Публикация «Творчество в педагогической деятельности»
Творчество в педагогической деятельности
Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала
В.П. Беспалько
В современном мире постоянно происходят перемены. Школа должна учитывать растущее многообразие образовательных потребностей и запросов общества и влиять на их дальнейшее развитие. Выживание школы в этих непростых условиях возможно при переходе от единообразия и функционирования к разнообразию и развитию.
Обновление школы идёт в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка. В них образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Современное общество формирует потребность в иных, чем только запас знаний, умений и навыков, потенциалах личности. Прежде всего, это способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия и активизировать необходимый для достижения результата потенциал. В большей степени этими способностями обладают творческие личности. Таким образом, в соответствии с современной стратегией образования, актуальна проблема проектирования и использования педагогических технологий, ориентированных на личность и максимально возможное развитие качеств личности, способной к творческой деятельности.
Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две отдельные деятельности – учителя и ученика, а как деятельность совместную, как взаимодействие. Воспитать творческого ученика может только творческий педагог. Для этого учителю необходимо развивать творчество в себе.
Мир изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников срабатывают слабее и все менее приветствуются обществом. Возникает вопрос: как будем учить в будущем? Ответ очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.
В образовательно-воспитательном процессе главным двигателем является творческая энергия учащегося, которую сопровождает педагог. Ученики, включенные в активную творческую деятельность, в итоге, умеют самостоятельно выявлять проблемы, ставить перед собой задачи, искать пути их решения не всегда традиционным способом, уметь критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения. При отсутствии творческой составляющей личности педагога этот процесс не представляется возможным.
Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь, должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятым для его области знаний. Но бесспорно и то, что деятельность учителя — это искусство, поскольку без включения своего личностного, творческого видения способов реализации тех или иных задач педагог не достигнет должного эффекта. Таким образом, творческий учитель, находясь в рамках стандартов, должен создавать ситуацию радости от образования. Образование же без радости, и ощущения постоянного активного соучастия в процессе педагогического сотворчества педагога и учащихся, лишено главного — своей эмоционально-мотивационной основы.
Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».
Можно выделить основные признаки творчества педагога.
владение приемами научного анализа и синтеза;
умение внедрять науку в практику;
видение основополагающих идей внедрения;
способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;
способность разрабатывать научно - практические методики (инструментарий) внедрения;
умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);
умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;
проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки
между отдельными фактами и т. д.);
умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;
умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.
Критерии педагогического творчества по Г. М. Коджаспировой:
наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
способность к самосовершенствованию и самообразованию;
разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;
вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;
эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;
умение видеть «веер вариантов»
Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)
Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:
уровень элементарного взаимодействия с классом, когда педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класс.
Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:
уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;
стремление к творческому поиску;
владение педагогической техникой, педагогический опыт;
достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;
психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.
Одна и та же технология может применяться различными исполнителями по инструкции или творчески. Результаты будут различными.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Любая технология позволяет реализовать творческий подход в образовательно-воспитательном процессе. Учитель – это индивидуальность со своим творческим потенциалом, который он может реализовать, опираясь на инновационные технологии, методы преподавания, различные приемы и формы.
Педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики
Таким образом, успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным составом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Эффективность педагогических технологий невозможна без мотивации учащихся. Вот те положения, которых педагог может придерживаться в работе.
Создание привлекательного микроклимата в классе. Педагог и класс должны быть привлекательным местом, где дети чувствуют себя в безопасности и приняты коллективом. Педагог может быть прекрасным учителем, но нездоровая атмосфера в классе, буллинг и другие негативные проявления сведут к нулю усилия учителя.
Предоставление ученикам право выбора. После того, как ученики получили первые знания по изучаемой теме, первые навыки, всегда есть возможность предложить им выбор дальнейшей траектории обучения. Предоставление ученикам права выбора имеет решающее значение для повышения их учебной мотивации, вовлеченности в образовательный процесс.
Соблюдение преемственности в стратегии выбора. По мере того, как ученики взрослеют, им всё более важна свобода выбора. Выбор влияет на интерес учащегося к изучаемому предмету. Выбор может заключаться во времени изучения содержания, в форме изучения, в форме контроля, в представлении результатов. Ученики могут сделать выбор тем для проектно-исследовательской работы.
Реальное обучение. Ученики больше увлечены и заинтересованы, когда чувствуют, что изучаемое на уроке связано с жизнью вне класса. Оно отражает реальную жизнь, даёт им практические навыки и рассматривает темы, которые актуальны и применимы к их жизни за пределами школы.
Проектное обучение. Решение реальных проблем с самого начала образовательного процесса мотивирует учащихся. Проектная деятельность может повысить учебную активность, их интерес, укрепить их мотивацию к обучению и сделать учебный опыт более актуальным и значимым.
Сделать цели обучения очевидными. Зачастую, отсутствие интереса учеников, на самом деле оказывается их боязнью из-за своей перегруженности или сложности изучаемого. Нужно представить ученикам своеобразную дорожную карту с хорошо прописанными и конкретными целями обучения. Дорожная карта должна показать, что именно учитель хочет от учеников, чего ожидает в завершении изучения данной темы, что может помочь решить текущие проблемы изучения.
Межпредметные связи. Иногда ученики не видят, как изучаемое на одном предмете, пересекается с тем, что они изучают в других. Межпредметные связи помогут усилить интерес ко всем учебным дисциплинам, связанным с изучаемой темой.
Показ практической значимости предмета. Некоторые ученики не заинтересованы в обучении, потому что они не видят смысла в том, что они изучают. Важно объяснить учащиеся, где они могут применять эту учебную информацию в будущем.
Стимулирование обучения. Награда может подтолкнуть немотивированного и незаинтересованного ученика к обучению.
Формирование ученического целеполагания. Учитель должен помочь ученику формировать собственные цели. Ответы на поставленные учителем вопросы могут помочь им в этом (Зачем это тебе необходимо? Что ты делаешь, чтобы достичь желаемого? Добился ты необходимых результатов? Каковы твои планы/ варианты дальнейших действий?) Особенно это касается совместной деятельности учащихся.
Использование практического обучения, включение дополнительных материалов. Хорошо продуманная практическая деятельность мотивирует учащихся: разжигает любопытство и направляет их через привлечение опыта добиться ожидаемых результатов обучения. Проявление интереса к обучению нужно не только ученикам, но и педагогам, чтобы получать удовольствие от работы.
Обучающиеся не приемлют однообразия, они хотят развиваться, постигать новое, быть активными участниками образовательного процесса, поэтому педагоги должны использовать всё, что только возможно на благо обучения.
Разрабатывая нестандартные, интересные уроки, педагог не только становится многофункциональным, но и повышает свою квалификацию, раскрывает свой творческий потенциал, мотивирует учащихся на изучение предмета, развивает познавательные универсальные учебные действия. Такой опыт для педагога бесценный, потому что он растет и развивается как личность, видит взаимную отдачу от учеников, большее желание и стремление к своему и их развитию.
Библиография
Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.
https://pedsovet.org/rubric/pedagogika
https://www.maam.ru/detskijsad/priznaki-tvorcheskoi-lichnosti-pedagoga.html