделок:
-Макароны разных форм;
-Крупа (фасоль, горох, нут);
-Семена растений (арбуза, подсолнечника, тыквы);
-Приправы (черный перец, гвоздика);
-Пуговицы и бусины.
Приложение № 3
Конспект занятия «Ёжик из солёного теста»
Цель: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом, передавая характерные особенности внешнего вида. Развивать чувство формы, способности к композиции.
Оборудование: соленое тесто для лепки, стеки, клеенки для лепки, салфетки, кисти, картон - «полянка», ножницы, игрушечный ежик.
Ход занятия:
Воспитатель в корзинке вносит игрушку ёжика и говорит: «К вам пришел гость, но чтобы показаться, просит отгадать о нем загадки».
Воспитатель загадывает детям загадку:
• Ползёт, иглы на себе несет; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок – ни головы, ни ног.
Педагог предлагает рассмотреть игрушечного ежа, т. к. лесные ежики еще спят. Поясняет: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яйцо. А как такую форму вылепить?» Выслушивает ответы детей. У ежика вытягивается мордочка и носик приподнимается вверх, еще у ежика есть ушки. Ежику можно сделать лапки из четырех шариков из теста, прикрепив их внизу туловища. Как же можно изобразить иголки у ежика? (ответы детей). Правильно, все эти способы очень хороши, если лепить ежика из пластилина, но ведь мы будем лепить из теста, поэтому сегодня я вам покажу новый способ изображения иголок, при помощи ножниц (показ).
Мой ёжик готов и уже спешит на полянку, и уже два ёжика будут ждать к себе друзей.
Физкультминутка «Топал ёжик»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
Путем вопросов воспитатель уточняет последовательность операций.
В процессе работы педагог помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. («Что ты сейчас делаешь? Что тебе еще осталось сделать? Как ты это сделаешь? и т. п.) . Детям, быстро справившимся с заданием, воспитатель предлагает дополнить композицию грибочками или яблочками на спине ёжика, цветочками на поляне.
В конце занятия дети размещают своих ёжиков на общей полянке. Педагог в каждом ежике находит что-нибудь особенное. Например: «Вот пришел маленький ежик с острым носиком… а вот появился колючий ежонок… а это худенький маленький ёжик, которую надо хорошенько покормить» и т. п.
В заключение (или после занятия) педагог предлагает игру «Ёжик»
Бежит ежик туп-туп-туп,
Весь колючий – острый зуб.
Ёжик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ежик ножками туп-туп,
Ежик глазками луп-луп.
Слышит ежик всюду тишь,
Чу, скребется где-то мышь.
Пляши, пляши ежик,
Не жалей своих ножек.
Ты лови себе мышей,
Развлекай наших детей.